Основные принципы этики деловых отношений
Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или не в интересах твоей компании (принцип основан па учении древнегреческих философов). Американский социолог Л. Хосмер предлагает 10 этических принципов делового поведения. Эти принципы прошли многовековую проверку теорией и практикой. Предоставлять полномочия (в рамках служебного положения) но распоряжению ресурсами, средствами… Читать ещё >
Основные принципы этики деловых отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ученые считают, что современная деловая этика должна основываться на трех основных положениях:
- • создание материальных ценностей — важнейший процесс;
- • прибыль и другие доходы — результат достижения поставленных целей;
- • главное — межличностные отношения, а не производство продукции.
Американский социолог Л. Хосмер предлагает 10 этических принципов делового поведения. Эти принципы прошли многовековую проверку теорией и практикой.
- 1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или не в интересах твоей компании (принцип основан па учении древнегреческих философов).
- 2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о чем нельзя было бы объявить с гордостью всему миру (принцип основан на взглядах Платона и Аристотеля).
- 3. Никогда не делай того, что не есть добро (основан на заповедях мировых религий).
- 4. Никогда не делай того, что нарушает закон (основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства).
- 5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (основан на практической пользе нравственного поведения).
- 6. Никогда не делай того, что ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.
- 7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.
- 8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона.
- 9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе.
- 10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию.
Перечисленные принципы являются не новыми и (в чем их огромное преимущество) признаются различными деловыми культурами.
В 1994 г. в швейцарском городе Ко руководителями крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии была принята Декларация Ко — «Принципы бизнеса» (приводится в сокращении).
Главные принципы международного бизнеса:
- — ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
- — экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
- — этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
- — уважение правовых норм;
- — поддержка многосторонних торговых отношений;
- — забота об окружающей среде;
- — избегание противозаконных действий.
Принципы взаимоотношений организации с покупателями:
— обеспечивать клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
- — обходиться со своими клиентами честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;
- — принимать всемерные усилия для того, чтобы гарантировать то, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;
- — гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов.
Принципы взаимоотношений организации с владельцами (инвесторами):
- — обеспечивать профессиональный и эффективный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев (инвесторов);
- — обеспечивать владельцам (инвесторам) открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;
- — сохранять, защищать и приумножать активы владельцев (инвесторов);
- — с вниманием относиться к требованиям, предложениям, резолюциям владельцев (инвесторов).
Принципы взаимоотношений организации с персоналом:
- — обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
- — создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерба их здоровью и человеческому достоинству;
- — быть честным в отношениях со своими работниками, обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
- — прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников;
- — в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками;
- — избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений;
- — стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех местах, где они могут принести наибольшую пользу;
- — обеспечивать охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- — поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом, но вопросам размещения рабочей силы.
Общепринятые этические принципы для организаций и отдельных руководителей:
- • «золотое правило менеджера» — в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и другим таких поступков, каких не желали бы видеть по отношению к себе;
- • доверять подчиненным, полагая их достаточно квалифицированными;
- • предоставлять свободу поведения в рамках законодательства;
- • предоставлять полномочия (в рамках служебного положения) но распоряжению ресурсами, средствами, временем, привилегиями, льготами и т. д.;
- • максимум прогресса;
- • терпимое отношение менеджера к моральным правилам менеджмента других стран и народов;
- • разумное сочетание индивидуального и коллективного при принятии решений, в работе;
- • постоянство воздействия, так как работа менеджера не должна прерываться.
В нашей стране, как в любой другой, имеется своя специфика деловых отношений. Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал «Двенадцать принципов ведения дел в России»:
Принципы личности
- • Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
- • Уважай участников общего дела — это основа отношений с ними и самоуважения.
- • Уважение и самоуважение даются выполнением принятых обязательств.
- • Воздерживайся от насилия и угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.
Принципы профессионала
- • Всегда веди дело сообразно средствам.
- • Оправдывай доверие, в нем — основа предпринимательства и ключ к успеху.
- • Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера.
- • Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.
- • Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер — тог, который тоже выигрывает от сделки.
Принципы гражданина России
- • Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
- • Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.
- • Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.
Принципы гражданина Земли
- • При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
- • Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы это стало выгодно всем.
- • Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они — просто другие.
На основе общих этических принципов следует вырабатывать собственные этические системы, как, например, «Кодекс профессиональной этики», разработанный национальным союзом кадровиков.