Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Франция. 
Современные международные отношения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно прогнозу ООН численность населения мира вырастет с 6,2 млрд человек (на начало XXI в.) до 8 млрд — к 2030 г. и до 10 млрд — к 2050 г. Эти прогнозы слабо учитывают национальную структуру населения планеты и соотношение этнокультурных общностей в странах мира. Однако с определенной долей уверенности можно предположить, что монокультурным население ни всей Земли, ни в ее отдельных регионах… Читать ещё >

Франция. Современные международные отношения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Франция долгое время считалась одной из наиболее благополучных стран в межнациональной и религиозной сферах. Однако в последнее десятилетие XX в. государство столкнулось с серьезными этнокультурными проблемами, которые и в наше время далеки от разрешения.

В 1980;е гг. происходило осознание растущей культурной неоднородности страны. Учет этнокультурных отличий мигрантов проявлялся в присвоении статуса, обеспечивающего легальное положение культурным и религиозным ассоциациям, которые стремились сохранить идентичность.

Культурные сообщества во Франции не признаются в качестве субъектов права, но в соответствии с политикой мультикультурализма большинство мигрантов получили полноправный гражданский статус, тождественный статусу коренных французов. Тем самым поощряется гражданский национализм, не привязанный к этническому происхождению населения государства.

Несмотря на декларируемое равенство, равными членами французского общества эмигранты не стали. Из поколения в поколение воспроизводился их маргинальный статус. Это реальность для большинства выходцев из бывших французских колоний в Африке и Юго-Восточной Азии. Масштаб социального напряжения во Франции один из самых высоких в Западной Европе.[1][2]

Социальная инклюзия — социальная политика более индивидуализированного социального государства, в основе которой лежат принципы социальной сплоченности, участия и интеграции.

Проблемы, связанные с миграцией, обусловили создание методологии, которая должна позволить в сравнительной перспективе оценивать возможности входящих в Евросоюз государств реализовать в отношении прибывающих к ним иммигрантов политику инклюзии, которая, в соответствии с указанным документом должна включать:

  • • инклюзию на рынке труда;
  • • возможность воссоединения семей;
  • • возможность длительного проживания на территории государства;
  • • натурализацию;
  • • антидискриминационные меры.

Данная методология способствует своевременной оценке состояния этнокультурной обстановки, а также выявлению соответствующих проблем. Именно исчерпывающая информация в данной сфере нацелена на организацию и выстраивание межкультурных коммуникаций без генерирования деструктивных процессов с межнациональной, конфессиональной, этнокультурной основой.

Несмотря на очевидные положительные черты мультикульгурализма, в начале XXI в. в политической жизни западноевропейских стран проявилось сомнение в исключительной позитивности его принципов. Культурная унифицированная целостность является базисным обстоятельством существования единой нации. Мультикультурализм выступает деструктивным фактором этого условия и стимулирует этнокультурную дифференциацию.

Ряд событий свидетельствуют о том, что результаты политики мультикультурализма во многих странах Западной Европы явно не соответствуют ожиданиям ни политических лидеров, ни рядовых граждан:

  • • в 2005 г. начались массовые беспорядки в иммигрантских пригородах Парижа во Франции;
  • • летом 2011 г. радикальная часть мусульманской общины Лондона объявила о намерении исламизировать ряд кварталов британской столицы с установлением в них норм шариата в качестве законов;
  • • в 2012 г. в Дании администрация города Коккедал (недалеко от Копенгагена) большинством голосов постановила не устанавливать рождественскую елку. При этом пять из девяти членов городского руководства были мусульманами. Похожий скандал вызвало решение властей запретить ставить новогоднюю елку в столице Бельгии;
  • • в декабре 2014 г. во Франции неизвестный вандал проник в храм католического прихода в Дуэ и обезглавил верхние части восьми статуй в сцене Рождества, размещенной в вертепе при храме. В то же время в Австрии египетский иммигрант-мусульманин спилил распятие, а в Германии пять хулиганов, идентифицированных как мусульмане (четверо из них были дети), ворвавшись в церковь и выкрикивая ругательства в адрес христиан, сорвали мессу в Сочельник Рождества.

На протяжении последних лет главы ряда западноевропейских государств открыто заявляют о несостоятельности идеологии мультикультурализма. Вместе с тем, быть уверенным в отказе международного сообщества от политики мультикультурализма преждевременно. Об этом свидетельствует тот факт, что по-прежнему фигурирующие в законодательстве западных стран принципы этой идеологии не отменены. Также необходимо учитывать, что заявления о необходимости отказа от мультикультурной политики исходили в основном от лидеров консерваторов (что, однако, не эквивалентно мнению консервативных сил в целом) и не были поддержаны либералами и социалистами.

Российская Федерация. На юридическом и практическом уровнях Россия учитывает отдельные положения идеологии мультикультурализма как в международной деятельности, так и при проведении внутренней политики. Для России с ее уникальным населением и историческим опытом сосуществования множества различных по этнокультурным характеристикам социальных общностей проблемы мультикультурализма не менее актуальны, чем для любого из государств мира. Об этом говорит, например, факт проживания в Российской Федерации представителей 193 национальностей (по данным переписи населения 2010 г.).

В современной России стремительно развиваются этнокультурные процессы, которым нелегко найти аналоги даже в ее масштабной истории. Некоторые из этих процессов обусловливают необходимость учета практики мультикультурализма.

Например, мультикультурализм предполагает наличие в стране значительной составляющей иммигрантского сообщества. И если прежде российское государство могло не принимать во внимание фактор иммиграции, то постсоветское время и особенно первые годы XXI в. стали периодом активизации иммиграционного потока. В результате этого процесса в стране постепенно изменяется этнический состав населения. И если в сравнении со всей численностью россиян количество мигрантов ничтожно, то в пределах отдельных территорий (наиболее привлекательных для переселенцев) данный фактор уже нельзя игнорировать.

В этнокультурном аспекте есть отдельные элементы сходства Российской Федерации и с другими странами, где мультикультурализм давно уже укоренился, например с Канадой. Достаточно вспомнить стремление к обособлению в 1990;е гг. Республики Татарстан с попытками введения латиницы для документооборота и образовательной деятельности, придания татарскому языку статуса государственного и др.

Специфичны и многие из регионов РФ, в которых этнокультурные отличия сограждан более существенны, чем у населения иных зарубежных стран. Активная миграция северокавказского населения в исторически русские районы страны является перемещением соотечественников, однако она радикально меняет ситуацию в межэтнических отношениях. При этом этноконфессиональная культура внутренних мигрантов, по мнению коренного русского населения, мало чем отличается от культуры зарубежных переселенцев.

Указанные особенности формируют ситуацию, подобную той, которую можно наблюдать в странах, проводящих мультикультурную политику. Проблема преобладания этнической идентичности над гражданской, которую пытаются разрешить современные страны, актуальна и для Российской Федерации.

Вместе с тем идеология мультикультурализма для России не обладает той притягательностью, которая была в основе ее принятия «на вооружение» странами Западной Европы.

Известны случаи обоснования невостребованности мультикультурализма в практике российского государства представителями научного сообщества. Так, Лидия Равильевна Низамова, будучи сторонницей адаптации идеологии мультикультурализма к российской специфике, выделяет следующие причины[3]:

  • • новый импульс к реализации исторически незавершенного проекта «русского» национального государства, который на рубеже XX и XXI в. получила Россия;
  • • неглубокое понимание сущности и содержания мультикультурализма в России, что нередко наделяет его негативными коннотациями и пристрастными преувеличениями;
  • • ошибочное отождествление советской этнонациональной политики с неудачной попыткой реализации мультикультурализма в СССР;
  • • недооценка будущих проблем, связанных с полиэтничностью общества;
  • • невозможность проводить новую иммиграционную политику в условиях роста национализма, шовинизма и ксенофобии.

Следует учитывать, что однозначного ответа, насколько обоснована необходимость реализации принципов мультикультурализма в России пока нет. Однако многие исследователи занимаются данным вопросом1.

Гражданская идентичность в постсоветской России — один из важнейших вопросов, ответ на который способен урегулировать смысловые противоречия в аспекте мультикультурализма. Особое значение имеет формирование интеграционной идеологии российского общества на основе его культурного многообразия. При этом важность интеграции должны осознать все члены общества. Важно соблюсти принцип отсутствия ущемления религиозных или этнических чувств, как в процессе создания такой идеологии, так и в практике ее реализации.

Оценка же роли мультикультурализма в урегулировании этнокультурных противоречий в России по мнению множества экспертов должна производиться взвешенно и без приписывания ему статуса панацеи.

Член Высшего Совета Российского конгресса народов Кавказа Ахмед Сахратуласвич Азимов, рассуждая на тему возможности адаптации мультикультурализма к российской этнокультурной действительности, небезосновательно отметил: «Строить мультикультурное общество в европейском смысле — как общество, которое состоит из взаимно не проникающих культурных блоков нам не нужно и даже невозможно. У нас веками происходило взаимопроникновение и взаимообогащение культур, сама российская цивилизация и государственность пропитаны культурным многообразием»[4][5].

Данный тезис обращает внимание на то, что фактически мультикультурализм есть система взглядов, которая значительно уступает отечественной практике урегулирования противоречии в этнокультурной сфере.

Рассмотрение возможности использования принципов мультикультурализма в России обосновано необходимостью расширения спектра поиска эффективных решений в интересах реализации целей государственной национальной политики Российской Федерации, но не в качестве универсального алгоритма искоренения этнокультурных проблем.

Согласно прогнозу ООН численность населения мира вырастет с 6,2 млрд человек (на начало XXI в.) до 8 млрд — к 2030 г. и до 10 млрд — к 2050 г. Эти прогнозы слабо учитывают национальную структуру населения планеты и соотношение этнокультурных общностей в странах мира. Однако с определенной долей уверенности можно предположить, что монокультурным население ни всей Земли, ни в ее отдельных регионах не станет. Следовательно, поиск путей конструктивного сосуществования человеческих общностей различных по цвету кожи, национальной принадлежности, вероисповеданию и другим признакам будет продолжаться.

Мультикультурализм, сменив в странах Запада социокультурные модели ассимиляции и амальгамации, на какой-то период стал относительно эффективным ответом на проблемы этнокультурного разнообразия, ставшие актуальными во второй половине XX в. Дальнейшее использование этой идеологии без трансформации в соответствии с вновь образующимися обстоятельствами (обострение религиозного терроризма, возрастание потоков мигрантов из Украины, Молдовы, Грузии и других постсоветских стран, стремящихся в Евросоюз, активизация радикального национализма и др.) вызывает сомнение. В то же время потенциал мультикультурной политики не исчерпан, что обусловливает активный научный поиск в данной сфере и вдумчивое практическое применение вновь разработанных механизмов урегулирования многочисленных этнических противоречий в системе международных отношений.

  • [1] Необходимость владения наиболее полной информацией
  • [2] изменяющейся этнокультурной обстановке на европейскомконтиненте обусловила разработку странами Европейского союзав 2005 г. Европейского индекса гражданства и инклюзии (EuropeanCivic Citizenship and Inclusion Index), который стал инструментом мониторинга социальной инклюзии и положения мигрантовв Европе.
  • [3] Низамова Л. Р. Идеология и политика мультикультурализма: потенциал, особенности, значение для России.
  • [4] См.: Русских Л. В. Основные направления политики мультикультурализмав России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Социально-гуманитарные науки. 2014. № 2; Карнаухова О. А. Гражданство в мульти-культурном обществе: от теории статусов к практикам // Вестник Адыгейскогогосударственного университета. Рсгионовсдснис: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. № 2; Ляпина Л. А. Эволюция либеральной концепции мультикультурализма // Социологический альманах. 2014. № 5; и др.
  • [5] Азимов А. Наполнить российскую нацию реальным содержанием. Сложности мультикультурализма: интервью// Русский журнал. 2010. 17 октября. URL: http://www.russ.ru/pole/Napolnit-rossijskuyu-naciyu-real-nym-soderzhaniem (датаобращения: 27.02.2015).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой