Финансовый анализ в оценке вероятности банкротства
Методика проведения экспресс-анализа достаточно разработана в настоящее время, имеет рекомендуемые направления изучения, перечень показателей, возможные критерии (нормативные значения) с учетом специфики сферы деятельности и формы управления компании. Однако официально (нормативно) утвержденной методики до сих пор не существует, поэтому все применяемые на практике экспресс-оценки базируются… Читать ещё >
Финансовый анализ в оценке вероятности банкротства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной темы студент должен:
знать
• методы и показатели анализа и диагностики банкротства;
уметь
• проводить комплексный анализ с использованием официальных методик и финансовых моделей банкротства;
владеть
• навыками прогнозирования вероятности банкротства и интерпретации полученных результатов.
Методики экспертизы финансового состояния хозяйствующего субъекта для прогнозирования вероятности банкротства
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с измен, от 02.07.2013 № 189-ФЗ) (далее — Закон № 127-ФЗ)[1] оперирует в своих статьях таким понятием, как анализ финансового состояния должника[2]. В частности, во время процедуры наблюдения[3] проведение анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта является обязанностью временного антикризисного управляющего. Закон № 127-ФЗ определяет основные цели проведения такого анализа:
- • определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим (если имущества не хватает даже для покрытия судебных расходов, а кредиторы все-таки принимают решение о введении внешнего управления, то они должны определить источники покрытия судебных расходов. В противном случае кредиторы, проголосовавшие за решение о введении внешнего управления, несут субсидиарную ответственность по покрытию судебных расходов в случае нехватки имущества должника для их оплаты);
- • определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, что служит одним их основных критериев для принятия решения о дальнейшей судьбе должника.
Также финансовый анализ необходим по окончании процедуры внешнего управления для того, чтобы определить, сможет ли предприятие дальше нормально функционировать. Кроме того, анализ позволит определить, не произошло ли фиктивное или преднамеренное банкротство.
В целом методика финансового анализа неплатежеспособных организаций не отличается от методики анализа платежеспособных организаций. Аналитическая работа может включать два этапа: предварительную оценку (экспресс-анализ) финансового состояния и детализированный (углубленный) финансовый анализ.
Методика проведения экспресс-анализа достаточно разработана в настоящее время, имеет рекомендуемые направления изучения, перечень показателей, возможные критерии (нормативные значения) с учетом специфики сферы деятельности и формы управления компании. Однако официально (нормативно) утвержденной методики до сих пор не существует, поэтому все применяемые на практике экспресс-оценки базируются на большом практическом опыте, высокой квалификации специалистов-аналитиков, оценщиков, антикризисных управляющих. В перспективе, вероятно, они будут утверждаться в соответствующих саморегулируемых организациях в процессе совершенствования российского законодательства.
Методика проведения углубленного комплексного финансового анализа во многом определяется целевыми установками, спецификой сферы деятельности компании и практикуемой в ней формой управления и регламентируется соответствующими нормативными документами.
Предприятие считается платежеспособным, если оно имеет больше имущества, чем долгов, т. е. все его активы превышают долгосрочные и краткосрочные обязательства, а значит показатель «собственный капитал» является положительным и чистые активы, приблизительно рапные по своему значению величине собственного капитала, также являются величиной положительной, к тому же превышающей сумму уставного капитала. Предприятие считается неплатежеспособным, если оно неспособно расплачиваться по любым обязательствам. В отличие от неплатежеспособности, банкротство — термин юридический, т. е. установленный нормативными документами. Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда. Закон № 127-ФЗ не разделяет предприятия по отраслям, и, значит, промышленные предприятия обладают равными условиями с предприятиями торговли, сферы услуг и т. д. в случае банкротства. Особенности установлены лишь для крупных и особо важных предприятий — градообразующих, стратегических предприятий и организаций-субъектов естественных монополий. Для них предусмотрены дополнительные меры по оздоровлению (более длительный срок соответствующих процедур), дополнительные условия сохранения рабочих мест. Признаки банкротства существенно изменены для таких предприятий в сторону увеличения. Предприятия торговли подвержены процессам ликвидации чаще, но эти процессы происходят быстрее, а на промышленных предприятиях — дольше и болезненнее. Однако и для тех, и для других предприятий методика диагностики банкротства одинакова.
Наиболее часто встречающиеся показатели, используемые для прогнозирования банкротства — это коэффициенты, определяемые на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- • коэффициент автономии,
- • коэффициент текущей ликвидности,
- • коэффициент абсолютной ликвидности,
- • рентабельность продаж,
- • рентабельность активов,
- • коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами,
- • коэффициент оборачиваемости имущества,
- • коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности,
- • коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
и другие.
На основе этих показателей с использованием статистических методов формируются рейтинговые модели для прогнозирования банкротства и анализа кредитоспособности.
Наиболее известные из них: Z-счет Альтмана, четырехфакторная модель Таффлера, модель Спрингейта, модель Фулмера, модель Лего. Из них только модель Лего разработана на основе анализа промышленных компаний. В то же время пороговые значения для показателей, входящих в состав рейтинговой модели, для промышленных предприятий должны отличаться от аналогичных значений для предприятий торговли и сферы услуг, поскольку все процессы на промышленных предприятиях происходят гораздо дольше, и, следовательно, коэффициенты могут снижаться на более низкий уровень.
Финансовый анализ позволяет выявить рисковые факторы, которые могут привести компанию к банкротству, и своевременно разработать мероприятия по ее финансовому оздоровлению.
Прогнозирование вероятности банкротства предприятия основано на оценке финансового состояния предприятия с использованием различных подходов:
- • политики антикризисного финансового управления;
- • официальных методик оценки финансового состояния предприятий и организаций;
- • диагностики угрозы банкротства с применением количественных и качественных моделей.
Политика антикризисного финансового управления предполагает постоянный мониторинг и контроль вероятности банкротства на основе совокупности неформальных показателей платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности и установленных критериев.
Уровень текущей угрозы банкротства определяют с помощью показателей платежеспособности, с помощью которых оценивают перспективы удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и исполнения обязательств по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в соответствии с предусмотренными законодательством о банкротстве сроками нарушения финансовых обязательств.
Предстоящую угрозу банкротства оценивают с помощью показателей финансовой устойчивости. Устойчивое финансовое положение предприятия характеризуется показателями, когда его финансовые ресурсы покрываются собственными средствами не менее чем на 50%, и предприятие эффективно и целенаправленно использует их, соблюдает финансовую, кредитную и расчетную дисциплину, т. е. является платежеспособным. Тенденция к снижению коэффициента автономии характеризует нарастающую угрозу банкротства.
Показатели рентабельности и деловой активности, в частности коэффициент оборачиваемости активов и капитала, позволяют оценить, в какой степени и с какой скоростью предприятие способно получить необходимую ему прибыль, т. е. формировать чистый денежный поток в необходимые сроки. Величина чистого денежного потока определяется как сумма прогнозируемой чистой прибыли и амортизационных отчислений.
В зависимости от масштабов кризисного состояния разрабатываются пути возможного выхода из него. При легком кризисе проводят меры, но нормализации текущей деятельности предприятия, при глубоком кризисе включают механизм полного использования внутренних резервов финансовой стабилизации, при катастрофическом положении прибегают к санации[4] либо реорганизации, либо ликвидации предприятия. С целью выбора варианта реорганизации или ликвидации предприятия проводят оценку ликвидационной стоимости предприятия и его экономической стоимости.
Общей официально действующей методикой экспертизы финансового состояния организации на предмет вероятности банкротства сегодня являются «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»). На основании расчетных показателей, заложенных в методике, арбитражный управляющий делает выводы об уровне неплатежеспособности предприятия, причинах и возможности восстановления платежеспособности для принятия соответствующих решений о дальнейшей судьбе предприятия.
Для оценки финансового состояния и вероятности банкротства отдельных категорий предприятий и организаций применяются также специальные методики, регламентированные официальными документами:
- • методика анализа и оценки финансового состояния федеральных государственных унитарных предприятий (далее — ФГУП) и открытых акционерных обществ (далее — ОАО) с долей федеральной собственности (утверждена распоряжением Минимущества РФ от 10.07.2000 № 183-р «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению анализа эффективности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности»);
- • методика проведения Федеральной налоговой службой России учета и анализа финансового состояния и нлатежеспособности стратегических предприятий и организаций (утверждена Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 21.04.2006 № 104 в целях реализации Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 № 792);
- • методика по проведению анализа финансового состояния организаций Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 № 16);
- • методика по разработке финансовой политики предприятия (Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 № 118);
- • методика анализа финансового состояния организаций, утвержденная Правительством РФ, прилагаемая к Федеральному закону от 09.07.2002 № 83-?3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» ;
- • Указания ЦБ РФ от 31.03.2000 № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» ;
- • методика прогнозирования банкротства для профбухгалтеров и аудиторов (рекомендована Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов «Содружество» в качестве практического пособия, 2003).
Проведение анализа финансового состояния требует высокой квалификации, которой временный управляющий может и не обладать. В этом случае он имеет право обратиться в арбитражный суд с ходатайством о приглашении аудитора или другого специалиста с оплатой его услуг из имущества должника. Вопрос о назначении аудиторской проверки решает суд.
При проведении финансового анализа должника — сельскохозяйственного предприятия или крестьянского (фермерского) хозяйства необходимо учитывать сезонность работ, их независимость от климатических условий, возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены по окончании текущего (либо последующих) периода сельскохозяйственных работ. В табл. 9.1 представлены результаты анализа финансового состояния должника во время процедуры банкротства «Наблюдение» .
Таблица 9.1
Результаты анализа финансового состояния должника во время процедуры банкротства «Наблюдение»
№. пп. | Результат анализа. | Последствия для должника. |
У должника достаточно средств для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения временному управляющему. При этом должник является потенциально платежеспособным, его финансовое состояния может быть восстановлено. | Данное временным управляющим заключение будет служить одним из оснований назначения внешнего управления при рассмотрении арбитражным судом этого вопроса. | |
Должник обладает имуществом для покрытия судебных расходов и выплат арбитражному управляющему, но восстановить его платежеспособность крайне затруднительно или невозможно. | Кредиторы обычно голосуют за ликвидацию предприятия — должника, но могут проголосовать и за введение внешнего управления (иногда встречаются случаи оздоровления и таких предприятий). | |
У должника недостаточно имущества для покрытия судебных расходов и выплат; восстановление его платежеспособности маловероятно. | Временный управляющий рекомендует проведение ликвидации предприятия-должника. Но если кредиторы принимают решение о введении внешнего управления, они должны будут определить источник финансирования судебных расходов. Если договоренность по поводу источника их финансирования не достигнута, то часть кредиторов, проголосовавших за введение внешнего управления, несет солидарную ответственность по покрытию судебных расходов. |
- [1] Под несостоятельностью (банкротством) в Законе № 127-ФЗ понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
- [2] Должник — по Закону № 127-ФЗ — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов во денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.
- [3] Наблюдение — определяется Законом 127-ФЗ как процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа.
- [4] Санация (от лат. sanatio — лечение, оздоровление), в экономике — система мер (комплексных мероприятий) по предотвращению банкротства.