Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Налоговые преобразования в период царствования Ивана IV Грозного

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства, помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено. Тягло и подать государственная приносили казне 400 тыс. руб. и меха сибирской области. Различные городские пошлины — торговые, питейные, судебные, банные — приносили 800 тыс. руб. в казну Большого… Читать ещё >

Налоговые преобразования в период царствования Ивана IV Грозного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иван IV (1530—1584) Васильевич Грозный, великий князь всея Руси, стал в 1547 г. первым русским царем. В его правление множились государственные доходы, совершенствовалась система налогов. Земледельцы были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.

По свидетельству Н. М. Карамзина, два земледельца, высеивая для себя 6 четвертей ржи, давали ежегодно великому князю 2 гривны и 4 деньги, 2 четверти ржи, 3 четверти овса, осьмину пшеницы, ячменя. Некоторые крестьяне предоставляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур, сыр, яйца, овчины и пр. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях1.

Итак, что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.

Со времен Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной[1][2]

данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности были заменены денежным оброком.

Кроме обычных прямых податей при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и «русски, угнанных в полон».

Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые окладные книги.

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины.

Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно вследствие их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.

Сохранились многие решения царя, касающиеся таможенных сборов. В таможенной грамоте, данной в 1563 г. в село Весьегоиское, велено с людей своего уезда брать пошлину с рубля по полторы деньги; с иногородних купцов: московских, тверских, новгородских и псковских — с рубля по четыре деньги. Если же приедет рязанец или казанец или какой-нибудь другой иноземец, то с рубля — по семи денег1.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу давалось преимущество перед иногородними. Грамота предупреждала: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозил серьезный штраф. Брать все пошлины следовало с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу[3][4].

В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства, помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено. Тягло и подать государственная приносили казне 400 тыс. руб. и меха сибирской области. Различные городские пошлины — торговые, питейные, судебные, банные — приносили 800 тыс. руб. в казну Большого прихода. Сюда же направляли излишки доходов прочие приказы — Стрелецкий, Иноземный, Пушкарский, Разрядный и др.

Как видим, во время правления Ивана Грозного на Руси проводилась протекционистская фискальная политика. Особенно строго контролировалось денежное обращение. Золото, серебро, сами деньги должны были оставаться в России. Их вывоз строго карался.

Попытаемся проанализировать деятельность Ивана IV в сфере финансовой политики и налогообложения с учетом сформулированных выше критериев классификации.

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос, являются ли преобразования, проведенные Иваном IV, налоговыми реформами, или же это было совершенствованием налогообложения.

Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать общую стратегию его действий и цели проводимых преобразований, в том числе в сфере управления финансами.

Стратегию Московского государства при Иване IV можно определить как укрепление независимости Русского государства и расширение его территории за счет объединения русских княжеств и покорения остатков Золотой орды, серьезным образом мешавших развитию Московского государства и выходу к морям. Все это требовало серьезных финансовых ресурсов. Система управления государством, в том числе финансовая, оставшаяся от прежних времен, не удовлетворяла потребностям развивающегося государства. Кроме того, необходимость централизации потребовала создания нового слоя элиты, на который бы мог опираться царь в своей деятельности, а именно: замены слоя удельных князей на бояр и детей боярских, и как следствие передел прав собственности, в первую очередь на землю.

В связи с этим, мероприятия в сфере налогообложения, проводимые Иваном IV, следует признать налоговой реформой по следующим причинам.

Изменения в налогообложении в этот период представляют собой комплексный процесс кардинальных преобразований налогообложения с целью приведения его в соответствие с новым содержанием социальнополитической стратегии государства: создание и укрепление единого централизованного русского государства.

По содержанию налоговые реформы Ивана IV следует отнести к разряду системных, поскольку в их ходе произошли кардинальные преобразования налоговой системы, важнейшим из которых являются[5]:

  • • отмена системы «кормлений»;
  • • реформа посошного налогообложения земли;
  • • реформа центральных и местных органов государственного управления. Создание приказов, в том числе финансовых, а также земских и губных учреждений.

    Введение

    специального сбора «деньга из чети» для содержания должностных лиц;

  • • введение новых прямых и косвенных налогов, в том числе на содержание постоянной армии, акцизов (пошлина на убой скота);
  • • развитие таможенных пошлин и мер протекционистского характера;
  • • введение государственной монополии на производство крепких напитков и торговлю ими (царевы кабаки);
  • • расширение состава плательщиков — Православная церковь как один из главных собственников земли была лишена многих своих привилегий;
  • • усиление роли косвенных налогов за счет питейных сборов, таможенных пошлин и др.

По критерию целей реформы Ивана IV можно определить как ограниченно целевые, главной целью которых была фискальная: обеспечение финансовых потребностей государства.

По продолжительности реформы Ивана IV можно отнести к долгосрочным, так как проводились в течение почти 50-летнего правления Ивана IV, хотя и в несколько этапов.

  • [1] 1 См.: Карамзин II. М. История государства Российского: в 12 т. М.: Паука, 1991. Ки.
  • [2] Т. 6. С. 218.
  • [3] Цит. по: Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, 1997. С. 18.
  • [4] См.: Там же. С. 18.
  • [5] См.: Толкушкин А. В. История налогов в России. М.: Юрист, 2001. С. 24—40.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой