Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Горизонтальная интеграция в системе торговой отрасли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Горизонтальная интеграция дает возможность средним и мелким предприятиям оптимизировать свою деятельность через централизацию общих для них функций: закупку товаров, управление запасами и снабжение магазинов. Это позволяет повысить экономическую устойчивость предприятий конкурентной борьбе и повысить уровень их рыночной власти. На основе этих конкурентных преимуществ сформировались и крупные… Читать ещё >

Горизонтальная интеграция в системе торговой отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первоначальной формой концентрации и организационных структур в торговой отрасли была горизонтальная интеграция — объединение нескольких торговых предприятий, однородных, но выполняемым функциям и товарному профилю, в цепную структуру под управлением одного собственника. Считается, что первой цепной розничной компанией была компания «Эй энд Пи» («Грейт Лтлантик энд пасифик», США, 1859 г., торговля бакалеей).

Наиболее интенсивное распространение цепных магазинов пришлось на 20-е гг. XX в. В 1919 г. на них приходилось 4%, а в 1929 г. — примерно одна треть общего объема розничных продаж в США[1]. В послевоенные годы наметилась тенденция к укрупнению торговых цепей. Цепные формы стали применяться во многих отраслях торговли, особенно широко в системе универмагов, торговле продовольственными товарами и в аптеках.

Одной из ступеней развития горизонтальной интеграции является создание многопрофильных компаний, так как подобная форма позволяет решить проблему территориальной рассредоточенности потребителей, особенно в розничной торговле продовольственными товарами. Во многих странах на рынках продовольственных товаров многопрофильные компании занимают ведущее положение. Например, в США в начале 1990;х гг. 20 компаний, объединяющих супермаркеты и другие бакалейно-гастрономические магазины, включали в свой состав более 1000 магазинов. Крупнейшие из них: «Американ сторз» (1181 магазин, товарооборот 22 млрд долл.), «Крочер» (2245 магазинов, 19,1 млрд долл.), «Сейфуэй» (1118магазинов, 14,3 млрд долл.), «Грейт Атлантик энд пасифик» (1304 магазина, 11,1 млрд долл.). На долю 16 многопрофильных концернов приходится около 33% общего объема товарооборота общедоступных предприятий массового питания. В начале 1987 г. наиболее крупными многопрофильными концернами являлись: «Макдоналдс» (9410 предприятий, товарооборот 14,3 млрд долл.), «Бургер Кинг» (5,1 млрд долл.), «Кентакки фрайд чикен» (4,1 млрд долл.).

В Англии в 1980;е гг. многопрофильным компаниям принадлежало только 12% общего количества продовольственных магазинов, при этом на их долю приходилось более половины торговой площади и более 70% оборота продовольственных товаров. Примерно половина розничного оборота продовольственных товаров приходилась на крупнейшие многопрофильные концерны: «Сейнстери» (около 300 магазинов, 700 тыс. м2 торговой площади, товарооборот 6,5 млрд фунтов стерлингов), «Феско» (384 магазина, 965 тыс. м2,6,3 млрд фунтов стерлингов), «Аргил» (823 магазина, 800 тыс. м2, 4,8 млрд фунтов стерлингов).

В России в настоящее время продолжается бурный рост торговых сетей, начавшийся еще в первом десятилетии рыночных реформ. Наибольшего развития достигли: Х5 Retail Group (мультиформатная сеть, управляющая сетями: супермаркеты «Перекресток», гипермаркеты «Карусель», дискаунтеры «Пятерочка», «Копейка»), «Евросеть» (имеет более 5000 торговых точек в 11 странах СНГ и Прибалтики), «Магнит», «Л'этуаль» (50 магазинов, выручка за 9 мес. 2009 г. составила 10,12 млрд руб.), «Эльдорадо, «Metro Cash & Carry (Россия)» — российское подразделение Metro Cash & Сапу GmbH, управляющей компании, входящей в немецкий холдинг Metro Group (формат универмагов, оптовых магазинов (60 торговых центров), также включает гипермаркеты Real и Extra, сети по торговле электроникой Media Market и Saturn, сеть универмагов Galeria Kaufhof (всего в мире насчитывается 2100 торговых предприятий разных форматов, в том числе в России — 131).

Существенной особенностью организационной структуры цепных компаний является разделение функций закупки товаров у поставщиков и функций розничной продажи товаров потребителям. Основная причина такого разделения функций заключается в том, что за счет скидок при покупке крупных партий товаров формируется основной экономический эффект горизонтальной интеграции в торговой отрасли. Поэтому главным пунктом торговой политики является массовая закупка товаров по минимальным ценам.

Вторая особенность цепных компаний заключается в том, что они формируются как строго иерархические, централизованно управляемые организационные структуры, в которых установлена жесткая система контроля и оперативного информирования. Эти требования обусловлены необходимостью повышения эффективности управления торговыми системами.

Третья особенность организационной структуры цепных компаний заключается в наличии многочисленного аппарата управления, включающего руководителей и специалистов функциональных и территориальных подразделений. Это обусловлено значительными масштабами деятельности, территориальной рассредоточенностью многочисленных филиалов и необходимостью оперативно решать вопросы развития крупных цепных систем.

Горизонтальная интеграция осуществляется через внутрифирменный рост, поглощение крупными торговыми предприятиями мелких и средних предприятий. В результате происходит централизация капитала, общих функций управления товародвижением и организационных структур управления.

Горизонтальная интеграция дает возможность средним и мелким предприятиям оптимизировать свою деятельность через централизацию общих для них функций: закупку товаров, управление запасами и снабжение магазинов. Это позволяет повысить экономическую устойчивость предприятий конкурентной борьбе и повысить уровень их рыночной власти. На основе этих конкурентных преимуществ сформировались и крупные многопрофильные торговые компании. Позже, в ходе развития конкурентных преимуществ происходило обособление оптово-закупочных предприятий в составе цепных горизонтально интегрированных структур, и это стало базой зарождения и широкого распространения вертикально интегрированных структур в торговой отрасли.

  • [1] Загладина С. М. Капиталистическая торговля сегодня. М.: Мысль, 1981. С. 39.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой