Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сложность связки субъекта и объекта познания: энактивизм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, познающий, будучи продуктом мира, творит свой менее или более отдаленный мир. Он не просто от-крывает мир, срывает с него завесу таинственности, проникает в его мистерии, но и отчасти изобретает его, вносит в него что-то свое, конструирует что-то, пусть даже подражая природе. Имеет место нелинейное взаимное действие субъекта познания и объекта его познания, или сложное сцепление прямых… Читать ещё >

Сложность связки субъекта и объекта познания: энактивизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если мы рассматриваем когнитивную активность телесно определенного сознания человека, можно говорить о структурном сопряжении субъекта и объекта познания, об их неотделимости. По словам У. Матураны, «мы, человеческие существа, не существуем в природе, природа возникает с нами и мы сами возникаем в ней, поскольку мы объясняем тот способ, каким мы существуем, поскольку мы действуем как наблюдатели».

Философы сознания говорят ныне об исследовании феноменов сознания, свойств и паттернов, описывающих именно «мой опыт в этом мире», их называют «квалия сознания», утверждают необходимость построения «методологии от первого лица» (Варела). Феноменология духа связана с феноменологией тела. Мир, как он переживается мною здесь и сейчас, — это мой опыт в его пространственно-временной определенности, в его ситуативное™, в его телесности. Телесный опыт простирается за непосредственные границы человеческого тела в окружающий мир (по Я. фон Икскюлю, Umwelt), который строит телосознание, бытийствуя в нем и обустраивая его по собственному разумению.

Жить, познавать и творить означает быть целым, сохранять самотождественность. Механизм поддержания самого себя — это круговая причинность или, как его называет Ф. Капра, сетевой паттерн[1][2]. Телесное сознание не только организует само себя, но и само на себя ссылается, строится через отношение самореферентности. Оно не просто черпает информацию из внешней реальности, но и создает новые связи внутри самого себя, а также связи себя со средой, одновременно отделяющие его от среды и встраивающие в нее. Оно «не обрабатывает информацию, но, наоборот, творит некий мир в процессе познания»[3].

Каждый организм черпает из огромного резервуара возможностей мира все то, что ему доступно, что отвечает его способностям познания (восприятия и мышления). Живой организм как когнитивный агент активно осваивает окружающую среду, он познает, действуя. К тому же, это вполне в духе синергетики: обусловленные внутренними свойствами открытых нелинейных сред наборы структур-аттракторов эволюции — это гигантский резервуар возможностей, скрытый, неявный мир, из которого реализуется, актуализируется всякий раз лишь одна определенная, резонансно возбужденная структура.

Активность исходит и от организма как когнитивного агента, и от среды. Причем среда именно данного когнитивного агента и среда вообще, как весь внешний и объективный мир, далеко не тождествены.

Синергизм когнитивного агента и окружающей среды — один из базисных принципов в рамках телесно ориентированного подхода в современной когнитивной науке. Большой вклад в его развитие внес Франсиско Варела, продолжая интеллектуальный тренд, у истоков которого стоял М. Мерло-Понти: «…Именно сам организм — в соответствии с собственной природой своих рецепторов, порогами восприятия своих нервных центров и движениями органов — отбирает те стимулы в физическом мире, к которым он будет чувствителен»1.

Развивая представления о структурном сопряжении познающего существа и среды его активности, Варела ввел понятие «энактивностъ» — вдействования живого организма в мир. «Мир, который меня окружает, и то, что я делаю, чтобы обнаружить себя в этом мире, неразделимы. Познание есть активное участие, глубинная ко-детерминация того, что кажется внешним, и того, что кажется внутренним»[4][5], — утверждает он.

Итак, познающий, будучи продуктом мира, творит свой менее или более отдаленный мир. Он не просто от-крывает мир, срывает с него завесу таинственности, проникает в его мистерии, но и отчасти изобретает его, вносит в него что-то свое, конструирует что-то, пусть даже подражая природе. Имеет место нелинейное взаимное действие субъекта познания и объекта его познания, или сложное сцепление прямых и обратных связей при их взаимодействии. Сложность и нелинейность сопровождающих всякий акт познания обратных связей означают, по сути, что субъект и объект познания взаимно детерминируют друг друга, т. е. находятся в отношении ко-детерминации, они используют взаимно предоставленные возможности, пробуждают друг друга, со-рождаются, со-творятся, изменяются в когнитивном действии и благодаря ему.

  • [1] См., например: Noe A. Out of Our Heads. Why You Are Not Your Brain, and OtherLessons from the Biology of Consciousness. N.Y.: Hill and Wang, 2009. P. XII.
  • [2] Капра Ф. Паутина жизни. С. 114.
  • [3] Там же. С. 295.
  • [4] Merleau-Ponty М. The Structure of Behavior. Boston: Beacon Press, 1963. P. 13.
  • [5] Varela F. Quatre phares pour l’avenir des sciences cognitives. P. 8—9.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой