Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика источниковедческого анализа конституционных актов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ряд исследователей считают первой российской Конституцией «Основные государственные законы», утвержденные императором 23 апреля 1906 г., поскольку их содержание включало в себя ключевые нормы, характеризующие государственное устройство России: законодательно устанавливались пределы власти императора, определялось устройство Государственной думы и Государственного совета как законодательных… Читать ещё >

Специфика источниковедческого анализа конституционных актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституция (от лат. constitutio — устройство) в любом государстве считается основным законом, имеющим высшую юридическую силу. В ней формулируются принципы общественного и государственного устройства.

По способу изменения конституции подразделяются на жесткие и гибкие. Жесткие изменяются в особом, усложненном порядке. Так, Конституция США в основе своей действительна в изначальной версии 1787 г. Гибкие конституции изменяются в том же порядке, что и обычные законы. Считается, что советские конституции относились ко второму типу. Поправки и изменения в них вносились путем издания декретов, постановлений, наказов. Так, в Конституцию РСФСР 1978 г. в 1988—1993 гг. было внесено более 300 поправок.

Законы, касающиеся вопросов развития положений конституции и ее изменения, носят название конституционных, которые обычно принимаются в особом порядке, а для их принятия требуется квалифицированное большинство законодательных палат.

В конституционных документах закрепляются: а) общественный строй государства; б) система государственной власти; в) свобода политической деятельности и общественных объединений; г) общие основы положения всех граждан (а не отдельных их групп), в том числе их личной и политической свободы.

Общепризнано, что потребность в основном законе, закрепляющем пределы власти государственных органов, с одной стороны, и определяющем статус личности — с другой, появилась у общества в связи с переходом от традиционных ценностей к либеральным.

Ряд исследователей считают первой российской Конституцией «Основные государственные законы», утвержденные императором 23 апреля 1906 г., поскольку их содержание включало в себя ключевые нормы, характеризующие государственное устройство России: законодательно устанавливались пределы власти императора, определялось устройство Государственной думы и Государственного совета как законодательных учреждений, назначался порядок издания законов и запрещалась практика секретного законодательства, гарантировались политические права граждан — свобода слова, передвижения, союзов.

Необходимо отметить дискуссионность этого вопроса. В литературе встречаются мнения о том, что конституционный характер носил Манифест 17 октября 1905 г., о котором спустя два дня после его подписания Николай II писал матери: «…предоставление гражданских прав населению — свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенности личности… обязательство проводить всякий законопроект через Государственную Думу — это, в сущности, и есть конституция». Так, А. Н. Медушевский полагает, что Манифест 17 октября являлся типичной октроированной (от фр. octroyer — даровать) конституцией, по содержанию близкой к ее германской разновидности. Современный исследователь С. В. Макаров считает, что конституционный характер носили три акта: 17 октября 1905 г., 20 февраля 1906 г. и 23 апреля 1906 г., поскольку они определили «исторические рамки этапов конституционного процесса в России» .

Каждая конституция имеет структуру, в которой отражается господствующая идеология и сказывается уровень правовой культуры авторов. Даже компактный текст несет политическую, экономическую, идеологическую нагрузку, которая должна подвергаться анализу. В советские годы считалось, что структура республиканской конституции должна воспроизводить структуру союзной. Так, Конституции РСФСР 1937 и 1978 гг. совпадали по структуре с соответствующими основными законами СССР 1936 и 1977 гг.

Внимания заслуживает группировка норм. В первых советских конституциях полностью отсутствовал раздел о правах человека, в Конституции 1937 г. правам и обязанностям граждан посвящалась одна из последних глав. В Конституции 1978 г. раздел «Государство и личность» был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя, что во многом было обусловлено участием СССР в ряде конвенций, в том числе Международном пакте о гражданских и политических правах, который Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал в сентябре 1973 г.

Принятие конституции обусловлено историческими условиями. Как правило, она соответствует определенному уровню развития государства и общества и фиксирует сложившееся на практике соотношение политических сил. Так, в 1959 г., на XXI съезде КПСС, в контексте вывода о «полной и окончательной победе социализма» в СССР был поднят вопрос о необходимости изменения Конституции 1936 г. Однако разработка проекта растянулась на полтора десятилетия, пока не сформировалась концепция «развитого социализма», согласно которой Советское государство, возникшее как государство диктатуры пролетариата, переросло в общенародное.

По свидетельству Г. Шахназарова, участвовавшего в работе над проектом Конституции СССР 1977 г., общая идея была «хотя бы на бумаге создать образцовую демократию» .

Конституция закрепляет систему власти, формы собственности, статус личности, являясь, наряду с этим, особым политическим документом, своеобразной программой будущего развития. Выяснение соотношения между декларативностью норм и жизненными реалиями является важнейшей задачей источниковедческого анализа конституции.

Чрезвычайно информативна риторика основного закона. В ходе конституционной реформы конца 1980;х гг. из текстов исключались социалистический понятийный аппарат и лексика. Из статей об основных правах и свободах граждан убирались так называемые идеологизмы, т. е. указания на служение этих нрав и свобод «интересам народа», целям «укрепления и развития социалистического строя», «коммунистического строительства» .

Профессор университета Санкт-Галлен Ульрих Шмид провел литературоведческий анализ текстов российских конституций XX в. Он считает, что эти тексты можно читать как литературные произведения (за текстом стоят характерные «ключевые сюжеты», получившие в преамбулах и главах основных законов нарративное оформление), поэтому конституции не просто отражают действительность, а представляют ее авторскую интерпретацию. Хотя конституции создавались в разные исторические эпохи, в них используется одна и та же лексика. Преамбулы разных конституций обозначают «семантическое пространство, в котором разворачивается действие, соответственно, драмы, сказки, Евангелия или перформанса» .

Немаловажное значение имеет изучение существовавших конституционных проектов, авторами которых являлись различные общественные движения, группы специалистов. Так, при Временном правительстве проект конституции разрабатывался в Особой комиссии Юридического совещания по составлению проекта Основных государственных законов под председательством Н. И. Лазаревского, позднее В. М. Гессена. Она работала с 11 по 24 октября 1917 г., в ее состав входили известные правоведы ?. М. Винавер, С. А. Котляревский, В. Д. Набоков, Б. Э. Нольде. Комиссия прекратила существование после Октябрьской революции, но ее члены продолжили свою деятельность в эмиграции. Представляется перспективным сравнительный анализ конституционных проектов белоэмиграции, а также Белого движения с Конституцией РСФСР 1918 г.

Важно привлекать к исследованию материалы, свидетельствующие о реакции общественности на изменение основных законов. Например, после опубликования проекта Конституции 1936 г. в течение пяти месяцев шло его обсуждение, в котором, по официальным данным, приняло участие более 50 млн человек. Орготдел Президиума ЦИК СССР вел учет предложений и дополнений (к ноябрю 1936 г. их оказалось 43 427). В обсуждении проекта Конституции 1977 г., но официальным данным, приняли участие свыше 140 млн человек, т. е. более 4/5 взрослого населения страны. Поступило около 400 тыс. поправок, направленных на уточнение, улучшение и дополнение формулировок проекта.

Разносторонне осветить проблему конституционного строительства помогает ознакомление с работами профессиональных юристов, политологов, социологов. Известно, например, что дискуссии по поводу ряда положений Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. не стихают до сих пор, как в научной, так и в политической среде.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой