Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нововведения как объект инновационного управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно-технические разработки и нововведения (в форме открытий, изобретений, рационализаторских предложений) являются приложением новых знаний с целью их практического использования, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения… Читать ещё >

Нововведения как объект инновационного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Он (Эндрю Карнеги) утверждал, что эту науку нужно ввести во все школы и колледжи и что при надлежащем ее преподавании в системе образования произойдут революционные изменения, сокращающие время обучения не менее чем наполовину.

Н. Хилл. «Думай и богатей»

Изучив эту главу, вы будете:

знать

  • • основные определения инноваций и варианты классификации инноваций;
  • • основные характеристики инноваций различной степени радикальности;
  • • этапы жизненного цикла инновационной продукции;
  • • базовые понятия и определения системы как развивающегося объекта;
  • • основы теории управления, касающиеся принятия решений;
  • • основные принципы управления различными системами;

уметь

  • • использовать показатели оценки эффективности инвестиций применительно к инновациям;
  • • использовать основные аспекты управления инновационным развитием;
  • • применять методологические основы исследования процессов управления развитием;

владеть

  • • навыками реализации процесса управления развитием;
  • • технологиями осуществления обратной связи в системах управления.

Основные понятия инновационного менеджмента

В мировой экономической литературе понятие «инновация» интерпретируется как превращение потенциала научно-технического прогресса в новые реальные продукты и технологии. В нашей стране проблематика инновационного менеджмента многие годы развивалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса[1].

Термин «инновация» стал активно использоваться в России в период переходной экономики — с конца 1980;х гг.

Разные ученые (П. Друкер, В. Медынский, Н. Мончев, А. Мухамедьяров, Э. Мэнсфилд, Ф. Никсон, И. Перлаки, Т. Питерс, Э. Роджерс, Б. Санто, Б. Твисс, Р. Фатхутдинов, Р. Фостер, В. Д. Хартман, И. Шумпетер и др.), трактуют понятие «инновация» в зависимости от объекта и предмета исследования. Наиболее известные варианты определения инновации некоторых авторов приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Определения понятия «инновация»

Определение.

Автор

(источник).

Инновация — новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом. Инновация — это изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Во внутренней логике нововведений — новый момент динамизации экономического развития.

Шумпетер Й.[2]

Инновация (от англ. Innovation) — по смыслу идентична понятию «нововведение» и подразумевает под собой объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования, сделанного научного открытия, качественно отличный, но своим параметрам от предыдущих аналогов либо нс имеющий аналогов, приносящий существенную экономическую выгоду.

Шумпетер Й.[3]

Инновация — процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.

Твисс Б.[4]

Инновация — совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Никсон Ф.[5]

Инновация — это такой общественно-техникоэкономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, а в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, и прибыли. Ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Санто Б.[6]

Инновация — особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

Друкер П. Ф.[7]

Инновация — получившее новое качество новшество с момента принятия к распространению.

Румянцева З. П., Соломатин Н. А.[8]

Инновация — это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация — это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Медынский В. Г.[9]

Инновация — это такое нововведение, которое включает в себя разработку новой технологии и в результате — создание нового продукта, конкурентоспособного на рынке.

Мазуренко С. Н.[10]

Инновация: 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологии;

2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса. Определяющим фактором инновации является развитие изобретательства, рационализации, появление крупных открытий.

Борисов А. Б.[11]

В инновациях создаются радикально новые технологии и продукты, которые призваны совершить революцию на рынке.

Федотова М. А., Камалов А. М.[12]

Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Статистика науки и инноваций: краткий терминологический словарь[13]

Инновация (нововведение, инновационный продукт) — результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и (или) новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и (или) общественную выгоду.

Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы[14]

Из приведенных в таблице определений следует, что основополагающим инноваций как процесса являются изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Этой особенностью и будем руководствоваться при определении тенденций развития инновационного менеджмента, в первую очередь, на этапах научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, работ по технологическому переоснащению и подготовке производства, испытаниях, стандартизации и сертификации продукции, развитию инновационной инфраструктуры в сфере товарной продукции и т. д.

В данной книге, рассматривая понятие «инновация», будем опираться на трактовку Йозефа Алоиза Шумпетера, согласно которой инновация — это новая научноорганизационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом.

По содержанию (или внутренней структуре) выделяют сырьевые, технические, технологические, экономические, организационные, управленческие, рыночные и другие инновации. Выделяют также такие признаки инновации, как масштаб, параметры жизненного цикла, закономерности процессов создания и внедрения и т. п.

В 1911 г. Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений, присущих инновациям[15]. Спустя столетие эти типичные изменения с небольшими дополнениями полностью сохранили свою актуальность:

  • — использование для производства нового сырья (более качественного или более дешевого, что дает конкурентные преимущества);
  • — создание товарной продукции с новыми потребительскими свойствами (функциональными, эксплуатационными и т. д.);
  • — формирование новых технологий, обеспечивающих либо достижение более высоких характеристик продукции, либо более высокого уровня производительности труда;
  • — изменения в организации производства, его материально-технического и финансового обеспечения, сбыта и т. д.;
  • — освоение новых рынков (не только сбыта готовой продукции, но и финансов, рабочей силы, производственного оборудования и т. д.)

Известные варианты классификации инноваций разными авторами представлены в табл. 2.2.

Авторская версия признаков инноваций при их делении по уровню радикальности на результаты фундаментальных, прикладных исследований и рационализаторских изысканий представлена в табл. 2.3[16].

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах.

Таблица 2.2

Варианты классификации инноваций

Решающий фактор

Состав инноваций.

Авторы.

Комбинации инновационных изменений.

Применение новых сырья, материалов и компонентов.

Создание новой продукции. Применение новых процессов. Применение новых организационных форм.

Открытие новых рынков.

Шумпетер Й.[17]

Источник идеи нового товара.

" Втягиваемые" инновации — вызванные рыночными потребностями. «Вталкиваемые» инновации — индуцируемые фундаментальными исследованиями и возможностями технологий.

Ламбен Ж.[18]

Стратегическая роль новых технологий.

Возникающие технологии — находящиеся на исследовательской стадии и способные в перспективе обеспечить предприятию хорошие рыночные перспективы. Закрывающие технологии — радикальные нововведения, вытесняющие («закрывающие») своим появлением морально устаревшие технологии и даже целые отрасли. Ключевые технологии (радикальные инновации, хайтек-продукты) — освоенные предприятием прогрессивные малоизвестные технологии, обеспечивающие предприятию конкурентные преимущества и лидирующее положение на рынке. Базовые технологии — хорошо зарекомендовавшие себя современные технологии, обеспечивающие предприятию приемлемое качество и конкурентоспособность.

Компания Литтл А. Д.[19]

Глубина изменений характеристик товара.

Оригинальная продукция — содержит существенные признаки новизны (радикальные инновации) — но конструкции, принципу действия и т. д.

Обновленная продукция — при сохранении базовых характеристик приобретает дополнительные свойства. Продукция с новым позиционированием — изменены только воспринимаемые свойства.

Шоффрэ и Доре[20]

Влияние на используемые технологии.

" Прерывающие" технологии — приводят к изменению условий создания продукции (изменяют состав и последовательность действий). «Нс прерывающие» технологии — не прерывают привычный порядок создания.

Мур Д.[21]

Отношение к базовым технологиям.

" Подрывающие" технологии — сменяют утвердившиеся базовые инновации, обеспечивая новый цикл инновационного развития отрасли, рынка и т. д.

" Поддерживающие" технологии — поддерживают утвердившиеся базовые технологии.

Кристенсен К.[22]

Степень синхронности технологий и продукции.

Стабильные технологии — технологии, поддерживающие инновационную продукцию на протяжении всего се жизненного цикла. Плодотворные технологии — одна и та же технология, поддерживающая сменяющие друг друга жизненные циклы инновационной продукции. Изменчивые технологии — сменяющие друг друга инновационные технологии, обеспечивающие создание одной и той же продукции.

Ильенкова С. Д.[23]

Инновационные продукты (по группам).

Технологическая группа — новые технологии и их приложения — продукты и услуги. Производственная группа — варианты производственных инноваций, определяющиеся организационными формами производства, масштабами деятельности, способами привлечения персонала, включая аутсорсинг и аутстаффинг. Снабженческо-сбытовая группа — маркетинговые и логистические инновации.

Организационно-управленческая группа — новые организационные и управленческие формы и методы. Коммерческая группа — новые рынки, бизнесы, торговые технологии и т. д.

Масленникова Н. П., Мишин В. М., Баранчеев В. П.[24]

Фаза технического прогресса.

Инвенция — новые научнотехнические знания, технологии, процессы, изобретения и другие факторы, полученные в результате проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научноисследовательских работ, создающие необходимые условия для реализации инноваций.

Инновация — научно-техническая комбинация, мотивированная предпринимательским духом. Использование нового продукта или процесса обеспечивает экономический эффект. Модификация — физические или организационные изменения в объекте нововведения, которые не связаны с расширением базиса научнотехнических знаний. Модификация позволяет продлить последние стадии жизненного цикла инновационной продукции.

Имитация — воспроизведение инновации, уже апробированной на рынке.

Дорофеев В. Д" Дресвянников В. А.[25]

Таблица 2.3

Характеристики инноваций различной степени радикальности

Характеристика инновационной деятельности.

Вид инноваций.

фундаментальные исследования.

прикладные исследования.

рационализаторские изыскания.

Период разработки.

8 лет.

4 года.

<1 года.

Прoцент разработок, заканчивающихся положительны м результатом.

< 10.

40−80.

Уровень новизны.

Открытие.

Изобретение.

Рационализаторское предложение.

Спектр использования результатов.

Межотраслевой.

Отраслевой.

Внутрифирменный.

Степень использования, %, через.

5 лет.

60−95.

<20.

10 лет.

95−100.

45−70.

-.

20 лет.

60−95.

20−60.

;

Состав привлекаемых при разработке специалистов (по специализации).

Широкая область знаний.

Специализирующиеся на конкретной проблеме.

Специализирующиеся на конкретном вопросе.

Объем инвестиций.

Большой.

Средний.

Малый.

Скорость диффузии.

Высокая.

Средняя.

Низкая.

В соответствии с международными стандартами и документами отечественной практики понятие «инновация» определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности или в подходе к социальным услугам.

Инновацию принято рассматривать как в статическом, так и в динамическом аспектах. В статическом аспекте инновация рассматривается как конечный результат научнопроизводственной деятельности, характеризующийся признаками, присущими инновациям. В динамическом аспекте инновация рассматривается как процесс создания признаков инновации.

Усилия создателей инноваций направлены на то, чтобы через определенный временной интервал добиться конкурентного превосходства предлагаемой инновации в соотношении «потребительские свойства — цена» .

Научно-технические разработки и нововведения (в форме открытий, изобретений, рационализаторских предложений) являются приложением новых знаний с целью их практического использования, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Следовательно, непременными свойствами инновации являются научнотехническая новизна, производственная реализуемость и практическая ценность для потребителя. Для коммерческой реализуемости необходимо определить равновесную цену, удовлетворяющую как производителей, так и потребителей инновационной продукции.

Таким образом, научно-технические инновации должны: обладать новизной, удовлетворять рыночному спросу, приносить прибыль производителю.

Среди ключевых понятий инновационного менеджмента основным является инновационный процесс, который необходимо рассматривать в неразрывной связи с инновацией как результатом инновационной деятельности.

Основными понятиями инновационного менеджмента являются:

Инновационный процесс — процесс последовательного превращения инновационной идеи в рыночный продукт.

Инновационная идея — мыслительный продукт интеллектуальной деятельности высококвалифицированных специалистов, способный стать рыночным инновационным продуктом.

Жизненный цикл инновации — период времени от момента зарождения идеи инновации до момента, когда потребитель начинает воспринимать инновационный товар как традиционный, т. е. морально устаревающий.

Инновационная деятельность — комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на создание и реализацию инновационной продукции.

Инновационная политика — одно из важных направлений политики любой экономической системы (от предприятия до государства), направленное на создание благоприятных условий для инновационной деятельности, включая приоритетное инвестирование инновационных разработок (как собственных, так и привлекаемых).

Диффузия инноваций — процесс распространения инноваций в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, характеризующийся скоростью и границами распространения в анизотропном рыночном пространстве.

Инновационная активность — это комплексная характеристика инновационной деятельности фирмы, включающая степень интенсивности осуществляемых действий, своевременность обновления, затратность, структуру и способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества.

Инновационная инфраструктура — комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности экономической системы.

Инновационный потенциал — совокупность ресурсов экономической системы, которые могут быть мобилизованы для достижения целей инновационной деятельности.

Инновационный проект — основная форма организации инновационной деятельности и управления инновационными процессами, результатом которой служит создание и (или) внедрение конкретной инновации.

Инновационная программа — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по созданию, освоению и диффузии инноваций в заданной области распространения.

Инновационная сфера — среда взаимодействия инноваторов, инвесторов и обладателей других видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, включая инновационную инфраструктуру, а также торгово-сбытовых партнеров, способствующих эффективному продвижению инновационной продукции на рынок.

Инновационная среда — сложившаяся технико-технологическая, организационно-экономическая, политико-правовая, социально-психологическая атмосфера (обстановка), оказывающая непосредственное либо опосредованное воздействие на интенсивность и эффективность развития инновационной деятельности.

  • [1] Инновационный менеджмент / под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАН А, 1997.
  • [2] Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: ЭКСМО, 2007.
  • [3] Шпак Г. Б. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. Хабаровск: Хабаровская государственная академия экономики и нрава, 2005 (далее — Шпак Г. Б. Инновационный менеджмент).
  • [4] Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова [и др.]; под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТЙ-ДАНА, 2009.
  • [5] Никсон Ф. Роль руководителя в управлении качеством. М.: Издат. стандартов, 1988.
  • [6] Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
  • [7] Drucker Р. F. Post Capitalist Societi. N. Y., 1995.
  • [8] Поршней А. Г., Румянцева З. П., Соломатин Н. А. Управление организацией. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008.
  • [9] Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2009.
  • [10] Мазуренко С. Н. Инновации — это симбиоз государственной политики и рыночных отношений // Известия. 2008. 3 дек.
  • [11] Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.
  • [12] Федотова М. А., Камалов А. М. Методы оценки стоимости инновационно активных компаний // Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России. Тез. докл. 1-й Междупар. конф., 25−26 ноября 2008 г. М., 2008.
  • [13] Статистика науки и инноваций: краткий терминологический словарь. М.: ЦИСН, 1998.
  • [14] Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утверждены Председателем Правительства РФ 5 августа 2005 г. № 2473 п-П7 (далее — Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы).
  • [15] Шумпетер Й. История экономического анализа. СПб.: Экономическая школа, 2004.
  • [16] Тебекин А. В. Формирование модели инновационного развития экономики. М.: Риалтекс, 2608.
  • [17] Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Эксмо, 2007.
  • [18] Ламбен Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг. СПб.: Питер, 2008.
  • [19] Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.: Финпресс, 1998.
  • [20] Ламбен Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок.
  • [21] Мур Д. А. Преодоление пропасти: маркетинг и продажа хайтек товаров массовому потребителю. М.: Вильямс, 2006.
  • [22] Кристенсен К., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  • [23] Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИДАНА, 2007.
  • [24] Масленникова Н. П., Мишин В. М., Баранчеев В. П. Управление инновациями., 2009.
  • [25] Дорофеев В. Д., Дресвянников В. А. Инновационный менеджмент. Пенза: ПГУ, 2003.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой