Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

В поисках осмысления параметров справедливого и свободного общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идея обобществления благ как средство борьбы с экономическими проблемами присутствует у Томаса Мора (1478—1535). Он высказывает мысль о том, что надо иметь национальный план использования земли и управлять экономическими ресурсами, создавать общественные житницы, а государству необходимо оплачивать услуги врачей и юристов. Классик утопической идеи Роберт Оуэн (1771 — 1858) отвергал частную… Читать ещё >

В поисках осмысления параметров справедливого и свободного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повседневная жизнь и быт людей в период капиталистических преобразований стремительно меняются в результате гигантских шагов, сделанных в условиях капиталистического преобразования экономики. Однако расслоение общества продолжает расти, и в некоторых случаях — в ужасающих размерах. Появляются два полюса — полюс очевидного богатства меньшинства и полюс очевидной бедности большинства.

Человечество прошло большой путь в поисках осмысления параметров справедливого и свободного общества. Свой вклад в это внесли так называемые утопии. Разного рода утопии пытались дать описание гармоничных, совершенных отношений и стремились дать ответы на вызовы несовершенного социально-экономического обустройства современного им общества. Своими взглядами они устремлялись в будущее.

Утопическая традиция базировалась на следующих основополагающих идеях.

1. Обобществление благ: они должны находиться в общей собственности. Еще Платон в труде «Государство» (360 до н.э.) провозглашал, что общей собственностью должна быть собственность правящих «хранителей» — это имело целью предотвращение конфликтов между частными интересами и интересами общества.

Идея обобществления благ как средство борьбы с экономическими проблемами присутствует у Томаса Мора (1478—1535). Он высказывает мысль о том, что надо иметь национальный план использования земли и управлять экономическими ресурсами, создавать общественные житницы, а государству необходимо оплачивать услуги врачей и юристов. Классик утопической идеи Роберт Оуэн (1771 — 1858) отвергал частную собственность даже в форме мелкой собственности.

В XVII—XIX вв. обобществление благ перестает быть обязательным элементом утопической идеи в отношении собственности. Верх берут либеральные идеи о выгодах частной собственности. Так, Дж. Грей (1798— 1850) — выдающийся представитель английского утопического социализма — ревностно защищал неприкосновенность частной собственности в работе «Социальная система» (1813). Однако в «Лекциях о человеческом счастье» (1825) Грей восклицает: «Прежде всего, мы отрицаем, что, строго говоря, какой-либо человек вообще может быть собственником земли. Земля является местом пребывания, естественным наследством всего современного и будущего человечества. Это — местожительство, которое принадлежит всем людям и никакому человеку в особенности, и находиться на нем все люди имеют одинаковое право»[1]. Одним словом, утописты уделяли отношениям собственности большое внимание, при этом отношение к господствующим формам собственности было противоречивым. Эта противоречивость во взглядах вела к представлению о многообразии форм собственности в социально-экономической системе будущего.

2. Проблема человеческих потребностей и желаний является центральной во всех видах идеальных обществ. В будущих «обществах безупречной морали», по мнению утопистов, необходимы перемены в человеческой природе потребностей. Особый акцент был сделан на борьбу с роскошью, что является отличительной чертой утопической идеи.

Основа социальной гармонии — духовное возрождение, надежда на коренные изменения человеческой натуры.

Последовательной критике подвергалась духовная нищета материального мира, в частности признание существования центрального противоречия между ограниченными ресурсами и безграничными потребностями. Идеи утопистов сводились к тому, что социальная гармония во многом зависит от удовлетворения практически неограниченных потребностей.

  • 3. Акцентировалось внимание на необходимости устранения основных социальных бед — преступности, бедности, войн и других пороков. Так, Грей, обеспокоенный проблемой бедности, выпускает в 1842 г. работу «Верное средство против бедствий народов». В этом сочинении он осуждает не людей, но систему, порождающую бедность. Эта идея проходит красной нитью через все его произведения.
  • 4. Традицией утопической идеи был и остается анализ проблем занятости населения и благосостояния человека. Так, П. Чемберлен в работе «Защитник бедняка» (1649) описывает механизм общественных работ для бедных под управлением государства. Не оставляет без внимания проблему бедности и Дж. Грей. Для своих выводов он использует всестороннее исследование общества, предпринятое Колганом (1814) и выдержки из писем о бедствиях Ирландии, опубликованных в свое время Лондонским комитетом. На основании этого он констатирует, что «причину того, что столь многие бедны, следует искать в общественных порядках»[2]. Грей призывает изменить торговые порядки, установившиеся в капиталистическом обществе. «Итак, ясно, что общественные порядки самым плачевным образом не соответствуют той цели, которую они преследуют. Их цель — увеличение счастья человека, их результат — его постоянные бедствия»[3].
  • 5. Совершенствование функционирования общественных институтов — основной инструмент устранения негативно обустроенного человеческого сообщества.
  • 6. В экономике и других сферах жизнедеятельности человека — строительство совершенной, полностью упорядоченной во всех деталях социальной модели при сохранении лучшего из прошлого.
  • 7. Экстраполяция в будущее в надежде на научно-техническое развитие, серьезный акцент на развитие производительных сил, создаваемых на базе науки, технологии и новых форм экономической организации, а также критика несовершенных форм этой организации;
  • 8. Строительство общества счастья. По мнению III. Фурье (1772—1837), высшей стадией развития человечества будет «правдивое, привлекательное производство общество гармонизма, где будет процветать справедливость и благополучие»[4]. (Эта характерная для утопистов идея сегодня во многих странах становится не только предметом научных изысканий, но и реальностью повседневной жизни.) Идеи человеческого счастья как объект научного исследования подхватил Ж. Б. Сэй (1767—1832). С его точки зрения, человеческое счастье вполне становится объектом экономики как науки, а человеческое благополучие рассматривается как подлинная цель рациональной человеческой деятельности. Симонд де Сисмонди (1773—
  • 1842) в труде «Новые начала политической экономии» (1819) констатирует, что наука об управлении ставит или должна ставить себе целью счастье людей, соединенных в общество. В его трудах счастье (благоденствие) людей признается великой целью хозяйственной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что мерилом ценности экономических благ становится психологическая ценность.

Свой вклад в поисках осмысления параметров справедливого и свободного общества в XIX в. внесли марксисты. К. Маркс (рис. 4.11) и Ф. Энгельс (1820—1895) видели будущее как общество, в котором будет господствовать принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» на основе высочайшего уровня развития производительных сил. Это общество они называли коммунизмом.

К. Маркс (1818-1883).

Рис. 4.11. К. Маркс (1818−1883).

Марксисты считали, что в основе научной проблемы человека лежат общественные отношения (их характер, источники и закономерности изменений). Они исходили из того, что проблема человека — это проблема отношений общественно организованного человека к природе и одновременно проблема характера взаимоотношений в обществе. Маркс определял сущность человека как «совокупность всех общественных отношений», при этом он рассматривал человеческую практику в качестве основы формирования и развития жизнедеятельности человека (как в общественных отношениях между людьми, так и в их отношениях к природе). Исследуя капитализм, Маркс приходит к выводу о переходе человечества к социализму и вместе с этим — к формированию нового человека, выступающего носителем и выразителем всей совокупности общественных отношений новой исторической эпохи.

  • [1] Грей Дж. Сочинения. М., 1955. С. 46.
  • [2] ГрейДж. Сочинения. С. 65.
  • [3] Там же. С. 74.
  • [4] Лйиабек К. С., Никоденко С. С. Философско-экономические поиски гармонии обществаи экономики // Журнал экономической теории. 2011. № 4. С. 221.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой