Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды и оценка экологических рисков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если экологические риски реализуются, возникает ущерб, который может быть измерен в натуральной и стоимостной формах. При оценке последствий реализации риска в стоимостной форме возникает понятие эколого-экономического риска. Эколого-экономические риски как риски экономических потерь можно рассматривать с точки зрения различных субъектов: физических лиц — населения, юридических лиц — владельцев… Читать ещё >

Виды и оценка экологических рисков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Виды и разновидности рисков.

Экологические риски в процессе эксплуатации экологически опасных объектов, в том числе и транспортных, связаны с возможностью нанесения ущерба окружающей среде (в виде загрязнения или уничтожения земельных, лесных, водных ресурсов и ресурсов атмосферы), а также жизни и здоровью третьих лиц (в виде роста заболеваемости и смертности населения прилегающих территорий). Поскольку экологические риски связаны с разными сферами — природной, техногенной, социальной, их подразделяют на виды и разновидности. Экологические риски в транспортной деятельности представлены в табл. 11.1.

Таблица 11.1

Основные виды экологических рисков на транспорте

Вид рисков.

Разновидность рисков.

Причины рисков.

Природноэкологический.

Природно;

естественный.

Воздействие стихийных сил природы па транспорт.

Природноопосредованный.

Нарушение стабильности экосистем при транспортной деятельности, привнесение чуждых организмов в новую среду обитания.

Техногенно;

экологический.

Риск техногенных воздействий в нормальных условиях эксплуатации.

Загрязнение природной среды, нанесение вреда животному и растительному миру, шумовое и другие виды воздействия транспорта при обычной хозяйственной деятельности.

Вид рисков.

Разновидность рисков.

Причины рисков.

Риск техногенных воздействий в аномальных условиях.

Происшествия, аварии и катастрофы на объектах транспорта. Несанкционированные выбросы загрязняющих веществ.

Социальноэкологический.

Экологоправовой.

Ужесточение экологических законов, норм, правил работы транспорта.

Экологообщественный.

Экологические акции, выступления общественности в защиту окружающей среды и собственных интересов от негативного воздействия транспорта.

Экологоэкономический.

Необходимость затрат на природоохранные мероприятия. Предъявление санкций транспортной организации за нанесение ущерба природе.

Природно-естественные риски характерны для районов развития катастрофических природных явлений — высокогорья, повышенной сейсмичности, речных систем, слабоустойчивых геосистем и др., в которых возникает опасность эксплуатации транспорта при землетрясениях, сходах лавин, оползнях, наводнениях.

Природно-опосредованные риски связаны с негативным воздействием одних организмов на другие через посредство транспорта. В этом случае транспорт является переносчиком вредных организмов в новую среду обитания, в которой они нарушают стабильность. Такие ситуации возникают при сливе балластных вод с судов, при перемещении на большие расстояния вместе с подвижным составом бактерий и прочих микроорганизмов в новые места обитания.

Причинами возникновения техногенно обусловленных экологических рисков могут быть чрезмерное использование ресурса (изъятие воды для хозяйственных нужд, вырубка леса и т. д.), загрязнение окружающей среды отходами производства (сброс сточных вод, выброс загрязняющих веществ в атмосферу), нарушение установленного режима хозяйствования (несоблюдение условий транспортировки вредных и опасных грузов, правил хранения вредных отходов производства и т. д.) и др. В аномальных условиях эксплуатации, т. е. при авариях транспортных средств или объектов, ущербы от реализации экологических рисков возрастают многократно.

Эколого-правовые риски связаны с возможностью ужесточения требований к транспорту со стороны российского природоохранного законодательства и международных правовых норм, которое происходит из-за меняющихся взглядов общества на благоприятную среду проживания. Транспортная организация в своей деятельности должна учитывать вероятность корректировки требований в области охраны окружающей среды, что может привести к запрету на эксплуатацию устаревших типов подвижного состава и оборудования либо потребовать модернизации техники и технологии на более совершенные, ввода в эксплуатацию очистных сооружений, рециклирования отходов. Предстоящие изменения будут связаны со значительными инвестициями.

Влияние экологических рисков выходит далеко за рамки хозяйственной деятельности — они оказывают непосредственное воздействие на социальную и культурную сферы жизни. Экологический риск осознается каждым человеком и поэтому является важной социальной характеристикой. Проживание в местности, где высока степень риска заболеть неизлечимым заболеванием, вызывает высокую обеспокоенность людей.

Недостаточное внимание к вопросам защиты окружающей среды приводит к усугублению экологических проблем и к обострению социальной напряженности. В этом случае велика вероятность реализации эколого-общественных рисков. Общественные организации и граждане начинают протестовать против прокладки транспортных магистралей, расширения аэропортов, строительства гаражей и автостоянок и других объектов инфраструктуры транспорта. Под давлением общественности региональные власти вводят соответствующие запреты и ограничения на деятельность транспортных организаций. Кроме того, акции общественности против отдельных компаний и отрасли в целом могут быть связаны с бойкотом товаров или услуг, что приведет к резкому сокращению объемов продаж и падению курса акций компаний. Так, например, после аварии танкера «Экссон Валдис», повлекшей значительный урон для флоры и фауны арктического региона, «зеленые» призвали к бойкоту автозаправочных станций, принадлежащих компании «Экссон».

Если экологические риски реализуются, возникает ущерб, который может быть измерен в натуральной и стоимостной формах. При оценке последствий реализации риска в стоимостной форме возникает понятие эколого-экономического риска. Эколого-экономические риски как риски экономических потерь можно рассматривать с точки зрения различных субъектов: физических лиц — населения, юридических лиц — владельцев экологически опасных объектов, государства — владельца природно-техногенной системы. Все они несут ответственность за негативные последствия деятельности, наносящей ущерб окружающей природной среде, здоровью граждан, будущему людей.

Для физических лиц эколого-экономические риски связаны с необходимостью выплаты штрафов за загрязнение окружающей среды, для организаций они оцениваются через выплаты по искам пострадавших и штрафам природоохранных органов. Для государства при реализации экологоэкономического риска возникает правовая ответственность в международном масштабе и перед пострадавшими гражданами своей страны.

Последствия реализации экологических рисков могут наступить как моментально, так и с определенным временным лагом. Довольно длительный период времени может пройти от совершения рискового события до реализации правовой ответственности в форме расплаты за ущерб. Отсрочка, но времени связана с оформлением иска нарушителю, расследованием дела, оценкой специалистами нанесенного ущерба, слушанием в суде и исполнением решения суда.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой