Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стамбха. 
Доисламское искусство индии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стамбха представляет собой высокую колонну без базы, наверху которой находится массивная капитель в виде львов или быка зебу. Найдено около 30 колонн, десять из которых хорошо сохранились. Эта объемно-пластическая форма раннего буддизма получила свое распространение во времена царя Ашоки. Благодаря его стараниям практически все места, исторически связанные с жизнью Будды, были укреплены… Читать ещё >

Стамбха. Доисламское искусство индии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стамбха представляет собой высокую колонну без базы, наверху которой находится массивная капитель в виде львов или быка зебу. Найдено около 30 колонн, десять из которых хорошо сохранились. Эта объемно-пластическая форма раннего буддизма получила свое распространение во времена царя Ашоки. Благодаря его стараниям практически все места, исторически связанные с жизнью Будды, были укреплены, реставрированы или получили новое архитектурное обрамление. Религиозно-символическое значение стамбхи состоит в утверждении Дхармы, фиксации ее мощи и законности. Но, в отличие от пещерных храмов или ступы, стамбха не получила дальнейшего развития на территории Индии или других стран Азии. Предположительно эго связано с художественно-образными смыслами этой формы: кроме чисто религиозных, она несла на себе функцию утверждения и распространения знаменитых законов Ашоки, которые выбивались как на скалах (например в местечке Даул, в предместьях Бхубанешвара, штат Орисса), гак и на самих колоннах. Так, колонна в Сарнатхе содержит один из Указов Ашоки, призывающих против раскола внутри буддийского сообщества: «Никто не должен быть причиной разделения ордена монахов». Эго колонна была увенчана знаменитой «львиной капителью», являющейся национальным символом Индии (ил. 14). По преданию, Будда, находясь в «Оленьем парке» Сарнатха, произнес свою первую проповедь, «повернул Колесо Дхармы», открыв Закон людям. Сама капитель создана в форме перевернутого вниз цветка лотоса, на нем круглая цилиндрическая деталь, с четырех сторон которой рельефно изображены дхармачакры, между ними лев, бык, слон и лебедь. Лев символизирует собой север, откуда пришел Будда. Слон — символ востока, в мифологии Индии белый слон олицетворяет собой дождевое облако, на котором едет божество грозы и бури Индра. Для буддизма образ белого слона — это и сон матери Будды, означавший будущее рождение Благословенного, и одно из прошлых рождений Будды Шакьямуни, описанное в джатаках. Бык — символ запада, перевозчик одного из главных божеств — Шивы. Будда, по преданию, родился под зодиакальным созвездием Быка (Тельца). Лошадь издревле была символом юга и Солнца. Бог Солнца Сурья мчится на колеснице, запряженной семью конями. Лебедь — символ монаха, достигшего высшей степени духовного развития. Таким образом, можно предположить, что колонна Ашоки была сориентирована по сторонам света, что образно и символически роднит ее со ступой. Завершают канитель Ашоки фигуры четырех великолепных львов, соединенных спинами друг с другом. Первоначально они несли на своих спинах большое «Колесо Дхармы» (каменные обломки которого хранятся в музее Сарнатха, так же как и сама капитель) (ил. 14). Высота канители 2,14 м, она создана из монолита чунарского песчаника и прикреплена к колонне медным штифтом. В отличие от других артефактов Сарнатха, капитель отполирована, что подчеркивает ее значимость и придает особую выразительность моделировке. Поздним проявлением формы стамбхи является знаменитая железная колонна, ныне стоящая в Дели, отлитая в честь Чандрагупты II в 415 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой