Долговая политика РФ в среднесрочной перспективе
Однако в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию говорится о преждевременности реализации этой идеи и поиске альтернативных механизмов повышения эффективности управления средствами суверенных фондов. Соблюдение бюджетного правила, ограничивающего рост государственных расходов и обязывающего накапливать финансовые резервы в суверенных фондах; Новые заимствования при благоприятной… Читать ещё >
Долговая политика РФ в среднесрочной перспективе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При оценке перспектив государственного долга ориентиром являются «Основные направления государственной долговой политики на 2013−2015 годы». В этом программном документе сформулированы меры по решению проблем в области государственного долга и управления государственными активами.
Целями государственной долговой политики в 2013—2015 гг. являются:
- • обеспечение постоянного доступа РФ и национальных корпоративных заемщиков на российский и международные рынки капитала;
- • поддержание умеренной долговой нагрузки, оптимизация объема и структуры долга, сохранение высокой степени долговой устойчивости;
- • поддержание высокого уровня странового кредитного рейтинга с перспективой получения рейтинга «А» ;
- • уменьшение стоимости государственных заимствований;
- • безусловное выполнение финансовых обязательств по международным договорам.
Это базовые цели. Помимо них, важными ориентирами государственной долговой политики являются:
- • превращение национального рынка капитала в стабильный источник финансирования бюджета;
- • модернизация инфраструктуры рынка государственных бумаг;
- • расширение круга инвесторов в госбумаги;
- • сохранение статуса суверенного заемщика путем регулярных умеренных выпусков еврооблигационных займов РФ;
- • совершенствование механизма предоставления государственных гарантий;
- • улучшение мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора;
- • урегулирование задолженности стран-дебиторов.
Управление государственным долгом является частью общегосударственной финансовой политики. В марте 2013 г. принята Государственная программа «Управление государственными финансами». В ней одна из подпрограмм посвящена управлению государственным долгом и государственными финансовыми активами. Госпрограмма, по сути, обеспечивает финансированием «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013−2015 гг.» .
Результатом реализации программы станет сохранение объема государственного и муниципального долга на экономически безопасном уровне и минимизация рисков его роста (в пределах 20% к ВВП), поддержание устойчивости бюджета пенсионной системы, стерилизация избыточно высоких нефтегазовых доходов в суверенных фондах, сохранность и капитализация доходов фондов.
Реализация государственной долговой политики сопряжена с рисками. Важнейшие из них — это снижение долговой и бюджетной устойчивости России и регионов, рост стоимости займов вследствие неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, невыполнение обязательств по госгарантиям.
Управление рисками в рамках долговой политики предполагает:
- • установление верхнего предела государственного внутреннего и внешнего долга;
- • мониторинг долговой устойчивости, в том числе субфедеральных заемщиков;
- • соблюдение бюджетного правила, ограничивающего рост государственных расходов и обязывающего накапливать финансовые резервы в суверенных фондах;
- • новые заимствования при благоприятной конъюнктуре рынка в объемах, превышающих дефицит бюджета (реализация стратегии «занимай и сберегай»);
- • ограничение вложений суверенных фондов в рублевые активы уровнем 25% и другие меры.
Управление государственным долгом подразумевает определенную институциональную структуру. Должен быть выделен ведущий орган управления. Это может быть Министерство финансов или некая организационная структура в его составе. Орган денежно-кредитного регулирования управлять долгом страны не может. Это объясняется тем, что он одновременно является эмиссионным центром и агентом государства по заимствованиям. К примеру, как орган монетарной политики для поддержания курса рубля и недопущения инфляции Центральный банк должен продавать государственные бумаги, а в качестве правительственного агента он должен их покупать на вторичном рынке. Налицо конфликт интересов. Поэтому для целей управления государственным долгом требуется специализированная организация.
Автономные агентства по управлению государственным долгом функционируют в Великобритании, Франции, Ирландии, Швеции, Германии, Португалии. Предполагается, что в России подобной структурой станет Российское финансовое агентство (РФА). Главная цель его создания — улучшение качества управления государственным долгом. Функциями РФА станут:
- • взаимодействие с инвесторами в долговые обязательства России;
- • размещение государственных ценных бумаг;
- • операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке;
- • инвестирование средств суверенных фондов;
- • консультирование Министерства финансов России.
Однако в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию говорится о преждевременности реализации этой идеи и поиске альтернативных механизмов повышения эффективности управления средствами суверенных фондов.