Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Урок 49. ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Екатерина начала свое правление с такого дела, которое во всяком государстве должно считаться основным. Государство крепко порядком. Порядок крепок тогда, когда он обеспечен законами. У нас же в ту пору, когда вступила на престол Екатерина, в законах была страшная неурядица. Трудно было знать, какие законы у нас действуют. В последний раз законы были собраны при царе Алексее Михайловиче. С тех… Читать ещё >

Урок 49. ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Императрица Екатерина II, вступившая на престол с 1762 года после мужа своего Петра Феодоровича, была внучка Петра Великого по линии дочери его Анны. Екатерина провела свои детские годы среди немцев и приехала в Россию в 16 лет. Но когда она узнала Россию и русских, то от всего сердца полюбила русский народ. Она говорила: «Русские — самый лучший народ в мире. Я желаю одного, чтобы русский народ был как можно счастливее. Я не хотела бы дожить до того, чтобы какой-нибудь народ был благополучнее моего народа». Но Екатерина II не только любила Россию, но умела как нельзя лучше служить ей. Она была превосходно образована и имела так много ума и знаний, что к суждениям ее прислушивались самые ученейшие люди того времени, с которыми она вела постоянную переписку. Каждое дело она обдумывала со всех сторон, выслушивала всякие мнения, с благодарностью принимала возражения и не настаивала на своем, когда другие могли доказать, что она ошибается. Раз императрица в собрании сената прочитала постановленные ею новые правила о продаже соли. Сенаторы согласились с ней. Молчал только один из них, граф Петр Панин. Екатерина потребовала его мнения. Панин стал возражать против каждой статьи правил, и правила пришлось переделать от начала до конца. Императрица не только не обиделась на это, но выразила особенную благодарность графу и его одного удостоила приглашением в этот день к своему столу. Петра Великого Екатерина считала образцом правителя и благоговела перед ним. При ней всегда находился портрет Петра. И когда она думала о каких-нибудь делах, то часто спрашивала себя, как поступил бы в этом случае Петр. Один почитатель императрицы сказал: «Петр создал русских людей, Екатерина вдохнула в них душу». Это значит, что Екатерина завершила то, что начал Петр. Петр Великий видел Россию в семье европейских народов. С его времени Россия стала жить заодно со всеми образованными государствами. Екатерина, продолжая дела Петра Великого, доставила России первенствующее место среди европейских государств. Без участия России не стало совершаться никакого важного дела в мире. России стали слушаться другие державы. К защите русского престола стали прибегать все слабые и угнетенные. За свои деяния Екатерина прозвана Великой, а за ласковость и доброту народ и до сих пор называет ее «матушкой царицей». Она была так ласкова в обращении, что каждый, кто говорил с ней, не только не чувствовал никакого стеснения, а напротив, казался умнее и находчивее, чем обыкновенно. Внимательность ее к людям, окружавшим ее, была беспредельна. Она никому не желала быть в тягость, даже в мелочах. Раз, например, ей нужно было послать своего камердинера куда-то с запиской. Когда Екатерина вошла в комнату, то застала служащих за картами. Чтобы не расстраивать их игры, она была так милостива, что сама села играть за этого человека, которого отправила с запиской. Она была доступна для всех. Каждый, кого постигала беда, мог прийти к императрице и найти у нее утешение. Один мелкий чиновник по неосторожности разорвал указ, подписанный императрицей. Это считалось преступлением, которое вело к тяжкому наказанию. Перепуганный чиновник прибегает прямо к императрице и рассказывает, в чем дело. Екатерина велела ему переписать указ, подписалась под ним и только приказала чиновнику не говорить никому о случившемся.

Екатерина начала свое правление с такого дела, которое во всяком государстве должно считаться основным. Государство крепко порядком. Порядок крепок тогда, когда он обеспечен законами. У нас же в ту пору, когда вступила на престол Екатерина, в законах была страшная неурядица. Трудно было знать, какие законы у нас действуют. В последний раз законы были собраны при царе Алексее Михайловиче. С тех пор государственный порядок изменился до основания. Петр издал необъятное множество узаконений. Преемники его, со своей стороны, издали множество новых законов, которые часто не сходились ни между собою, ни с прежде изданными. Между тем свода законов не было. В массе узаконений сбивались с толку самые добросоветные дельцы. Люди недобросовестные допускали возмутительные злоупотребления, применяя то уложение, то петровский закон, то какой-нибудь позднейший, смотря по личному расчету. Екатерина полагала, что ее первая обязанность должна заключаться в приведении законов в порядок и во всеобщую известность, в дополнении законов там, где они не полны, в изменениях там, где они требуются, — словом, в издании свода действующих законов. Она учредила комиссию для составления свода законов. В эту комиссию кроме высших сановников приглашены были выборные от всех местностей и сословий русского государства. Екатерина хотела, чтобы приведено было в полную известность, что русскому народу не нравится в существовавших законах, в каких законах, напротив, народ нуждается. Поэтому членам комиссии было объявлено, что они могут без стеснения заявлять все свои нужды и потребности. Со своей стороны, императрица объявила, какие законы она считает не подлежащими изменению и какие перемены полагала бы она произвести в законах сама. Свои мысли по этому предмету императрица выразила в так называемом «Наказе».

Много думала и долго работала императрица Екатерина над своим «Наказом». «Два года, — говорит она, — я читала и писала, не говоря о том полтора года ни слова, но следуя единственно уму и сердцу своему, с ревностнейшим желанием пользы, чести и счастья империи и чтобы довести до высшей степени благополучие живущих в ней, как всех вообще, так и каждого особенно. Преуспев, по моему мнению, в сей работе, я начала по частям показывать ее разным лицам». Она от души желала знать, верно ли она угадывает нужды России, и требовала строгой оценки своей работы. От одних она слышала одобрение, другие же возражали ей. Эти возражения были предметом новых работ императрицы. Наконец, когда она изготовила «Наказ», то назначила несколько разномыслящих людей для окончательного просмотра его. Тут при каждой строке родились споры. «Я дала волю чертить и вымарать, что хотели», — говорит Екатерина.

«Наказ» императрицы Екатерины составляет свод тех мыслей, которые в ней возникли при изучении государственной науки и России. Здесь она объясняет, как она желала бы править Россией, чтобы сделать ее счастливой. «Власть русского государя, — говорит Екатерина, — должна быть так же велика, как велики его владения». Государь России управляет посредством законов, которые до издания их рассматриваются особым учреждением. Это учреждение есть сенат, которому другие правительственные учреждения представляют о несовершенствах существующих законов. Законы издаются для того, чтобы «предохранять безопасность каждого гражданина». Законы не должны быть стеснительны для граждан, они должны дозволять гражданам делать все, что не вредно для общества или для некоторых его членов. Нарушение закона есть преступление. Преступление должно неизбежно влечь за собою наказание виновного. Наказание назначается преступнику для того, чтобы он исправился и чтобы другие остерегались от преступлений. Всякое наказание, которое уродует тело, должно быть отменено. Употребление пытки противно здравому смыслу; потому что в пытке человек не понимает сам, что говорит. Наказывать должно того, чья вина не подлежит сомнению. «Лучше простить десяток виновных, чем наказать одного невинного». Чтобы удержать людей от нехороших дел, следует их хорошо воспитывать. Кроме общих объяснений о том, как должно идти управление русским государством, «Наказ» делает частные указания на отдельные черты государственной жизни нашего отечества. Так, например, Екатерина указывает на крепостное состояние крестьян, доказывает его вред тем, что оно производит леность и способствует обеднению государства, и предлагает разные меры к его ослаблению.

Судя по «Наказу» Екатерины, можно было угадать, какие перемены произведет она в управлении. И действительно, то, что она вводила в России, были осуществлением тех мыслей, какие выражены в «Наказе». В законах, изданных Екатериной, мы видим, во-первых, целый ряд мер, отменяющих разные стеснительные для подданных обычаи и расширяющих круг действия частных лиц. Разные сословия государства приобрели новые права. Так, дворянство приобрело право избирать себе предводителей для заведования дворянскими делами. Городское сословие, т. е. купцы и мещане, получили право выбирать себе судей и правительственных лиц, например городских голов.

Но меры против крепостного права не получили хода, потому что Екатерина не встретила одобрения этим мерам даже между образованными людьми России. Далее, законы императрицы Екатерины Великой касались лучшего устройства судебной части. Во всех уездных городах учреждены уездные суды для дворян, городовые магистраты для купцов и мещан, нижние расправы для крестьян. В губернских городах учреждены высшие судебные места: верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа; кроме того, уголовная палата, гражданская палата, общие для всех сословий. Для попечения о вдовах и сиротах установлены дворянские опеки и сиротские суды. Для устройства школ, богаделен и сиротских домов учреждены приказы общественного призрения. Народное образование и воспитание было постоянным предметом заботливости Екатерины. При Екатерине открыто первое учебное заведение для женщин, так называемый Смольный монастырь, учреждены воспитательные дома в Петербурге и Москве для воспитания подкидышей. Екатерина предполагала также открыть целую сеть низших, средних и высших училищ для общего образования, но за недостатком денег план этот не был исполнен при ней. Впоследствии внук Екатерины, император Александр I, осуществил предположение Екатерины.

Собранная Екатериною комиссия не издала свода законов, потому что дело это не могло скоро сделаться и потому что работам ее помешали войны, которые Екатерине пришлось вести. Но комиссия, по словам самой Екатерины, дала ей сведения о всей империи, показала, на что следует обратить внимание. Все важнейшие законодательные меры Екатерины были соображены с теми сведениями, которые доставила комиссия.

Вопросы для повторения

  • 1. Очертите характер Екатерины Великой.
  • 2. Какую черту сходства можно найти в правлении и деятельности Екатерины Великой и Иоанна ГУ (оба философы, с готовой системой правления, с ясно очерченным идеалом).
  • 3. Сравните Петра I и Екатерину II.
  • 4. Припомните все попытки русских государей к собранию законов.
  • 5. Почему Екатерина хотела начать с издания свода законов?
  • 6. Как составлена была екатерининская комиссия?
  • 7. Что такое «Наказ» Екатерины?
  • 8. Какие выводы можно сделать о характере Екатерины, судя по истории составления «Наказа».
  • 9. Содержание «Наказа».
  • 10. Проведите параллель между «Наказом» и законодательными мерами Екатерины.
  • 11. В чем Екатерина отступила от «Наказа»?
  • 12. Припомните русского государственного человека, который первый заговорил о неудовлетворительности петровских училищ и необходимости воспитательных заведений.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой