Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Религия в Древнем мире

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это расхождение в датировках порождало у исследователей истории религии Египта достаточно пессимистичные прогнозы. Так же и сам список царей не избежал упреков в произвольности. Отчасти эти вопросы сохраняются и сегодня. Например, современный египтолог С. В. Кузнецов считает, что первые пирамиды можно датировать вплоть до VI тысячелетия до н.э. Не утихают споры вокруг так называемой новой… Читать ещё >

Религия в Древнем мире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РЕЛИГИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Проблемы хронологии истории и источников религии Древнего Египта

О Древнем Египте, его культуре и религии Европа до начала XIX в. ничего не знала из первоисточников, а лишь из косвенных свидетельств — из описаний античных авторов, прежде всего Геродота (ок. 484 — ок. 425 до н.э.), Страбона и Плутарха. Поэтому сложилась упрощенная картина египетской религии, основанная на описаниях более поздней эпохи. Эти представления были далеки от понимания эволюции египетской культуры и религии, которые не были ни постоянными, ни примитивными. В представлениях о египетских культах в эллинистический период Исида и Осирис занимали слишком большое место. Более того, этот культ эллинизировался: Геродот и Плутарх отождествляли Осириса с Дионисом[1]. Искаженным в древнеегипетской религии представлялся поздний культ животных, который вызывал насмешки античных авторов и негодование христианских. Так, Плутарх считал, что только Осирис «отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов; а потом он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и всевозможной музыкой. Поэтому греки отождествили его с Дионисом»[2].

В 1822 г. французскому исследователю Франсуа Шампольону, «отцу египтологии», удалось расшифровать древнеегипетское иероглифическое письмо. Тем самым был открыт путь к первичным источникам, на основе которых создана картина истории, религии и культуры Древнего Египта. С прогрессом исторического знания изменились и интересы исследователей. Поздние эпохи, значительно лучше изученные, уступили место в качестве предмета исследований эпохам более ранним, с которыми и связывают период творческого становления религиозных и культурных представлений египтян.

По верному замечанию М. А. Коростовцева, «Египетская религия — явление грандиозное. Судя по сохранившимся памятникам, она существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий. Знаменитый Г. Масперо… последовательно применил исторический принцип исследования, доказав, что египетская религия была явлением исторически развивающимся, а не стабильным, всегда тождественным самому себе феноменом. Этого принципа исследования ученые придерживались и в дальнейшем. В наши дни наука, несомненно, располагает многими превосходными описаниями египетской религии, и все же история египетской религии еще не создана»[3]. Причина этого кроется, во-первых, в отсутствии источников, относящихся к древнейшему периоду, во-вторых, в крайне противоречивом содержании имеющихся источников, что является результатом напластования и смешения взглядов и верований разных времен и местностей и, наконец, в-третьих, в проблемах хронологии памятников египетской культуры и цивилизации.

Египетская история, вместе с которой претерпевала свои превращения и египетская религия, была разделена на 30 династий в историческом труде позднеегинетского жреца Манефона, жившего в III в. до н.э., написавшем историю Египта " Эгиптиака" , которая дошла до нас в отрывках иудейского историка Иосифа Флавия[4]. Большинство современных египтологов объединяют все династии в три большие эпохи, иногда добавляя к ним и четвертую, отличающиеся друг от друга в культурном и религиозном отношении, особый характер каждой из которых был известен уже в Древнем Египте. Три большие эпохи, или «царства», египетской истории были отделены друг от друга двумя промежуточными эпохами (с частично пересекающимися династиями). Им предшествовала ранняя финикийская эпоха, и в конце египетской истории был так называемый поздний период. Эта точка зрения достаточно обоснована в ставших классическими работах Э. Отто, Е. Дриотона, Д. Вандлера, и ее придерживаются, правда со значительными вариациями, большинство современных египтологов.

Относительно начала династического периода в истории Египта высказывались различные точки зрения. Датировка восшествия на престол первого фараона Египта — Менеса — определяется разными египтологами в интервале 3000 лет (табл. 9.1).

Таблица 9.1.

Восшествие на престол Менеса

Немецкая школа.

Французская школа.

Представители.

Даты до н.э.

Представители.

Даты до н.э.

Боек.

Шампольон.

Унгер

Лесюер

Бругш.

Мариэтг.

Лаут.

Шаба.

Лепсиус.

Мейер

Бунзен.

Пальмер

Это расхождение в датировках порождало у исследователей истории религии Египта достаточно пессимистичные прогнозы. Так же и сам список царей не избежал упреков в произвольности. Отчасти эти вопросы сохраняются и сегодня. Например, современный египтолог С. В. Кузнецов считает, что первые пирамиды можно датировать вплоть до VI тысячелетия до н.э. Не утихают споры вокруг так называемой новой хронологии А. Фоменко. В то же время изучение истории Египта различными методами (радиоизотопный анализ, астрономические расчеты и т. д.) позволили уточнить эти вопросы, хотя и не окончательно, но, по-видимому, проблема теперь сводится к нескольким столетиям. Например, первым фараоном Египта ученые считают Нармера, но в официальный список царей Египта он не включен[5]. Сегодняшние представления о хронологии и основных вехах истории религии Египта можно представить следующей хронологической таблицей египетской истории, культуры и религии (табл. 9.2).

Таблица 9.2.

Хронологическая таблица[6]

Время и типы культур (все даты до н.э.).

Политическая история.

История религии и искусства.

Доисторическое время.

Новый каменный век — медный век.

В результате изменения климата в Дельте и долине Нила возникли неолитические поселения. Переход от охоты к земледелию.

Тотемные изображения.

Местные божества в образе животных и растений. Геометрическая орнаментика нового каменного века.

Поклонение матери-богине.

Додинастический период (ок. 5000 — ок. 3100).

Окончился, когда царь Нармер (Менее?) основал первую династию, положив начато Египту фараонов.

Дописьменный период.

Ранний додинастический период. Бодарийская культура (5000−4000) и культура Нагада I (3900−3600).

Согласно астрономическим расчетам британского египтолога Г. Барстеда, в 4241 г. произошло введение календаря в 365 дней. По мнению других египтологов, это событие должно произойти в самом конце додинастического периода. Согласно отечественным историкам, формирование календаря в древнем Египте связано с наблюдениями за разливами Нила, восходом Сириуса и циклом Солнца (наблюдение солнцестояний). Это событие отражено в мифе о происхождении Гелиопольской Эннеады богов.

Средний додинастический период (3400 — ок. 3150). Культура Нагада II (Династия 00).

На территории Египта возникают «два царства». Красная земля и Белая земля, Северное (Нижнее) и Южное (Верхнее) царства. Господствующее положение городов Буто (Красная земля) и Иеракоиполя (Белая земля).

Ок. 3400. Возникновение иероглифической письменности. Первые письмена на памятниках Гиераконполя. Землемерие. Согласно Платону, изобретателем письма, счета, землемерия, звездочетства и игры в шашки и кости был Бог Тот (Тевт)[7].

О нем Платон говорит как о боге (Федр) и как о божественном человеке (Филеб)[8]. Главным божеством Северного царства была богиня-кобра Эджо, Южного царства — богиня-коршун Нехбет. Впоследствии они сохранили свое значение как владычицы обеих земель. Соотвествующее имя вошло в титулатуру фараона в период первой династии в качестве второго имени.

Поздний додинастический период. Нагада II Нагада III Династия 0 (3150−3100).

Гор (миф.), ГорСкорпион[9], ГорРа, Гор-Сехем Согласно археологическим данным, список царей Династии 0: Царь А, Царь Б, Хор Ка (Двойник), Хор Скорпион[10]

Царь Юга (Белой земли) Скорпион детает попытку завоевания Севера (Красной земли).

Приведение в систему местных культов — выделение священных центров, в которых совершается большинство мифологических событий. Согласно гелиопольскому теогоническому мифу Бог Тот выиграл дополнительные 5 дней у богини Луны Ах. Эннеада Богов Гелиополя.

Нармер (Мен, Менее?) Фараон ГорНармер основывает 1-ю династию и открывает династический период истории Египта.

Царь Верхнего Египта завоевывает всю долину Нила вплоть до Средиземного моря. Объединение двух царств иод новым символом «белой короны» Юга, соединенной с «красной короной» Севера. Основание новой столицы в Мемфисе («Белая стена»), Мемфис становится средоточием царской власти, администрации, судебной власти и казначейства. Абидос становится священной столицей, религиозным центром Египта. Царская усыпальница находилась в Саккара (кладбище Мемфиса), в Абидосе возводили кенотафы.

Гелиополь, Нехеб и Буто превращаются в религиозные центры, в города-святилища[11]

Раннее царство Архаический период (3100−2686).

1−2-я династии.

Финикийский период.

Антропоморфизация образа бога. Персонификация сил природы.

1-я династия (ок. 3100 до 2890).

1-я династия. Цари:

Гор-Нармер (Сом), Хор-Аха (Боец)[12], Хор-Джер (Хват), Хор-Джет (Змея), Хор-Ден (Простиратель), ХорАджиб (Целостный сердцем), Хор-Семерхет (Дружественный утробою), Хор-Каа (Высокий рукою).

Фараон — воплощение бога Гора. ГорНармер — первый фараон, воплощение бога Гора. Основывает город Мемфис. Его гробница похожа на дворец с башнями. Похоронен в Абидосе. Переносит столицу в Мемфис; изменяет свою титулатуру, объявив своим богом Гора, вместо Сета; погребен в Абидосе. Провозглашает культ Гора государственной религией с сосредоточением высшей религиозной власти в Абидосе.

2-я династия (2890−2686).

2-я династия. Цари:

Хетепсехемуи (Умиротворивший Две Силы), Небра (Ра — [мой] владыка), Нинетчер (Богоподобный), Венег, Сенед, Перибсен, Хасехем (уи).

Интенсивное развитие третьего древнеегипетского культурно-религиозного центра в Гелиополе. Исходное значение слова, давшего имя городу — «город телицы», позже — «город обелисков»[13] Первоначально Гелиополь — центр почитания Атума. Атум — глава гелиопольской Эннеады, связан с солярным мифом и культом. К началу Древнего царства Атум был вытеснен схожим гелиопольским богом Ра и отождествлен с ним в образе Ра-Атума.

2782 г. — введение календаря, связанного с наблюдениями за циклом Сириуса (Сотис), 360 плюс 5 дней, что выражало, по мнению ряда авторов, «смещение» Сириуса относительно «солнечного года»[14], создается первый вариант «Книги мертвых» (Гелиопольский вариант), предшествующий «Текстам пирамид». Вариант не дошел. Тексты пирамид 5−6-й династий, согласно версии Баджа, — это копии не дошедшего текста.

Древнее царство.

  • (ок. 2780 до 2250)
  • 3−8-я династии

3-я династия. Столица Мемфис. Цари: Нечерихет (Джосер), Сехемхет, Хаба, Санахг, Хуни.

Теологическая система Гелиополя (Атум — Ра) и Мемфиса (Пта).

Джосер совмещает культ Солнца с культом фараона и завладевает властью жреца. Царь — сын бога Ра. Верховный жрец, архитектор и зодчий фараона Имхотеп создает для него ступенчатую пирамиду. Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара.

Имхотеп впоследствии, полтора тысячелетия спустя, был обожествлен, став сыном бога Птаха. Ему были построены два храма в Мемфисе и на Филэ[15].

Греки отождествили его с легендарным врачевателем Асклепием. Согласно позднему византийскому источнику компилятора V в. Стобея, Имхотеп наследует свои знания от Тота, который получил их от полулегендарного Гермеса Трисмегиста (Гермеса Триждывеличайшего)[16]. Гермеса греки отождествляли с египетским Тотом. Гробница Имхотепа не найдена.

4-я династия (около 2720 до 2560).

Цари: Снофру, Хеопс (Хуфу), Хефреи (Хаф-ра), Микерин (Менакуура), Шепсескаф.

В Гизе построена Великая (самая большая) пирамида (Хеопс) и большой сфинкс (Хефрен). Согласно египетским сказаниям, Хеопс ищет «тайные комнаты Тота», в которых находятся архивы (рукописи?) Тота, в поиске помагает некий маг Джеди. С этим сказанием, по-видимому, связана легенда о таинственной «Книге Тота», последним хранителем которой был Имхутеп. Прекращается строительство пирамид (Шепескаф), возобновляется возведение гробниц — масштаб.

5-я династия. Цари:

Усеркаф, Сахур (Сахура), Нефериркара (Какай), Ниусерра, У нас (Упис).

Усеркаф вводит культ солнца, возобновляет строительство пирамид. Унас строит пирамиду, украшая ее внутри «Текстами пирамид» — важнейшими египетскими текстами, дошедшими до нас. Тексты обнаружены в 5 пирамидах: Унаса, Меренры, Тети, Пепи I, Пепи II.

Тот и Ра — «проезжающие небо». Ра — бог Солнца, Тот — бог Луны.

6-я династия. Цари:

Тети, Пепи I (Пиопи I), Меренра, Пепи II (Пиопи II).

В конце правления царство распадается, и наступает смутное время.

Ра-Тум — благодетель божеств, соотнесенных с четырьмя сторонами света, Сет и Нефтида — «доставляющие питание» божествам Юга, Осирис и Исида — Севера, Тот — Запада, Гор — Востока.

Тот — бог магии и света мертвых. «Тот соединяет тебя с тем, чего не было при тебе», «дает он тебе око Гора»[17]

Первое междуцарствие (о?к. 2181 до 1991).

9−11-я династии. Период социальных и политических потрясений в Гераклеополе. Местный правитель Ахтой I захватывает власть и управляет другими областями Египта.

Распад государства с преобладанием могущественных городов Гераклеополя и Фив.

11-я династия: царские имена Ментухотепа. Ментухотеп III (Небтуаира) был убит в результате заговора своего визиря Аменемхета I.

Учение о ба. Зарождается вера в то, что каждый умерший попадет к Осирису. Абидос — столица поклонения Осирису. Идея о судьях в Царстве мертвых. Древние загробные тексты (Тексты гробниц).

Среднее царство (ок. 1991 — 1786).

12-я династия. Царские имена. Аменемхета. Аменемхета IV свергает собственная сестра Себекнефру. Правящая царица.

Династия прекращается.

Приход культа Амона в Фивы. Более молодые загробные тексты.

Храм мертвых Аменемхета III, известный как Лабиринт.

Второе междуцар ствие.

Примерно.

1786−1567.

15−17-я династии: чужеземное господство гиксосов. Резиденция Ауарис.

В Фивах в 1680−1580 местная 17-я династия.

Внедрение сирийских богов; Ваал приравнивается к Сету. Последняя царская гробница в виде пирамиды (17-я династия). Папирус Ани («Книга Мертвых»).

Новое царство,.

(1567−1085).

  • 18−20-я династии.
  • 18-я династия (1580−1314). Цари: Аменхотеп I, Тутмос I, царица Хатшепсут, Тутмос III (подчинил большую часть Сирии), Аменхотеп III, Аменхотеп IV — Эхнатон (резиденция Ахетатон — Телль-эльАмарна), Тутанхамон

Храм мертвых Хатшепсут в Эль-Бари Колосс в Мемносе (статуя сидящего Аменхотепа III).

Амой становится богом государства. При царе-" еретике" Эхнатоне делается попытка утвердить монотеизм как веру только в Атона, которому он поклоняется вместе с супругой, царицей Нефертити. У Эхнатона нет наследников мужского пола, и к власти приходит зять Тутанхамон, который реставрирует традиционный культ и возвращает религиозный центр в Фивы.

" Книга Мертвых" используется как оснащение гробницы. «Книга Мертвых» («Книга Амдуат») на папирусе, согласно Уоллесу Баджу, представляет вариант 2 — Фиванский вариант. Вариант иероглифического текста, который разделен на главы, имеющие название, но не имеющие места в серии. Расцвет иератического (жреческого) письма. Сооружение храма Амона в Фивах.

19-я династия (1314−1200). Цари:

Сегос I, Рамзее II. Соглашение с Хепитерном. Новая резиденция — город Рамзее.

Гробницы ночи и Рамос. Натуралистическое искусство периода Амарны.

  • 20-я династия
  • (1200−1085).

Цари:

от Рамзеса III (ок. 1185−1153) (последний расцвет могущества) до Рамзеса XI.

Храм мертвых Сетоса I в Абидосе.

Храм в скале в Абу-Симбеле. Строительство «большого храма» Мединетом Хабу (начатого Рамзесом III). «Книга Мертвых». Вариант 3. Согласно Уоллесу Баджу, в этом варианте употребляются иероглифическое и иератическое письмо.

Третье междуцарствие с 1089 по 525 г.

  • 21−26-я династии.
  • 21-я династия имеет резиденцию в Танисе в Верхнем Египте — Государство бога Амона

Считавшиеся до сих нор носителями священных качеств животные становятся сами объектами поклонения, особенно бык, крокодил и кошка (растущее значение богини Бает).

22-я династия (950−730) основана ливийским военачальником в Бубастисе.

Частое изображение фигур, несущих наос.

  • 23-я династия и в Саисе
  • 24-я династия (также ливийская)

25-я династия эфиопских (нубийских) чужеземных правителей 671 г. — Ассирия завоевывает Египет.

Исключительно реалистически выполненные статуи при 25-й династии.

26-я династия.

Меттерниховская надпись (XXVI династия)[18]. Бог Тот — повелитель четырех стихий.

Поздний период.

(525−332).

  • 27−30-я династии.
  • 26-я династия (663−525).

Цари:

Псаметик I.

и Неко, проживавшие в Саисе.

  • 27-я династия — чужеземная, власть персов
  • 28−30-я династии с последним местным князем в Дельте Царь Нектанебус 1

Теологизация религии приводит к народному противоположному течению, выросшему из магических представлений и практики.

Так называемый Серапиум (сооружение для гробницы Аписа) Псаметика I в Саккаре.

" Книга Мертвых" на папирусе, согласно Уоллесу Баджу, вариант 4 — Саисскаий вариант. В книге четкое разделение на главы. Каждая глава занимает строго определенное место.

Греческий период.

(332−30).

332 г. до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским. Династия Птолемеев со столицей в Александрии.

Птолемей I утвердил образ эллинистического и египетского гибрида бога Сераписа.

Распространение по Египту культа Изиды.

30 г. до н.э. — VI в. н.э.

30 г. до н.э. завоевание Египта Октавианом (Августом). Римское владычество.

Август и его преемники по примеру Птолемеев приняли титул фараонов, став сынами бога. Императоры строили новые храмы и возводили пристройки к старым, сохраняя архитектурный облик и ритуалы. Событием, которое коренным образом изменило религию, искусство и язык, стало появление и распространение христианства. Христианство уже в I в. проникает на территорию Египта через Александрию, куда его принесли из Иерусалима друзья и родственники членов местной еврейской общины.

После того как христианство стало общегосударственной религией, в указе императора Феодосия провозглашено о закрытии храмов старых богов. Последние храмы на о. Филэ, посвященные культу Исиды, просуществовали до правления Юстиниана (483−565) и были закрыты. Самый поздний известный иератический текст на пелене мумии IV в. н.э. Самый поздний демотический текст относится к V в. Египетская культура как живое и понятное явление прекращает существование вместе с утратой языка.

VII в. н.э.

Завоевание Египта арабами.

Христианство перестало являться государственной религией после завоевания Египта арабами в 641 г. Многие христиане перешли в мусульманство. Однако крупные христианские общины остались на Юге. Египтян-христиан стали называть коптами.

Известный египтолог Гюнтер Ланцковский дает несколько иную и близкую периодизацию[19]:

Таблица 9.3.

1−2-я династии.

Ранний период, или финикийский.

Ок. 3000−2778*.

3−6-я династии.

Древнее царство.

2778−2263.

7−10-я династии.

1-й промежуточный период, или период Гераклеоиля.

2263−2040.

11 -12-я династии.

Среднее царство.

2130−1786.

13−17-я династии.

2-й промежуточный период, или период господства гиксосов.

1785−1562.

18−20-я династии.

I loBoe царство.

1562−1085.

*Все даты до н.э.

Поздний период датируют вплоть до завоевания Египта Александром Македонским (332 г. до н.э.)• За ним следует период Птолемея (до 30 г. до н.э.). Сравнивая эти хронологии, можно сделать вывод, что колебания и уточнения египетской хронологии еще возможны как результат новых археологических находок или новых исследований. На сегодняшний день наиболее спорным оказывается вопрос о «времени пирамид», причем расхождения здесь очень существенные. Проблема хронологии — это первая загадка древней египетской культуры и религии, влекущая весьма далекие и вызывающая весьма различные следствия. Проблема хронологии именно в египтологии ставит решающий вопрос, а существовала ли вообще египетская религия или же существовали несколько местных религий, связанных между собой лишь использованием, но различающиеся интерпретацией общего пантеона богов. Имеем ли мы какой-то общий для древнеегипетской религии священный «текст» и его различные интерпретации, или же мы имеем схожие в силу близости проживания и общей истории, но все же различные «тексты» .

Уже античные авторы на этот вопрос отвечали неоднозначно. Геродот и Плутарх говорили о различии религиозных взглядов древних египтян в зависимости от местности. Из современных исследователей эта точка зрения близка историческим работам М. В. Коростовцева. По его мнению, «в объединенном Египте религия является результатом слияния сначала независимых племенных культов. Каждый город имел свое божество в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного. Таким образом, политеизм объединенного Египта — вполне закономерное следствие слияния местных номовых религий додинастического Египта, главной формой которых были фетишизм и тотемизм»[20].

Геродот оставил намеки на то, что есть тайны, о которых египтяне говорить не хотят: «О празднике же Исиды в городе Бусирисе я уже рассказал выше. После жертвоприношения все присутствующие мужчины и женщины — много десятков тысяч — бьют себя в грудь в знак печали. А кого они оплакивают, мне не дозволено говорить…»[21] Эта недосказанность относится не только к мистериальному характеру праздника, она гораздо шире. По замечанию современного египтолога Пьера Монтэ, исследование храмовой египетской архитектуры, текстов и усыпальниц древнеегипетской цивилизации приводит нас к странным выводам. «На изображениях в гробницах не хватает лишь одного: хотя бы намека на то, чем именно занимался сам ее хозяин при жизни. Будь то усыпальница воина или придворного, цирюльника или врача, архитектора или визира — повсюду изображены одни и те же сцены. Их может быть больше или меньше, но иероглифические надписи, обрамляющие эти сцены или заполняющие пространство между персонажами, объясняют почти одинаковыми терминами их действия и воспроизводят одинаковые диалоги: всюду одни и те же слова, одни и те же песни. Изображения и тексты восходят к одному и тому же источнику»[22]. Этот образец, согласно Монтэ, появился в начале 4-й династии и всегда оставался неизменным.

  • [1] Вестник древней истории. 1977. № 3. С. 254.
  • [2] Геродот. История в 9 кн. Л., 1972. С. 92−93.
  • [3] Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976. С. 6.
  • [4] Манефон. Завоевание Египта Гиксосами // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 1. М., 1980. С. 58−59.
  • [5] Dunn J. Egyptian Kings. Intercity Oz., 1996. P. 1.
  • [6] В данной таблице учтены данные филологии, астрономии, археологии, сравнительной мифологии, истории исследований религии Древнего Египта. Хронологическая таблица составлена по работам: Лукер М. Египетский символизм. М., 1998; Майдар Д., Ткачев В. II. Краткая архитектурная хроника. Улан-Батор: Издво Госкомитета Совета Министров МНО по высшему и среднему специальному и профтехобразованию, 1980; Шапошников А. К. Боги Древнего Египта // Древнеегипетская Книга мертвых. М.: Эксмо, 2006. С. 372−417; Темпл Р. Мистерия Сириуса. М.: Эксмо, 2006; Вайднер Дж., Бриджес В. Тайны соборов и пророчество великого Андайского Креста. М.: Эксмо, 2005. С. 603−604; DunnJ. Egyptian Kings. Intercity Oz., 1996. P. 1; Berg, H. Kinglist // WinGlip. Utrecht, 1997; Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989. С. 350; Eberchard О. Das Verhältnis von Kite und Mythus im Ägyptischen. Heidelberg, 1958; Lanczkomki G. Religion der alten Ägypter// Heiler Fr. Die Religionen der Menschheit. 1959, S. 103.
  • [7] Платон. Федр. М.: Прогресс, 1989. С. 65−66.
  • [8] Платон. Филеб // Платон. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 15.
  • [9] История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1979. С. 15.
  • [10] Крол Λ. Египет первых фараонов. М.: Рудомино, 2005. С. 13.
  • [11] Тураев В. А. Бог Тот. Опыт исследования в области древнеегипетской культуры. СПб.: Журнал «Нева». Летний сад, 2002. С. 47.
  • [12] Виноградова В. И. Ранее и Древнее царства Египта // История древнего мира. Ранняя древность / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М.: Главная редакция восточной литературы, 1982. С. 91 — 111.
  • [13] Шапошников А. К. Египетские боги // Древнеегипетская Книга мертвых. М.: Эксмо, 2006. С. 338−365.
  • [14] }}. Данное событие получило мифологический статус в мифе о происхождении Великой Эннеады Гелиополя. Согласно классификации Уоллеса Баджа{{Бадж Э. А. У. Введение // Египетская книга мертвых. Папирус Ани Британского музея / перевод, введение и комментарии Э. А. Уоллеса Баджа. М.: Алетейя, 2003. С. 11−138.
  • [15] Мюррей М. Египетские храмы. М.: Центрполиграф, 2008. С. 136, 178.
  • [16] См.: Избранные фрагменты Стобея // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. К.: Ирис; М.: Алетейя, 1998. С. 171 (XXIII, 6).
  • [17] Кесс Г. Заупокойные верования древних египтян // Журнал «Нева». СПб., 2005. С. 301−302.
  • [18] Тураев Б. А. Бог Тот. Опыт исследования в области древнеегипетской культуры. С. 135.
  • [19] См.: Lanczkowski G. Die Religion der alten Ägypter // Heiler Fr. Die Religionen der Menschheit. Stuttgart, 1962. S. 103.
  • [20] Коростовцев М. А. Религия Дрепнего Египта. М., 1976. С. 12.
  • [21] Геродот. История в 9 кн. Л., 1972. С. 89.
  • [22] Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1998. С. 20.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой