Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современный культурный проект

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной литературе последних десятилетий разрабатывается концепция техногенной цивилизации. Техногенный путь развития резко отличается от традиционных обществ. Традиционные культуры стабильны, нацелены на гармоничное существование человека в природе, согласованы с естественными природными ритмами. Техногенной же цивилизации присуща ускоренная динамика, непрерывное обновление знаний… Читать ещё >

Современный культурный проект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первые десятилетия XX в. философ и историк Освальд Шпенглер (1880—1936) в знаменитой работе «Закат Европы» (1918, 1922) ярко показал единство, взаимную согласованность различных областей культуры. Западноевропейскую культуру (которую он отличал от других культурных «организмов», в том числе от античной) он охарактеризовал как «фаустовскую». Ей присущи непрерывная динамика и беспокойство; она стремится к неукротимому расширению пределов, к преодолению всевозможных границ, к новым завоеваниям. Шпенглер утверждает, что всякая культура рано или поздно перерождается в цивилизацию. Эта трансформация характеризуется замиранием и оскудением духовной жизни, вырождением философии и искусства. Следовательно, рано или поздно должен исчерпаться и безудержный «фаустовский» проект.

В наше время широко известным стало понятие «проект Модерн», разработанное прежде всего в трудах «франкфуртских» философов (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас). Модерн — это берущий с начала Нового времени и особенно развитый в идеологии Просвещения комплекс идей, направленных на осуществление безграничного господства. Развитие науки и техники в эпоху модерна управляется предельным интересом достижения власти.

Однако масштабная реализация «проекта Модерн» не сделала человека счастливее, страсть к подчинению обернулась разорением неевропейских народов, порабощением самого человека машинами и технологиями, нарушением природного равновесия. Разочарование в этой идеологии привело сегодня к умонастроениям, отрицающим ряд ее принципов и поэтому называющимся, соответственно, постмодерном.

В отечественной литературе последних десятилетий разрабатывается концепция техногенной цивилизации. Техногенный путь развития резко отличается от традиционных обществ. Традиционные культуры стабильны, нацелены на гармоничное существование человека в природе, согласованы с естественными природными ритмами. Техногенной же цивилизации присуща ускоренная динамика, непрерывное обновление знаний и технологий. Она основана на концепции человека как существа, призванного преобразовывать мир. Природа понимается не как органическое целое, а как «источник сырья» и объект различных манипуляций.

Один из наиболее известных философов XX в. Мартин Хайдеггер понимает современное состояние научно-технологической цивилизации как систему извращенных отношений человека и окружающего мира. Современная цивилизация нацелена не на то, чтобы использовать природные ресурсы для конкретного удовлетворения той или иной потребности, а опутывает практически всю природу сетью искусственных отношений («планетарная техника»), которые неограниченно эксплуатируют природу, выкачивают ее ресурсы в целях все большего производства, товарооборота, непрерывного преобразования вещества и энергии и т. п.

Итак, современный цивилизационный замысел выглядит малопривлекательно. Сегодня ищут возможность пересмотра этого далеко зашедшего культурно-цивилизационного проекта. Значительный массив литературы посвящен сегодня теме переосмысления и корректировки западного, ставшего фактически глобальным, пути развития общества.

Например, принципы экологически стабильной цивилизации предлагает Грегори Бэйтсон — один из крупнейших деятелей социогуманитарной науки XX в. В отечественной литературе популярностью пользуются труды «русских космистов» — В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского и других. В них ясно обосновывается необходимость понимать глубокую взаимосвязь человеческого общества и природной среды его обитания. Широко обсуждаются стратегии коэволюционного хозяйствования и принципы устойчивого развития мирового сообщества.

На фоне этих поисков сильны антисциентистские настроения. В разросшемся за последние десятилетия необозримом массиве постмодернистски ориентированных концепций принято считать прежде всего науку и научный разум ответственными за нынешние кризисные явления.

Антисциентистская литература верно схватывает многие перегибы научно-технического развития, критикует множество его пагубных следствий. Но все-таки проблема лежит глубже. Хотелось бы подчеркнуть еще раз: не научный разум сам по себе, а духовные устои современной культуры — вот что вызывает сомнение.

Что представляет собой наука в ту или иную эпоху? Наука — продолжение и выражение общего культурного проекта специализированными исследовательскими средствами. Она уже неоднократно меняла свой вид в различные исторические эпохи. В рамках иного культурного проекта наука могла бы получить совсем другой смысл.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой