Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Археология средневековых этносов Евразии середины 1-го — начала 2-го тысячелетия н. э

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Верхнем Прикамье к середине 1-го тысячелетия н.э. относятся памятники ломоватовской культуры. Исследованы Бурковский, Неволи некий и другие могильники. В них встречаются железные мечи с брусковидными перекрестиями, топоры, многочисленные изделия из кости, гребни, рукоятки ножей, ложки, совки, предметы конского снаряжения. Женские украшения представляют собой кольцеобразные височные подвески… Читать ещё >

Археология средневековых этносов Евразии середины 1-го — начала 2-го тысячелетия н. э (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные события:

  • o формирование хозяйственной и культурной специфики основных этнокультурных образований Восточной Европы;
  • o переход к оседлости болгар, венгров и других народов.

Археология балтов, финно-угров и других этносов

Сложная этническая и культурологическая ситуация сложилась в середине 1-го тысячелетия н.э. — начале 2-го тысячелетия н.э. на обширной территории лесной зоны Восточной Европы от берегов Балтийского моря и на восток до Урала и Западной Сибири. Исконными древними этническими образованиями на западе этой территории были балты, занимавшие юго-восточную Прибалтику, включая земли, расположенные в бассейнах Немана и Западной Двины. Север и северо-восток Восточной Европы до Урала и Западной Сибири заселяли финно-угорские племена. Локализация этносов, однако, не свидетельствует о том, что существовали четко обозначенные границы их расселения. При этом надо учитывать низкую плотность населения и наличие в лесной местности незаселенных пространств. К югу обитали еще два этноса: славяне и, восточнее, тюрки (в степных районах по Волге, на южном Урале и в степях Западной Сибири). Они образовали в Поволжье и Заволжье довольно компактные этнические группы.

Археологические памятники средневековых балтов представлены тремя группами: латышской, литовской и западнобалтской. Прослеживается связь археологических памятников Латвии с этническими группами, образовавшими позднее латышскую народность. На территории Литвы археологические памятники в ряде случаев тоже удается связать с известными на этой территории племенными объединениями 1-го тысячелетия н.э.

В средневековье финно-угорские народы вступили, значительно расширив территорию своего обитания и имея контакты с другими этносами. Важно отмстить, что средневековая история финно-угорских народов плохо освещена в письменных источниках. В силу этого археологические материалы приобретают особую ценность.

Материальная культура средневековых финно-угров.

Рис. 76. Материальная культура средневековых финно-угров:

1 — реконструкция жилища; 2−3 — корелы; 4 — марийцы; 5−9 — эсты На востоке финно-угорский мир включал лесной Урал и лесную территорию Западной Сибири. Еще в раннем железном веке, в 1-м тысячелетии до н.э., угро-самодийцы заселяли лесное и лесостепное Прииртышье и Приобье. Эти археологические культуры рассматривались выше. Во второй половине 1-го — начале 2-го тысячелетия н.э. в лесном Зауралье существовало несколько археологических культур, связанных с угорским этносом. Они выделены по особенностям керамики, и поэтому осторожно называются памятниками молчановского (VII-IX вв.), юдинского (X-XIII вв.) и макушинского (XIII-XIV вв.) типов. Памятники молчановского типа локализуются по среднему и нижнему течению р. Тура. Это городища, расположенные на мысах (Петровское, Ирбитское), они защищены валами и рвами. Жилищами служили прямоугольные полуземлянки площадью 30×50 м. Основной инвентарь представлен керамикой. Характерными являются приземистые круглодонные сосуды, украшенные оттисками шнура, ямочными вдавлениями и оттисками гребенчатого штампа. Обнаружены железные ножи с прямой спинкой, железные прямоугольные пряжки, широко известные в Евразии, изделия из кости, костяные наконечники стрел, медные скрученные браслеты, перстни и подвески.

Бассейны р. Тура и Тавда связаны с памятниками юдинской культуры, изученной по поселениям, городищам, грунтовым и курганным могильникам и жертвенным местам. Небольшие, но площади городища укреплены валом с деревянной конструкцией в виде срубов. В Юдинском, Ликинском, Андреевском III городищах исследованы остатки крупных жилищ-полуземлянок. Наземные конструкции представлены тремя типами: шатровыми полуземлянками, наземными столбовыми жилищами и срубовыми домами. Открыто несколько грунтовых могильников этой культуры. Людей погребали, но обряду кремации и ингумации. В инвентаре много украшений: браслеты из серебра и бронзы, плоские, витые, круглые серьги и височные подвески, бронзовые бубенчики, пронизки, зооморфные подвески. Юдинскую культуру связывают со средневековыми манси.

В лесном Прииртышье расположены памятники потчевашской культуры, охарактеризованной выше в связи с памятниками раннего железного века лесной полосы Восточной Европы и Северной Азии. Южнее, в Барабе, известны археологические памятники венгеровской культуры XII—XVI вв.

К IX—XIII вв. в лесном Нижнем Прииртышье относятся памятники усть-ишимской культуры, представленные укрепленными городищами, грунтовыми и курганными могильниками. Раскопки поселений производились в основном по Иртышу и в низовьях Тары. Городища укреплены ватами и рвами. Найдены жилища двух типов: полуземлянки и постройки шатровой конструкции с полом, деревянными стенами, которые крепились на опорных столбах, и входом в виде коридора. Погребальный обряд был связан с земляными овальными курганами. Хоронили по обряду трупоположения под курганной насыпью. В ногах погребенных ставили глиняные сосуды, клали наконечники стрел, зооморфные и антропоморфные бляшки, железные ножи.

Женские украшения финно-угров и балтов.

Рис. 77. Женские украшения финно-угров и балтов:

1, 9 — корелы; 2−4, 7 — ливы, эсты, водь; 5 — балты; 6 — Литва; 8 — курши Во второй половине 1-го тысячелетия н.э. по Оби, Енисею, Лене сложилось несколько археологических культур, принадлежащих предкам коренных народов. В Среднем Приобье известны поселения и могильники релкинской культуры VI—IX вв. н.э., названные по поселению и могильнику Релка в окрестностях с. Молчаново.

В Прикамье, Верхнем и Среднем Поволжье археологические памятники рассматриваемого периода отождествляются с предками современных финских народов: мордвой (эрзя и мокша), марийцами, мерей и исчезнувшими мещерами и муромами, а на Каме — с коми-зырянами и удмуртами.

Антропоморфные и зооморфные металлические изображения релкинской культуры.

Рис. 78. Антропоморфные и зооморфные металлические изображения релкинской культуры.

(по Л. А. Чиндиной)

Средневековая история муромы изучена по могильникам. Известно два типа их погребений: трупоположение в грунтовой яме и трупосожжение. Трупы сжигали на особых площадках или в кремационных ямах, вне пределов захоронения. Состав инвентаря был одинаков для обоих типов погребений. Погребения знати, как мужские, так и женские, отличались инвентарем и наличием в захоронении лошади. С набором производственных инструментов хоронили кузнецов, литейщиков. Почти во всех погребениях мужчин встречается оружие: железные наконечники стрел и копий, иногда мечи. Весьма показа тельны головной убор, пояс и украшения обуви муромских женщин. Они и являются основными признаками, позволяющими определить этническую принадлежность. Головной убор состоял из жгутов, сделанных из конского волоса, кожи и бересты, сшитых в виде трубочки, а также венчиков, ремней, височных колец и накосников. Жгуты обхватывали голову кругом. Венчики прикреплялись в лобной части или на темени. Этот сложный головной убор существовал у муромы до XI в.

Археологический комплекс релкинской культуры.

Рис. 79. Археологический комплекс релкинской культуры: защитные доспехи, железные мечи и наконечники стрел, мотыги и наральники, керамические сосуды, костяные наконечники стрел (по Л. А. Чиндиной).

К X в. относится появление в землях муромы славян.

Отдельную группу образуют памятники финских племен рязанско-окской группы. Это грунтовые могильники по Оке: Вахинский, Константиновский, Тырновский и др., в которых были найдены погребения с трупосожжением и трупоположением, содержащие также шумящие подвески — элементы нагрудных, поясных и головных украшений.

Инвентарь погребений с восточной ориентировкой включает браслеты с утолщенными концами, витые шейные гривны, головной убор из рядов спиральных пронизок. Два комплекса погребений свидетельствуют о появлении нового населения. Судя по набору украшений, к нему относились балты, пришедшие с верховий Оки.

В междуречье Оки, Волги и Суры расположены памятники средневековой мордвы: грунтовые курганные могильники с северной и южной ориентировкой погребенных, селища и городища. Наиболее характерное украшение мордвы — височные привески с грузиком и спиралью. Они изготавливались из серебра и бронзы, прикреплялись к головному убору или надевались на ухо. Такой тип украшений существовал с середины 1-го тысячелетия н.э. до XII в. включительно. Другим типично мордовским предметом является пряжка с круглым ажурным щитком и изображением конских голов, орнаментированная кругами и спиралями — солярными символами.

По Волге, в устье Ветлуги и до Вятки на севере открыты грунтовые могильники и городища марийцев (средневековых черемисов). Для могильников V—XI вв. характерны три типа захоронений: ингумация, трупосожжение и кенотафы (надгробные памятники, установленные в местах, не содержащих останков покойного). В могильниках XII—XIII вв. отмечается только трупоположение.

Умерших погребали в грунтовых ямах без гробов, на подстилке из коры или войлока. Специфической чертой культуры является женский нагрудник в виде кожаной полосы, который пришивали к одежде. К нему по сторонам подвешивались металлические украшения — наборные проволочные и так называемые коньковые подвески: бифигурные металлические пластины, условно изображающие туловище и две конские головы, повернутые в противоположные стороны.

Пермскую группу финно-угров составляют сформировавшиеся в средневековье коми-пермяки, коми и удмурты. В Вычегодском крае по рекам Вычегда, Вишера, Печора и в верховьях Мезени были открыты неукрепленные поселения с остатками наземных или слегка углубленных жилых прямоугольных домов, основу которых составлял низкий сруб, датированных второй половиной 1-го тысячелетия до н.э. Раскопки могильников дали представление об обряде погребения. Покойников хоронили в грунтовых ямах, вытянуто на спине, головой на запад. Во всех погребениях встречаются пояса с металлическими пряжками, накладками и наконечниками. В мужских погребениях находят ножи, мечи, кольчуги, золотые и серебряные пластины от погребальных масок. В женских погребениях присутствуют бронзовые украшения женского костюма. Керамический комплекс представлен выпуклодонными сосудами двух типов: крупные без шейки, предназначенные для хранения продуктов, и посуда для приготовления и употребления пищи. Края венчиков сосудов украшены оттисками пальцев.

В бассейне р. Чепца локализуются памятники удмуртов IX—XV вв. Основными памятниками являются городища на береговых мысах (Иднакар, Вальнар и др.). Для них были характерны бревенчатые постройки с открытыми очагами и ямами-кладовыми внутри. В материалах археологической культуры встречаются предметы кузнечного, меднолитейного, костерезного и керамического производства. Керамическая посуда изготавливалась вручную.

Археологические материалы позволяют реконструировать женский головной убор — своего рода кокошник из обтянутой материей бересты. На эту основу нашивался бисер, бляшки и бусы, прикреплялись шумящие металлические украшения на цепочках или кожаных ремешках.

В Верхнем Прикамье к середине 1-го тысячелетия н.э. относятся памятники ломоватовской культуры. Исследованы Бурковский, Неволи некий и другие могильники. В них встречаются железные мечи с брусковидными перекрестиями, топоры, многочисленные изделия из кости, гребни, рукоятки ножей, ложки, совки, предметы конского снаряжения. Женские украшения представляют собой кольцеобразные височные подвески, украшенные зернью полые металлические шары, шейные гривны и круглые в сечении браслеты. По берегам Камы и ее притоков обнаружено много городищ, расположенных на высоких приречных мысах. В ходе раскопок были обнаружены остатки бревенчатых наземных построек. Средневековые эсты, ливы, водь, ижора, весь и корела составляли группу прибалтийских финнов. Что касается происхождении этих народов, наиболее аргументированной является теория, согласно которой отделение прибалтийских финнов от поволжских произошло во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. — конце 1-го тысячелетия н.э. Племена корелы обитали к западу от Ладожского озера, к северу от него жили саамы. Основным археологическим источником являются грунтовые могильники корелы, открытые по берегам рек и озер и не имеющие внешних признаков. Погребения проводились по обряду кремации в грунте на небольшой глубине с вещами: топорами, наконечниками копий, удилами, серпами, мотыгами и ножами.

Из украшений встречаются шейные гривны, браслеты, фибулы и металлические накладки для пояса. Для культуры XII—XIII вв. характерно трупоположение, часто осуществлявшееся в деревянном срубе. Из Северного Приладожья происходят специфические карельские фибулы с орнаментом в виде плетенки. В XII—XIV вв. вокруг многих поселений корелы возникли каменные укрепления. В ходе раскопок недалеко от г. Сортавала было открыто городище Паасо, укрепленное двумя ватами, сложенными из камня. Археологи обнаружили остатки жилищ с каменными фундаментами. Такой тип жилищ характерен для культуры XII—XIV вв.

Весь, или чудь, по славянским летописям, расселилась на территориях от Белого моря до Онеги и Ладоги, где зафиксировано большое количество поселений и грунтовых могильников. Исследовано несколько могильников X—XIII вв. с захоронениями по обряду ингумации. Встречаются и курганные погребения с обрядом трупосожжения. Считается, что курганные погребения были заимствованы у славян и скандинавов. В курганах обнаружены нагрудные цепи, пряжки, трубчатые игольники из бронзы и железа, бронзовые бусы, зооморфные украшения в виде плоских подвесок-уточек, височные кольца и так называемые лунные подвески, наконечники стрел и детали поясного набора.

Со средневековьем связано формирование еще одного финно-угорского народа — венгров. В Паннонии, где венгры живут много веков, они появились только в конце IX в. Судя по языку, принадлежащему к угорской группе, вероятно, первоначально они жили в Приуралье. Проблема прародины венгров не решена. Считают несколько мест: лесное Приуралье, Южное Приуралье, Поволжье, Заволжье.

В 20−30-е гг. IX в. венгры появились в Леведии — территории, входившей в состав Хазарии, откуда началось их продвижение в Паннонию. Перед монгольским завоеванием венгерский монах Юлиан путешествовал по Восточной Европе в поисках своих предков. Он нашел венгров на Волге. Существует мнение, что в это время население уже было смешанным и состояло из угров-мадьяр и тюркоязычного населения, с которыми связывают бахмутинскую культуру в Башкирии. Наиболее изученными ее памятниками являются огромный Бирский могильник и городище. Важно, что захоронения в этом могильнике производились на протяжении почти 500 лет. В погребениях V—VII вв. наблюдается преемственность в инвентаре и обряде погребения. В поздних погребениях много стеклянных бус, проволочных браслетов, есть круглые серьги из бронзовой и серебряной проволоки, фибулы, обувные и поясные пряжки. В мужских погребениях найдены железные и костяные наконечники стрел, железные мечи.

Бахмутинская культура прекратила существование в VIII в., что было связано с уходом бахмутинских племен мадьяр с этой территории. Археологический комплекс бахмутинской и древнемадьярской культур имеет определенное сходство. Это неглубокие грунтовые захоронения с западной ориентировкой, содержащие кости жертвенных лошадей, поясные ремни с подвесками, украшенными металлическими накладками. В Венгрии они также известны. Необходимо учитывать, что между бахмутинской культурой и мадьярской на Дунае существовал почти 200-летний перерыв.

Позже, в XII—XIV вв. в Южном Урале сложилась средневековая турбаслинская культура, открытая археологами по материалам могильников и поселений.

Археологический комплекс раннесредневековых памятников Южного Урала XII-XIV вв. Турбаслинская культура (по Н. А. Мажитову).

Рис. 80. Археологический комплекс раннесредневековых памятников Южного Урала XII—XIV вв. Турбаслинская культура (по Н. А. Мажитову).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой