Разработка и реализация учебных кейсов
В российской системе образования этот метод активно стал использоваться только в последние 20 лет, хотя еще в 1926 г. на конференции преподавателей экономических дисциплин в совпартшколах рассматривались вопросы применения в обучении различных методов и методик обучения, в том числе метода проектов, или метода казусов. В основе ситуации лежит прецедент, или случай (case), специально… Читать ещё >
Разработка и реализация учебных кейсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В рамках девятой главы изучающие курс приобретут знания и опыт применения этих знаний на практике в процессе участия в проведении девятого практического занятия. В итоге, но материалам девятой главы они будут:
знать
- • предмет, цели и задачи учебных кейсов;
- • положения и теоретические основы метода кейс-стади;
- • особенности и отличительные признаки кейсов;
- • понятийный и категориальный аппарат метода кейсов;
- • методологические принципы, определяющие структуру кейса и этапы разработки;
- • профессиональные требования к информационным источникам кейсов;
- • взгляды и подходы, определяющие суть метода кейс-стади;
- • современные представления о сопоставлении метода кейс-стади с другими методами;
- • историю и логику становления метода;
уметь
- • обобщать и систематизировать случаи из практики;
- • идентифицировать и классифицировать кейсы;
- • анализировать и интерпретировать решения, отраженные в кейсах;
- • разрабатывать и осуществлять процедуры применения метода;
- • решать задачи, связанные с определением структуры кейса и этапов его разработки;
- • применять теоретические знания к рассмотрению конкретных ситуаций в группе;
- • использовать полученные знания о структуре кейсов и этапах их разработки;
- • грамотно ориентироваться в методах активного обучения в части выделения преимуществ метода кейс-стади;
- • давать самостоятельную оценку источникам формирования кейсов и критериям отбора кейсов;
владеть
- • методами анализа решений из практики;
- • современными технологиями применения метода;
- • навыками системного анализа и классификации кейсов;
- • навыками поиска информации, необходимой для формирования структуры кейса и реализации этапов разработки;
- • навыками работы с учебной и научной литературой, содержащей источники кейсов.
Анализ решений — становление метода
Распространение метода кейс-стади связано с тем, что он направлен не столько на освоение конкретных знаний, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и самого преподавателя.
Case study не имеет точного перевода на русский язык и в обороте используется несколько русскоязычных аналогов: кейс-стади, бизнес-кейсы, кейс-метод, обучение на практических примерах, метод конкретных ситуаций, ситуационное обучение, ситуационные задачи.
В целом кейс-стади представляет собой систему обучения, базирующуюся на анализе, решении и обсуждении ситуаций как смоделированных, так и реальных. При этом обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Метод получил наибольшее распространение в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом, а впервые был применен в Гарвардской бизнес-школе. В 1910 г. доктор Коупленд[1] стал применять в дополнение к лекциям и семинарам новые технологии обучения, предполагающие проведение обсуждений со студентами реальных управленческих ситуаций. В учебные аудитории приглашались руководители организаций, которые делились со студентами некоторыми внутрифирменными проблемами, анализировали их, разрабатывали рекомендации относительно их решения.
Широко этот метод распространился в 1970—1980;х гг.: в западных вузах кейс-стади посвящается 35—40% учебного времени.
В российской системе образования этот метод активно стал использоваться только в последние 20 лет, хотя еще в 1926 г. на конференции преподавателей экономических дисциплин в совпартшколах рассматривались вопросы применения в обучении различных методов и методик обучения, в том числе метода проектов, или метода казусов. В основе ситуации лежит прецедент, или случай (case), специально разрабатываемый по определенным правилам на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях.
В настоящее время с целью популяризации кейсов среди студентов учащиеся МГИМО и ГУ-ВШЭ создали чемпионат по решению бизнес-кейсов MindWrestling (в 2010 г. этот кейс-чемпионат был переименован в Changellenge), а с 2006 г. компания FutureToday занимается подготовкой отдельных бизнес-кейсов для своих клиентов — международных компаний, работающих в России; с 2011 г. организует Кубок кейсов.
- [1] Панфилова А. II. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. С. 44.