Психоанализ.
Теория культуры в 2 ч. Часть 1
При этом используется то, что характерно и для медицинской практики психоанализа. Внимание исследователя сосредоточивается на материале неконтролируемых или слабо контролируемых сознанием мыслей, чувств, действий. Получить какое-то представление о них возможно исследуя человеческие сновидения, описки, оговорки, «случайные» события и встречи, спонтанные (не объясняемые рационально) поступки… Читать ещё >
Психоанализ. Теория культуры в 2 ч. Часть 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современной культурологии есть попытки активного использования психоаналитических методик изучения явлений культуры. Они основаны на концепциях классического фрейдизма и неофрейдизма, в которых развивались представления о значении бессознательного в жизни человека и общества. Как отметил Э. В. Соколов, психоанализ в самом общем смысле — это «стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности»[1]. В сфере бессознательного подготавливаются «роковые решения», вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение[2].
Применительно к осмыслению того, что происходит в культуре и с культурой: «Объясняя происхождение и функции культуры, такие ее формы, как религия, мораль, искусство, политика, разные психоаналитики конструируют разные бессознательные механизмы. Свои клинические наблюдения и свой метод объяснения неврозов каждый психоаналитик использует в качестве исходного пункта для объяснения массовых социокультурных процессов»[3].
У разных психоаналитиков разнятся понимания культуры и ее связей с бессознательным. По мнению Э. В. Соколова, если 3. Фрейд видел в культуре систему запретов, ограничивающих и вытесняющих естественные (в основе бессознательные) влечения, то К. Юнг понимал культуру как систему символов. В качестве символов культуры, по Юнгу, выступают духи, демоны, боги, идеи, законы, научные теории и т. д. Широко распространенные культурные символы — крест, круг, золотой цветок и др. — повторяются в разных культурах. И если освобождать их (в исследовании) от личных и случайных ассоциаций, мы приближаемся к знанию прасимволов — архетипов, которые устойчивы, универсальны. Эти архетипы присутствуют в сознании всех людей и способствуют их взаимопониманию.
Психоанализ как методология познания культуры основан на этих и подобных им представлениях. Методически психоаналитические процедуры ведут к тому, чтобы, преодолев цензуру сознания, ложных представлений, установок и предубеждений, выйти к глубинным истокам культурных событий, культурного творчества, поведения людей.
При этом используется то, что характерно и для медицинской практики психоанализа. Внимание исследователя сосредоточивается на материале неконтролируемых или слабо контролируемых сознанием мыслей, чувств, действий. Получить какое-то представление о них возможно исследуя человеческие сновидения, описки, оговорки, «случайные» события и встречи, спонтанные (не объясняемые рационально) поступки, массовые явления, подобные коллективной панике, моде и т. д.
Помимо этих методологий современные исследователи разрабатывают и иные, очевидно также нестандартные, постмодернистские способы осмысления культуры и ее явлений.