Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этика и нравственность на государственной службе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменяющиеся взгляды на природу взаимодействия государственной службы с политической властью и обществом выражаются в существовании в научной литературе многообразных подходов к рассмотрению этической составляющей государственной службы. В ряде работ вопросы этического содержания государственной службы рассматриваются с позиций аксиологии (например, у А. А. Деркача)1, педагогики и психологии… Читать ещё >

Этика и нравственность на государственной службе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятия этики, нравственности и морали

Вопросы регулирования морально-этических аспектов государственной службы долгое время находятся в пространстве научного дискурса. Это вполне объяснимо, так как государственные служащие в своей деятельности воплощают политику государства в его взаимодействии с обществом. Этические регуляторы государственной службы находятся в непосредственной и тесной связи с местом, занимаемым госслужбой в конкретном обществе.

Нравственные основы государственной службы — это требования общества и государства к характеру взаимоотношений государственного служащего с обществом и государством, которым он служит.

Изменяющиеся взгляды на природу взаимодействия государственной службы с политической властью и обществом выражаются в существовании в научной литературе многообразных подходов к рассмотрению этической составляющей государственной службы. В ряде работ вопросы этического содержания государственной службы рассматриваются с позиций аксиологии (например, у А. А. Деркача)1, педагогики и психологии[1][2], имиджелогии[3], философии и права, противодействия коррупции.

Существует ряд обобщающих работ, посвященных служебной этике как комплексному явлению[4]. Указанные работы содержат многообразные подходы к определению сущности и содержания понятия «этика государственной службы».

Понятие этики (от греч. «обычай», «нрав», «характер») в целом означает соблюдение норм морали и нравственности.

Нравственность, в свою очередь, является совокупностью правил, определяющих поведение людей, их духовные и душевные качества, необходимые в обществе, а также выполнение этих правил поведения. Нравственность составляет стержень духовности.

Мораль определяется как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, которые должны лежать в основе поведения людей[5].

Таким образом, этика государственной службы может пониматься как «форма поведения человека в сфере управления», как «система норм поведения, правил взаимоотношений и действий в государственно-служебных отношениях» или как «система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения»[6].

По своему источнику этика государственной службы может основываться как на формальных предписаниях, так и на неких неписаных, но общеизвестных нормах поведения.

Этика государственной службы представляет собой образ поведения госслужащего в профессиональной служебной деятельности, основанный на: 1) ценностях и нормах российского общества как социального целого; 2) ценностях и нормах социальной группы (класса), к которой относится госслужащий; 3) ценностях и нормах госслужбы как особой социально-профессиональной группы; 4) индивидуальных ценностях и нормах госслужащего как личности, которые могут быть выражены б форме официальных предписаний либо индивидуальных и (или) коллективных представлений о должном, осуждаемом и запретном поведении для государственного служащего.

Этика государственного служащего (рис. 6.1) может рассматриваться в двух аспектах:

  • — правовом — как один из вопросов, регулируемых законодательством о государственной службе;
  • — внеправовом — как ценности, нормы и стандарты поведения, напрямую не урегулированные законодательством и дополнительные, но отношению к нему.
Особенности этики государственной службы.

Рис. 6.1. Особенности этики государственной службы

Большинство исследователей рассматривают этические нормы как гармоничное продолжение законодательных норм (и наоборот). Однако на практике это далеко не всегда так. Социологические исследования показывают, что абсолютное большинство российского населения и экспертов отрицательно относятся к коррупции как к явлению, а 60% граждан и экспертов считают ее большой общественной угрозой[7]. Вместе с тем многие граждане признают, что им приходилось иногда давать взятки для достижения своих целей. Таким образом, осуждая коррупцию вообще, респонденты «в отдельных случаях» допускают ее для себя. Аналогично обстоит дело и с госслужащими: общество требует от них образцового морального облика, но они являются представителями того же самого общества, и поэтому разделяют все его недостатки и укоренившиеся стереотипы поведения. Таким образом, этические проблемы госслужбы не должны восприниматься изолированно от того общества, в котором функционирует госслужба, и того места, которое она как институт занимает в данном обществе.

Указанная закономерность хорошо просматривается в работах зарубежных авторов. Этические регуляторы в пространстве «политик — чиновник — общество» описываются ими, как правило, термином Public Service Bargain (PSB), который пока не имеет точного русского эквивалента. Можно понимать его равнозначно общественному статусу государственного служащего.

В соответствии с классическим подходом, разработанным К. Худом и М. Лоджем, общественный статус государственного служащего в западных странах изменяется со временем под влиянием проводимых реформ в духе концепции «нового государственного управления» (New Public Management, NPM)'. Прежний тип карьерного чиновника уступил место типу госслужащего-менеджера, решающего любые задачи, которые ставит перед ним руководство, а его труд оценивается по результатам и предполагает гибкую систему премирования, похожую на оплату в коммерческом секторе[8][9].

Этическая составляющая рассматривается как следствие общих изменений в системе государственной службы[10]. Нравственные принципы государственной службы, таким образом, должны иметь комплексный характер. Среди них принципы справедливости, законности, лояльности, гуманизма, ответственности, служения обществу, политической нейтральности, честности и неподкупности.

В свою очередь, этические правила государственной службы могут быть сформулированы как честность, чуткость и отзывчивость, соблюдение служебной субординации, скромность, корректность и вежливость в обращении, доступность для подчиненных и населения.

  • [1] Деркач А. Л. у Михеев С. С. Развитие управленческой компетентности государственногослужащего М.: Изд-во РУДН, 2012.
  • [2] Иванова В. И. Политические ценности в системе подготовки управленческих кадровгосударственной службы: дне… канд. полит, наук. СПб., 2005.
  • [3] Щербакова В. А. Формирование положительного имиджа государственных служащих //в сб.: Социально-профессиональное развитие государственной службы. М.: Изд-во РАНХиГС, 2014.
  • [4] Добродеева И. /О., Шишкина А. А. Этика государственной службы на современномэтапе развития России: монография. Шуя: Изд-во ШГПУ, 2010; Кузнецов А. М. Этика государственной и муниципальной службы: учебник., 2014.
  • [5] э Соколов В. М. Модельный кодекс государственного служащего Российской Федерации // Менеджмент в государственных структурах. 2010. № 1. С. 34—41.
  • [6] Зотов М. Д. Кодексы этики как механизм управления нравственным развитием государственных гражданских служащих в условиях современной России: дис… канд. соц. наук.М., 2013.
  • [7] Магомедов К. О. Об эффективности противодействия коррупции в государственныхорганах власти // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3.С. 201−212.
  • [8] Hood C., Lodge M. The Politics of Public Service Bargains: Reward, Competency, Loyalty —and Blame. Oxford: University Press, 2006.
  • [9] Hondeghem A., Dorpe K. van. Performance Management Systems for senior civil servants: how strong is the managerial Public Service Bargain? // International Review of AdministrativeSciences. 2012. Vol. 79. № 1. P. 9−27.
  • [10] Althaus C., Vakil T. Political transitions: Opportunities to renegotiate the Public ServiceBargain // Canadian Public Administration. 2013. Vol. 56. № 3. P. 478—490.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой