Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политические идеи. 
История мировых цивилизаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Адам Смит «Очевидно, что каждый человек, сообразуясь с местными условиями, может гораздо лучше, чем это сделал бы вместо него любой государственный деятель или законодатель, судить о том, к какому именно роду отечественной промышленности приложить свой капитал и продукт какой промышленности может обладать наибольшей стоимостью. Государственный деятель, который попытался бы давать частным лицам… Читать ещё >

Политические идеи. История мировых цивилизаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Великая французская революция являлась апофеозом идеологии Просвещения, сущность которой была изложена в Декларации прав человека и гражданина (1789). Но предпринятые в дальнейшем попытки воплотить провозглашенные в ней принципы на практике, ход революции, наполненной кровавыми сюжетами, ее общий итог (установление авторитарной монархии Наполеона) — подорвали авторитет тех идей, которые в интеллектуальных кругах XVIII в. считались непререкаемыми истинами. Немногие из них сохранили свое влияние в XIX в. Выяснилось, что народные массы — сила, скорее, разрушительная, чем созидательная, что руководящую роль в революции играют политические лидеры, а ее результаты могут решительно отличаться от намерений.

На формирование новой идеологической системы повлиял не только разочаровывающий эффект Французской революции. Новая социальноэкономическая реальность, реальность индустриального общества, продуцировала новое политическое мировоззрение, отличное от предшествующей, несколько наивной и легкомысленной эпохи. В результате политическая идеология приобрела тот ландшафт, который в целом сохраняется до настоящего времени. Возникшие в конце XVIII — начале XX в. идеологические концепции обычно именуются классическими.

Консерватизм (от лат. conservo — сохраняю) — политическое направление, которое выступает за стабильность существующего порядка вещей, демонстрирует приверженность так называемым консервативным ценностям: религии, порядку, патриотизму, семье, собственности. Консерваторы не отрицают необходимости перемен, не стремятся «законсервировать» в неизменном виде существующий строй, но предлагают действовать по принципу «спеши медленно», проводить только те перемены, необходимость которых очевидна. Консерватизм политически приемлем для благоустроенных сообществ, которые объективно не нуждаются в крупных преобразованиях. Родоначальником современного консерватизма принято считать английского политика и публициста Эдмунда Бёрка, который в 1790 г. опубликовал трактат «Размышления о Французской революции».

Прямая речь.

Эдмунд Бёрк: «Правительство не создано посредством естественных прав, которые могут существовать и существуют независимо от него: причем их совершенство достаточно, но их абстрактное совершенство есть их же практическая ошибка. Имея право на все, они хотят всего. Правительство — изобретение человеческого разума, призванное удовлетворять человеческие желания. Люди имеют право на их удовлетворение. Среди этих желаний можно выделить одно, которое выходит за рамки цивилизованного общества и за рамки ограниченных страстей. Общество требует не только подвергать тщательному изучению страсти отдельных личностей, но в общей их массе и по отдельности контролировать свою волю и в итоге смирять и укрощать страсти.

Это может быть сделано только властью, стоящей над всеми и не подчиненной этой воле и этим страстям, обузданию и покорению которых она служит. В этом смысле наказания людей, так же как и их свободы, должны быть выделены как их права"[1].

В России консервативную идеологию представляли сторонники «теории официальной народности» и их последователи. Во второй половине XIX — начале XX в. это М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, К. Н. Леонтьев. Консерватизм враждебен резким изменениям, но не исключает их. Примером энергичных консервативных реформ стала в конце XX в. деятельность Р. Рейгана и М. Тэтчер.

Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — политическое направление, сторонники которого в качестве цели и ценности рассматривают свободу. Другими ценностями либерализма являются прогресс, терпимость (толерантность), миролюбие. Либеральные свободы делятся на политические и экономические, которые могут осуществляться как совместно (обычно), так и раздельно. Экономический либерализм выступал за экономическую свободу, за минимальное государственное вмешательство в социально-экономическую сферу. Упор на экономическую свободу делали основоположники классической политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, которые жили в одной из политически наиболее свободных стран того времени — Великобритании.

Прямая речь

Адам Смит «Очевидно, что каждый человек, сообразуясь с местными условиями, может гораздо лучше, чем это сделал бы вместо него любой государственный деятель или законодатель, судить о том, к какому именно роду отечественной промышленности приложить свой капитал и продукт какой промышленности может обладать наибольшей стоимостью. Государственный деятель, который попытался бы давать частным лицам указания, как они должны употреблять свои капиталы, обременил бы себя совершенно излишней заботой, а также присвоил бы себе власть, которую нельзя без ущерба доверить не только какому-либо лицу, но и какому бы то ни было совету или учреждению, и которая ни в чьих руках не оказалась бы столь опасной, как в руках человека, настолько безумного и самонадеянного, чтобы вообразить себя способным использовать эту власть»[2].

Идея экономической свободы и «малого государства», которое должно минимально вмешиваться в социально-экономическую сферу, обеспечивать свободную торговлю (фритредерство), пропагандировалась в XIX в. представителями так называемой манчестерской школы. Не случайно она получила название по крупнейшему индустриальному центру того времени. Ее наиболее известным представителем был Р. Кобден. Его современника Д. С. Милля больше интересовали политические и индивидуальные свободы. Это было время становления современной демократии, народного представительства, наибольших надежд, ожиданий и энтузиазма в их отношении.

Прямая речь.

Джон Стюарт Милль: «…Единственное оправдание вмешательства в свободу действий любого человека — самозащита, предотвращение вреда, который может быть нанесен другим. Собственное благо человека, физическое или моральное, не может стать поводом для вмешательства, коллективного или индивидуального. Не следует заставлять его делать что-либо или терпеть что-то из-за того, что по мнению общества так будет умнее и справедливее. Можно увещевать, уговаривать, упрекать, но не принуждать и нс угрожать. Чтобы оправдать вмешательство, нужно выяснить, причинит ли его поведение кому-нибудь вред. Человек ответственен только за ту часть своего поведения, которая касается других. В остальном — абсолютно независим. Над собой, своим телом и душой личность су верен на»[3].

Среди либералов были свои радикалы и умеренные. Разница между ними заключалась не только в чистоте принципов, но главным образом в тактике, способе достижения своих целей. Умеренные либералы выступали за реформы, радикалы, в случае неудачи или невозможности реформ, допускали революцию.

Социализм (от фр. socialisme, лат. socialis — общественный) — общественно-политическое направление, представители которого выступали за переустройство общества на принципах социального равенства и справедливости. Социализм противопоставлял себя буржуазному строю как обществу, основанному на неравенстве и индивидуализме. Идеология социализма стала популярной в качестве реакции на социальные последствия промышленного переворота, приобрела последователей прежде всего среди представителей социальных низов, пролетариата.

Представления о справедливом общественном устройстве, основанном на коллективной собственности, существовали еще в Античном мире, не были чужды они первым христианским общинам. Первыми представителями современного социализма являются так называемые утописты: К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Большее влияние на политическое развитие цивилизации имел марксизм, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Марксизм постепенно разделился на умеренное (социалисты, социалдемократы) и радикальное (коммунисты) крылья. Данный раскол окончательно оформился после Октябрьской революции в России (1917). В организационном отношении социалисты тяготели к партиям парламентского типа, коммунисты — вождистским. В вопросах тактики умеренные марксисты придерживались преимущественно легальных форм политической борьбы, радикальные — не боялись выходить за рамки законности, прибегать к революционному насилию.

В стратегии главным дискуссионным вопросом были условия и время перехода к социализму. Маркс и Энгельс полагали, что переход от капитализма к социализму является естественным общественно-историческим процессом, подобным переходу от феодализма к капитализму, он вызывается объективными социально-экономическими и политическими процессами. Вместе с тем они не считали этот переход эволюционным. Как и в случае с буржуазными революциями, акт перехода власти к новым классовым силам приобретает революционный характер, для его проведения необходимы соответствующие организации и лидеры (субъективный фактор). Умеренные социалисты обращали внимание прежде всего на объективные предпосылки перехода к социализму, поэтому они отрицали, например, готовность к этому России в 1917 г. Радикалы полагали, что наличие революционной организации и политической воли компенсирует объективную неготовность общества к социализму. Лидерами умеренного (социалистического) направления марксизма являлись в начале XX в.

Э. Бернштейн, затем — К. Каутский, радикального — В. И. Ленин.

Близкой социалистической была идеология большинства направлений популярного в XIX — начале XX в. анархизма. Как и социалисты, анархисты выступали за общество социального равенства и взаимопомощи, против частной собственности, капитализма. Различия между ними заключались преимущественно в отношении к государству. Марксисты рассматривали коммунизм как общество безгосударственное, но полагали, что на его первой стадии (социализм) государство необходимо сохранить. Более того, оно приобретает форму «диктатуры пролетариата», которая призвана подавлять противников социализма. Анархисты рассматривали любое государство как зло, подавляющее свободу личности, подвергающее общество эксплуатации. Видными представителями анархизма являлись.

II. Ж. Прудон, М. А. Бакунин, II. А. Кропоткин, М. Штирнер. Анархизм, как и другие направления политической мысли, делился на многочисленные течения и группы.

Прямая речь.

Пьер Жозеф Прудон: «Свободная ассоциация, свобода, довольствующаяся охраной равенства средств производства и равноценности обмениваемых продуктов, есть единственная справедливая, истинная и возможная форма общества»[4].

Оригинальной политической теорией, которую трудно вписать в традиционную политическую палитру, являлся социал-дарвинизм. Генетически он связан со взглядами Т. Мальтуса и, как это видно из названия, Ч. Дарвина. Близок он и распространенному тогда индивидуализму. Общий смысл данной системы взглядов заключался в перенесении дарвиновской концепции естественного отбора и борьбы за существование на человеческое общество. Ключевой фразой социал-дарвинизма стала: «Выживает сильнейший» (Г. Спенсер). Социал-дарвинизм был популярен в конце XIX — первой половине XX в., оказывал заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику ведущих западных стран. Во внутренней политике он был основанием политики государственного невмешательства в отношения труда и капитала, во внешней — агрессивной политики эпохи империализма.

  • [1] БёркЭ. Размышления о революции во Франции / пер. Э. Э. Мальцевой // Социс. 1991.№ 9. С. 122.
  • [2] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: пер. с англ. М. :Соцэкгиз, 1962. С. 332.
  • [3] Милль Дж. О свободе / пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. 1993. № 11. С. 10—15.
  • [4] Прудон П. Ж. Что такое собственность? М.: Республика, 1998. С. 201.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой