Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические механизмы саморазвития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самопостроение как механизм саморазвития. Психологическая структура акта саморазвития. Жизнь человека — непрерывный процесс изменений на всех уровнях его организации: физическом, психическом и духовном. Эти изменения могут носить различный характер: принимать форму поступательного развития, оставаться на том же уровне, что и предыдущий промежуток времени, осуществляться в сторону регресса. Если… Читать ещё >

Психологические механизмы саморазвития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выбор за нами, ведь только мы можем показать, кто мы на самом деле. Ведь на самом деле мы гораздо больше своих возможностей.

Дж. Роулинг

Итак, в предыдущих разделах мы охарактеризовали субъектность человека как важного условия осуществления саморазвития, показали, что основным инструментом в этом процессе является сознание, а функцией — активность. Закономерно возникают вопросы, как это все работает, какие механизмы обеспечивают человеку саморазвитие, как осуществляются конкретные акты саморазвития?

Механизмы, наряду с фактами и закономерностями психической жизни, являются предметом психологии как науки. В психологии описано и изучено множество механизмов функционирования психики. К наиболее известным из них относятся такие, как интериоризация и экстериоризация, прогнозирование, планирование, перенос, идентификация, рефлексия, интерполяция и экстраполяция, стереотипизация, эмпатия, а также многие другие.

Под механизмом обычно понимают внутреннее устройство машины, аппарата, прибора, приводящее их в действие. Применительно к психике, механизм — это то, что обеспечивает функционирование ее как системы. Необходимо отметить, что если говорить о саморазвитии личности, то механизмы его многообразны и изучены еще в недостаточной степени. Тем не менее можно выделить некоторые наиболее важные из них. К ним мы относим самопостроение, самопринятие и самопрогнозирование личности.

Самопостроение как механизм саморазвития. Психологическая структура акта саморазвития. Жизнь человека — непрерывный процесс изменений на всех уровнях его организации: физическом, психическом и духовном. Эти изменения могут носить различный характер: принимать форму поступательного развития, оставаться на том же уровне, что и предыдущий промежуток времени, осуществляться в сторону регресса. Если рассматривать личность человека во временном аспекте, то следует отметить, что способом ее существования является процесс непрерывного построения себя, который носит в некоторых случаях сознательный, а чаще всего неосознанный характер.

Термин «самопостроение личности» не является распространенным в психологии. Тем не менее он употребляется и классиками отечественной психологии, и современными учеными. Так, С. Л. Рубинштейн, характеризуя творчество, говорил о нем как о «строительстве человека». Человек в творчестве, прежде всего, сотворяет этот судьбоносный путь и самого себя как путника [Рубинштейн, 1973J. Понятие «самостроительство» используется Ф. Е. Василюком при характеристике типов жизненных миров [1984].

Как отмечает Е. Е. Сапогова [2013], способность к индивидуальному осмысленному самопостроению является признаком взрослости и описывается традиционно в науке с использованием таких терминов, как целеполагание, самопроектирование, планирование, самокоррекция.

Самопостроение личности — это процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через непрерывные акты саморазвития. Отсюда становится понятным, что выявить суть механизма самопостроения личности можно только через конкретный анализ актов саморазвития.

Остановимся на этой проблеме подробнее. Смысл развития самого себя становится понятным, если представить, что во внутриличностном пространстве существуют два «Я»: то, которое развивает, и то, которое развивают, т. е. «Я-развивающее» и «Я-развиваемое». При этом «Я-развивающее» — это активная, но своему залогу конструкция, «Я-развиваемое» — пассивная.

Структура акта саморазвития личности.

Рис. 2.1. Структура акта саморазвития личности

Структура акта саморазвития представлена на рис. 2.1.

Сделаем необходимые пояснения. Осуществляя акт саморазвития, личность занимает позицию субъекта, благодаря чему не столько претерпевает переход, сколько осуществляет перевод «Я» из «Я-настоящего» в «Я-будущее». Иными словами, входе саморазвития личность как субъект развития осуществляет активность, направленную на преобразование личности как объекта в границах (пространстве) ее внутреннего мира и жизненного пути.

Личность как объект развития может быть описана как некая часть внутреннего мира личности, на которую, во-первых, личность как субъект направляет свои воздействия с целью самоизменения и которая, во-вторых, поддается этим воздействиям субъекта.

Понятие «объект развития» позволяет задать рамки проявления субъектной активности, которые имеют место при саморазвитии, ибо саморазвитие не является самодовлеющим и всеобъемлющим процессом, который определяет все изменения, происходящие в личности. Возможности личности по саморазвитию ограничены, что обусловлено двумя причинами.

Первая причина является интерперсональной и представлена факторами генетической и социальной природы, оказывающими влияние на личностное развитие. Нормативно с возрастом жизненный путь личности все больше определяется фактором самодетерминации («Я-влияния»), а развитие перерастает в саморазвитие — и тем не менее на протяжении всей жизни развитие продолжает подчиняться действию факторов и генетической, и социальной природы. Личность может бороться за то, чтобы отвоевать себе как можно большую зону самовлияния, чтобы как можно меньше подчиняться действию названных сил. И такая борьба может продолжаться в течение всей жизни.

Вторая причина является интраперсональной и связана с сопротивляющимися изменению силами в пространстве внутреннего мира личности. Объектная субличность не является абсолютно пассивной, безвольной, податливой, поскольку представляет собой часть целостной личности, которая может сопротивляться побуждающим к развитию посылам субъектной субличности. В результате можно наблюдать борьбу личности не только с внешними по отношению к ней силами (природой и социумом), по и с самой собой, что может снижать результативность саморазвития.

Вскрытие интраперсональных барьеров и конфликтов позволяет понять, что саморазвитие есть упорная, трудная, рискованная работа с непредсказуемым результатом именно потому, что усилия отдельных субличностей могут быть несогласованны или согласованы не в той мере, которая необходима для обеспечения эффективного (т.е. оптимального по затрате ресурсов) его протекания. Только если личность преодолеет свои же инерционные силы, внутренние противоречия, защиты, леность и неподвижность, станет возможным успешное осуществление ее качественного преобразования. Поэтому при раскрытии механизма саморазвития важным является выделение в структуре будущего «Я», к которому стремится саморазвивающаяся личность, двух образов, которые представляют его варианты — альтернативные образы будущего личности.

Первый из них — образ «Я», который человек создает, проектирует как возможный результат саморазвития, образ того, каким я могу стать, если буду целенаправленно развивать себя: работать над собой, делать постоянные планомерные вложения в себя.

Второй — образ «Я», который человек представляет как результат такого жизненного пути, при котором он пустит свое развитие на самотек, не будет управлять своим развитием, не будет прилагать осознанных усилий к самоизменению, переложит ответственность за ход жизни на волю судьбы, других людей и иные силы помимо своего «Я». Согласно результатам наших исследований [Щукина, 20 151, процесс саморазвития получает достаточную побудительную силу при осознании человеком большей привлекательности образа (состояния) «Я», который может сложиться в результате устий по саморазвитию, в сравнении с образом, который сложится без приложения таких усилий.

Итак, в структуре «Я-будущего» можно выделить четыре представления о своем развитии:

  • 1) каким я хочу стать;
  • 2) каким я не хочу стать;
  • 3) каким я буду, если не стану прилагать никаких особых усилий к достижению желаемого будущего;
  • 4) каким я буду, если буду прикладывать усилия к достижению желаемого будущего.

Именно готовность личности потратиться, вложиться в достижение желаемой будущности является, на наш взгляд, определяющей для устремления к саморазвитию. Только если человек верит, что при планомерной, последовательной — пусть трудоемкой и рискованной — работе над собой он придет к желанному будущему, саморазвитие может получить достаточную побудительную силу. В иных случаях, когда, например, человек согласен на любое будущее, лишь бы не принимать на себя ответственность за него, либо не верит в то, что в состоянии достичь желаемого будущего, саморазвитие не может состояться.

Для пояснения отношений между субъектом и объектом в структуре саморазвивающейся личности необходимо остановиться на вопросе о функциях субъекта. Как было указано ранее, при описании явлений типа «само-» (в том числе саморазвития) субъектный модус выступает в качестве источника активности, которая направлена на объектный модус, выступающий в качестве области ее приложения. Содержание активности конкретизируется через отглагольное существительное (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.), которое является частью конкретного понятия группы «само-». Однако из сказанного неверно будет заключить, что функция субъекта обусловливается модальностью той активности, которую он осуществляет. По отношению к сялюактивности функция субъекта внемодальна и в обобщенном виде может быть обозначена как рефлексивное управление (самоуправление).

Центральной функцией субъектности является обеспечение возможности осуществления созидательно-преобразующей активности. «Деятельность субъекта — преобразовательная. Объектом при этом может высгунать любой материальный или духовный предмет, любой другой человек, сам деятель. При рассмотрении саморазвития личности объектом преобразования выступает сама личность (Я-как-другой).

Другой значимой для понимания саморазвития является функция субъекта, которая не имеет однозначного названия в литературе, однако сводится к описанию процессов саморегуляции. В психологии различают понятия «саморегуляция» и «самоуправление», самоуправление обычно понимается как более общая категория.

В данном случае мы предпочитаем использовать термин «самоуправление». «Субъектное самоуправление личности — это комплекс функций социального субъекта, осуществляемый им благодаря самосознанию и обеспечивающий разработку и приведение себя самого к определенной структуре и режиму активности, включающим самоунорядочивание, самосохранение, самосозидание, самоизменение, саморазвитие собственного функционирования как целостной системы в различных жизненных контекстах» [Алексеева, 2004, с. 303].

Крайне важным является подчеркивание с помощью обращения к нададаптивной функции субъекта [В. А. Петровский] возможности нададаптивного характера саморазвития. Данная функция позволяет объяснить феномены саморазвития, которые не имеют адаптивной мотивации, иными словами, те случаи, когда личность меняется не вынужденно, а сама ставит себе задачи по изменению в направлении роста, совершенствования. Проявляя самодетерминированную активность, субъект управляет не только объектом (частью субъективного пространства), но и своей активностью, направленной на объект.

Направленность на самого себя является существенным, но не достаточным для полного понимания процессов группы «само-» — саморегуляции, самомотивации, самореализации. В таких феноменах важно не только то, что субъект осуществляет определенную активность, но и то, что он управляет ею. Например, самопознание личность может инициировать или блокировать, она задает критерии истинности познания, выбирает или отвергает средства познания, контролирует его ход, оценивает его успешность и т. д. Тем самым процессы группы «само-» подчеркнуто характеризуются участием самой личности в их детерминации. Они могут быть описаны как организованные, управляемые, регулируемые самой личностью. Управление активностью со стороны самой личности предстает как центральный атрибут феноменов группы «само-». Для саморазвития корректным будет утверждение, что в ходе саморазвития «Я-развивающее» управляет развитием (т.е. качественным, направленным изменением) «Я-развиваемого». Таким образом, управляемость развития самой личностью предстает как основной критерий саморазвития личности. Личность при этом понимается одновременно как «лицо», исполняющее функции управляющего реализацией авторского «Я-проекта», и как объект развития.

Принимая во внимание вышесказанное, сущностно саморазвитие личности определяется как качественное, необратимое, направленное изменение личности, осуществляемое под управлением самой личности, единицей которого является управляемый акт перевода «Я» из «Я-настоящего» в «Я-будущее».

Итак, мы охарактеризовали механизм самопостроения личности через описание осуществления акта саморазвития. Такие акты в своей совокупности и образуют специфическую деятельность по развитию себя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой