Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тара и упаковка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение эффективности логистических операций. Размеры первичной и вторичной упаковки, а также транспортной упаковки (тары) должны быть гармонизированы, упаковка должна соответствовать применяемому оборудованию по грузопереработке, что позволяет сократить время выполнения грузовых операций, более рационально использовать пространство склада и вместимость транспортных средств, снизить… Читать ещё >

Тара и упаковка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и функции упаковки

Упаковка — комплекс средств, обеспечивающих гармонизацию типоразмерных рядов потребительской упаковки, промышленных упаковочных модулей, тары и грузовместимости транспортных средств и защиту продукции от повреждения и потерь при транспортировке, складировании и грузопереработке[1].

Упаковка используется человеком на протяжении многих тысячелетий. Материалы, используемые для упаковывания, разнообразны, и каждый имеет свою историю.

Исторический экскурс

Считается, что первой упаковкой были плетеные корзины и изделия из глины, в которых люди еще 5000 лет до н.э. хранили и переносили различные продукты. Глиняная «упаковка» была распространена у оседлых народов, в кочевых племенах отдавалось предпочтение изделиям из кожи. Например, вино и кумыс хранили в кожаных мешках — бурдюках.

Примерно 2000 лет до н.э. появилась амфора. Благодаря форме амфоры можно было достаточно легко укладывать в несколько слоев, что было удобно при перевозках и хранении. При погрузке и разгрузке амфоры связывали между собой, что значительно облегчало и ускоряло эти процессы. Считается, что прообраз современной этикетки появился именно на амфоре, на которой отмечали, например, сорт винограда, из которого сделано вино, хранящееся в амфоре, время сбора урожая и т. п.

В I в. до н.э. появилась стеклянная тара. Технологии применения стекла в качестве упаковки совершенствовались на протяжении следующих тысячелетий.

В Китае с древности в качестве упаковочного материала использовали бумагу. В Европе бумага долго оставалась предметом роскоши и не применялась для упаковывания. С появлением в XVIII в. бумажного станка производство бумаги стало намного дешевле, что привело к се распространению в качестве упаковки. Но недостатком бумаги является се неспособность сохранять жесткость. В конце XVIII — начале XIX в. началось применение картонных коробок в качестве упаковки. Внешний вид, технологии изготовления коробок также постоянно изменялись. Например, в 1874 г. появился гофрокартон. Коробка из картона и сегодня остается очень популярным видом упаковки.

Пока не было бумажных пакетов, люди использовали корзины, мешки из ткани и кожи, но такую упаковку не назовешь дешевой. В середине XIX в. был изобретен бумажный пакет. Патент на такой вид упаковки был получен англичанами. Пакет, в отличие от кожаного или тканевого мешка, был легче, дешевле, гигиеничнее, на нем проще было наносить маркировку и наклеивать этикетку. Бумажный пакет трансформировался и из кулька превратился в пакет с плоским дном и ручками.

Начиная с XVI в., люди в качестве упаковки начали использовать жестяные банки, однако массовое производство упаковки из жести началось в середине XIX в. Сначала в жесть упаковывали бисквиты, чай, печенье, а затем и другие продукты питания. Запаянная банка из жести стала пригодна для длительного хранения продуктов — консервов.

В XIX в. произошло еще одно революционное событие в мире упаковкипоявился тюбик. Тогда, в 1841 г., впервые была запатентована оловянная трубочка для хранения красок, которая стала первым тюбиком. Появление нового вида упаковки позволило создать и сохранить новые виды красок. Позднее в тюбики стали упаковывать зубную пасту, кремы и мази. На смену оловянным и свинцовым тюбикам пришли алюминиевые и пластиковые тюбики.

В XX в. появился целлофан, промышленное производство которого началось в 1913 г. Это оказалась устойчивая к воде, гибкая упаковка. До появления в 1957 г. полиэтиленового пакета целлофан был очень распространенным видом упаковочного материала. Полиэтиленовый пакет постепенно вытеснил бумажного и целлофанового предшественников, хотя полиэтиленовую упаковку не назовешь идеальной из-за долгого периода распада, что наносит непоправимый вред окружающей среде. В этом аспекте бумажный и целлофановый пакеты намного безопаснее.

Во время Второй мировой войны стала распространяться пластмассовая упаковка. Хотя промышленные масштабы применения пластмасс, как упаковочных материалов началось с начала 1960;х гг. А в конце 1970;х гг. началось производство бутылок из пластмассы (широко известная пластиковая бутылка).

В 1944 г. в Швеции была изобретена упаковка в форме тетраэдра, получившая название Tetra Рак. Первая линия для производства упаковочных пирамидок-тетраэдров была предназначена для розлива сливок, затем такая упаковка была применена и для других молочных продуктов. В 1960;х гг. был изобретен асептический вариант такой упаковки.

В XXI в. появляются новые материалы для упаковки. Так, в 2004 г. началось производство пакетов из биоразлагаемых материалов.

Упаковка выполняет две основные функции: маркетинговую и логистическую. Маркетинговая функция упаковки заключается в предоставлении информации о товаре потребителям, в помощи специалистам по маркетингу и продажам в процессе продвижения. Потребители получают первое впечатление о товаре именно благодаря упаковке.

Выделяют следующие логистические функции упаковки: • защита товаров от повреждений и потерь. Упаковка защищает от пыли, грязи, солнечных лучей, влаги, проникновения насекомых или других вредителей. Если упаковка нарушается, товар может быть поврежден, полностью или частично утрачен, — все это приводит к увеличению общих логистических издержек. В нашей стране 30% овощей и 55% фруктов теряется именно из-за плохой упаковки;

Вопросы практики

Основными причинами повреждений товаров в логистических системах, связанными с упаковкой, являются порча из-за воздействия влаги (подмочка, в результате чего теряются свойства товаров и товарный вид), повреждение из-за воздействия температур, порча вредителями (крысы, мыши, насекомые: долгоносик, мучной хрущак, мукоед, мавританская козявка, хлебный точильщик — вредители хлебных грузов; моль — вредитель пушно-меховых и шерстяных изделий), повреждение при грузовых работах, порча товаров от их свойств и от воздействия других товаров. Например, продукты, чувствительные к этилену (бананы, брокколи и др.), не следует содержать без надлежащей упаковки рядом с продуктами, выделяющими этилен (дыни, яблоки и др.).

Физические и химические характеристики некоторых товаров изменяются по мере их движения от поставщиков к потребителям, поэтому при организации поставок важно знать свойства товаров. Приведем некоторые из них.

Гигроскопичность — свойство вещества поглощать водяные пары из воздуха или выделять их. Повышенные требования предъявляются к упаковке для товаров, состоящих из веществ, сильно растворимых в воде (соль, сахар), образующих с водой химические соединения (негашеная известь), имеющих пористое строение (активированный уголь, волокнистые вещества, чай, кофе и др.) — При перевозке и хранении важно знать, что скорость и поглощения или выделения влаги зависят от температуры (с повышением увеличивается) и от скорости движения воздуха (гоже).

Влажность — свойство, характеризующее степень насыщенности вещества влагой (в процентах к массе сухого вещества). Повышенная влажность способствует развитию гнилостных процессов, пониженная — приводит к потере технологических качеств товаров (волокнистые, кожевенные товары, табачное сырье и т. д.).

Слеживаемость — свойство некоторых зернистых и порошкообразных товаров (солей, минеральных удобрений, некоторых руд и др.), частицы которых при храпении уплотняются и связываются между собой, образуя монолитную массу.

Хрупкость — неспособность сопротивляться ударным нагрузкам (стекло, изделия из него, фарфор, керамика, облицовочная плитка, шифер и др.). К хрупким товарам предъявляются повышенные требования к упаковке, необходима осторожность при складских операциях, крепление в кузове подвижного состава.

Распыляемость — способность мелких частиц вещества, выведенных из состояния покоя, находиться длительное время во взвешенном состоянии и перемещаться при движении воздуха. Трудности при погрузке и разгрузке (уголь, апатитовый концентрат, зерно и др.), помимо этого загрязнение окружающей среды, пыль некоторых грузов способна вступать в химические реакции, а также воспламеняться (алюминиевая, магниевая) и взрываться от огня и электрической искры.

Дыхание — свойство продуктов растительного происхождения (зерно, овощи, фрукты, яйца), которое заключается в окислении кислородом воздуха их составных элементов (углеводов, жиров и т. д.) и сопровождается потерей сухих веществ. Чем больше влажность и температура воздуха, тем сильнее процессы дыхания, тем больше потери. Распад органических веществ ведет к выделению тепла, что может стать причиной самовозгорания и порчи.

Дозревание — ферментированный процесс, происходящий в некоторых растительных продуктах, приводящий к тому, что содержащийся в них сахар переходит в крахмал, а в плодах и овощах крахмал превращается в сахар.

Прорастание — наблюдается у зерна, картофеля и корнеплодов и происходит в условиях повышенной влажности и соответствующей температуры. Для задержки этого процесса практикуется хранение в темных помещениях, понижение температуры.

Автолиз — свойство, которое наблюдается при дозревании некоторых продуктов (мясо, рыба, мука, вино и др.) и состоит в растворении их тканей, обусловленном распадом белков, углеводов и жиров под влиянием ферментов, содержащихся в их тканях. Микробиологические процессы создают брожение, гниение, плесневение. Отсюда ухудшение качества, непригодность для употребления.

  • • защита окружающей среды от вредного воздействия товара. Особенно важной эта функция упаковки является при грузопереработке и транспортировке опасных веществ (ядовитых, радиоактивных, легковоспламеняющихся, взрывчатых и т. п.);
  • • повышение эффективности логистических операций. Размеры первичной и вторичной упаковки, а также транспортной упаковки (тары) должны быть гармонизированы, упаковка должна соответствовать применяемому оборудованию по грузопереработке, что позволяет сократить время выполнения грузовых операций, более рационально использовать пространство склада и вместимость транспортных средств, снизить логистические издержки. Примеры компромиссных вариантов решений по упаковке с учетом интересов, возникающих при выполнении других логистических функций, приведены в табл. 7.6.

Таблица 7.6. Компромиссные варианты стоимости упаковки с учетом других логистических функций[2]

Функция упаковки

Влияние па другие логистические функции

Более полная информация на упаковке.

Транспортировка.

снижение случаев задержки отгрузок; снижение числа грузов, потерянных в пути.

Складирование:

сокращение времени выполнения заказа, сокращение затрат труда.

Коммуникации:

снижение числа других коммуникаций о продукте, таких как телефонные звонки для отслеживания грузов в пути.

Защитные свойства упаковки.

Транспортировка:

сокращение числа повреждений и воровства в пути, хотя затраты на транспортировку и вес упаковки растут.

Запасы:

снижение показателей ущерба; повышение коэффициента наличия продукции (для продаж); увеличение стоимости продукта, увеличение затрат на содержание запасов.

Складирование:

повышение высоты штабеля; однако из-за увеличения размеров продукции происходит сокращение коэффициента использования пространства.

Повышение уровня стандартизации.

Транспортировка:

снижение затрат на грузопереработку. сокращение времени ожидания транспортных средств для погрузки и разгрузки; увеличение у грузоотправителя вариантов отправки грузов, снижение потребности в специализированном подвижном составе.

Складирование:

снижение затрат па оборудование для грузопереработки.

• идентификация товаров. При упаковывании товаров наносятся маркировка, штрихкод или метка, которые при считывании позволяют быстро получить информацию о товаре, количестве, условиях перевозки и хранения и др., а также осуществить связь с информационной системой, принятой на предприятии.

Понятие и виды тары

Тара — разновидность упаковки, представляющая собой изделие для размещения продукции, транспортировки и других логистических операций (например, контейнеры, поддоны, ящики). Тара должна выполнять следующие функции:

  • • закрывать товары, отделяя их друг от друга;
  • • не допускать перемещений товаров во время транспортировки;
  • • обеспечивать сохранность товаров при ударах и вибрации;
  • • удерживать вес такого же товара при хранении в несколько рядов (ярусов), а также при формировании грузовой единицы;
  • • обеспечивать равномерное распределение товаров внутри тары, это особенно важно для организации погрузочно-разгрузочных работ, как механизированных, так и ручных;
  • • быть безопасной как для товаров, так и для лиц, работающих с тарой.

Поддон — горизонтальная площадка, соответствующая способу погрузки с помощью вилочного погрузчика. Поддоны (паллеты) подразделяются на сетчатые, ящичные, кассетные, плоские поддоны и полуподдоны.

Стандартизация размеров поддонов привела к ужесточению требований к габаритным размерам упаковочных модулей, которых придерживаются дизайнеры товаров и потребительской упаковки. Стандартные размеры европаллеты: 1200×800×150 мм или 1200×1000×150 мм.

Тара может быть классифицирована по ряду признаков. Виды тары представлены в табл. 7.7.

Таблица 7.7. Виды тары

Признак классификации

Вид тары

Количество обращений.

Разовая.

Многооборотная.

Способность сохранять свою форму.

Жесткая (из металла, дерева, пластмассы и т. п.). Полужесткая (из картона и т. п.). Мягкая (из ткани, бумаги, пленки и т. п.).

Количество пригодных к перевозке грузов.

Индивидуализированная. Обезличенная.

Контейнер — вид транспортного оборудования, приспособленный для перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной разгрузки. Контейнер снабжен специальными приспособлениями для погрузки, разгрузки и перегрузки с одного вида транспорта на другой.

Размеры контейнеров стандартизированы, в частности, используются стандартные 20- и 40-футовые контейнеры. Для учета контейнерных перевозок принята учетная единица — двадцатифутовый эквивалент (twenty-foot equivalent unit — TEU) — это контейнер с размерами 20 X 8 X 8 футов (6058×2438×2438 мм).

Преимуществами контейнеризации являются:

  • • ускорение оборота транспортных средств (за счет сокращения времени погрузки, разгрузки);
  • • повышение сохранности грузов как при транспортировке и грузопереработке, так и от воздействия окружающей среды при хранении;
  • • снижение логистических затрат;
  • • экономия тары и упаковки, устранение проблемы утилизации использованной тары;
  • • сокращение возможности противоправных действий третьих лиц и др.

Преимущества контейнеризации позволяют считать организацию доставки товаров в контейнерах перспективным направлением развития логистики, позволяющим снижать логистические затраты и повышать качество выполнения операций по доставке и хранению.

Выводы

1. Что такое склад и какие функции выполняют склады в логистических системах?

Склад — это сложное техническое сооружение, предназначенное для храпения товаров и выполнения с ними различных логистических операций, но грузопереработке с целью обеспечения заказов на товары со стороны потребителя. Склады различаются по ряду признаков: по виду продукции, месту в логистической системе и участнику цепи поставок, функциональному назначению, специализации, форме собственности, уровню механизации и др.

Склады выполняют функции хранения, унитизации и разукрупнения грузовых отправок, выравнивают интенсивность материального потока в зависимости от спроса, а также предлагают различные услуги участникам цепей поставок. К этим услугам можно отнести складские, транспортно-экспедиционные услуги и услуги по подготовке товаров к продаже.

2. Какие задачи решаются в логистике складирования!

Задачи логистики складирования объединены в три группы: задачи проектировочного характера, которые решаются при проектировании логистических систем; задачи проектирования склада и задачи управления логистическим процессом на складе.

К первой группе задач логистики складирования относится определение месторасположения склада и количества складов. Для определения месторасположения склада используются различные методы, в частности оптимизационные по минимуму транспортной работы, транспортных или логистических затрат, метод центра тяжести грузопотоков с учетом и без учета тарифа на доставку товаров на склад и от него. Для определения количества складов рекомендуется использовать итерационные алгоритмы, основанные на транспортной задаче.

Вторая и третья группы задач связаны друг с другом. Проектирование пространства склада выполняется для достижения целей управления логистическим процессом на складе. Помимо инженерных решений могут быть рекомендованы методы логистики: в частности, для определения мест хранения товаров и, возможно, последующего решения о модернизации и перепроектировании складского помещения может использоваться метод АВС-анализа.

3. Что такое логистический процесс на складе?

Под логистическим процессом на складе понимается управление логистическими операциями, связанными с грузопереработкой, и координация смежных служб, обеспечивающих эффективное функционирование склада. Для достижения целей управления логистическим процессом на складе внедряются различные технологии, такие как адресное хранение товаров, кросс-докинг, pick-by-line и др. Их применение позволяет ускорить выполнение логистических операций складской переработки, снизить затраты, повысить качество обслуживания.

4. Какова роль упаковки в логистике?

Упаковка за счет обеспечения сохранности товара обеспечивает повышение качества логистического сервиса в отношении потребителей товаров. За счет гармонизированных типоразмерных рядов упаковки достигается снижение логистических затрат, поскольку обеспечивается более производительное использование грузоподъемности транспортных средств и складского оборудования, а также рабочего времени персонала. Поскольку упаковка несет па себе информацию о товаре, это позволяет быстро идентифицировать товары, ускорить их поиск и распределение по заказам, местам хранения и т. п., что дает возможность ускорить грузопереработку и логистические циклы в целом.

  • [1] Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. С. 668.
  • [2] Сток Дж., Ламберт Д. Стратегическое управление логистикой: пер. с 4-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 432.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой