Психоантропологическая концепция Френсиса Л. К. Хсю
По мнению Ф. Хсю, «главной задачей психоантропологов является исследование сознательных и бессознательных идей, управляющих действиями людей». Он считал, что область исследований психологической антропологии «эквивалентна кросс-культурному изучению личности и социокультурных систем и включает такие проблемы, как: (а) связь социальной структуры и ценностей с модальными паттернами воспитания… Читать ещё >
Психоантропологическая концепция Френсиса Л. К. Хсю (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С 1961 г. направление «Культура и Личность» получило название психологической антропологии после выхода в свет коллективной монографии под редакцией Ф. Хсю «Психологическая антропология». «Более 20 лет, — пишет Ф. Хсю, — культура-и-личность оставалась с таким громоздким названием. Я думаю, что пришло время дать ей менее громоздкое и более логичное наименование»[1]. Выход книги стал поводом для дискуссии, посвященной уточнению ряда понятий и расширению предмета исследований. Одним из итогов этой дискуссии явилось становление психологической антропологии как учебной дисциплины.
По мнению Ф. Хсю, «главной задачей психоантропологов является исследование сознательных и бессознательных идей, управляющих действиями людей»[2]. Он считал, что область исследований психологической антропологии «эквивалентна кросс-культурному изучению личности и социокультурных систем и включает такие проблемы, как: (а) связь социальной структуры и ценностей с модальными паттернами[3] воспитания ребенка, (в) связь модальных паттернов воспитания ребенка с модальной личностной структурой как выраженной в поведении, © связи модальной личностной структуры с ролевой системой и проективными аспектами культуры и (d) связь всех упомянутых переменных с паттернами девиантного поведения, которые варьируются от одной группы к другой»[4].
К настоящему времени психологическая антропология выступает как сложная многоуровневая область исследований, которую можно разделить на две группы научных теорий: а) в соответствии с методом, теоретической ориентацией, интерпретирующей теорией; б) в соответствии с предметными областями (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Структура психологической антропологии (по А. А. Велику)[5]
Критерии выделения. | |
По методу. | По предмету. |
Л. Психоаналитический подход. | I. Традиционные этнопсихологические исследования. |
Б. Психологический подход (теория научения). | II. Междисциплинарные исследования. |
В. Этологический подход. | III. Проблемно-теоретические исследования. |
В работе А. А. Велика дана подробная характеристика каждого из подразделений. Так, в рамках психоаналитического подхода он рассматривает психоаналитическую концепцию культуры Г. Рохейма, психоантропологию современной культуры Г. Стейна, этнопсихоанализ Дж. Деверо, положительный психоанализ А. Маслоу и Э. Фромма и др.[6]
В качестве основных методологических положений, которыми руководствуются психологические антропологи, в первую очередь следует выделить: идею равноправия всех культур (в смысле их ценности для человечества), признание единства человеческого рода, критику тезиса о «высших» и «низших» культурах, использование в исследованиях принципов межкультурного сравнения.
- [1] Цит. по: Велик А. А. Психологическая антропология. История и теория. С. 16.
- [2] Цит. по: Лурье С. В. Психологическая антропология. С. 210.
- [3] Паттерн (в психологии) — 1) набор стереотипических поведенческих реакций или последовательностей действий; 2) объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов.
- [4] Цит. по: Лурье С. В. Указ. соч. С. 210—211.
- [5] Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. С. 103.
- [6] См.: Там же. С. 103−104.