Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая демократия. 
Сравнительная политология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно утверждать, что любая реклама, в том числе коммерческая, так или иначе связана с политикой. Пропагандируя услуги и товары широкого потребления, она одновременно пропагандирует и определенные ценности, а в целом — определенный образ жизни. Если в коммерческой рекламе основной упор делается на демонстрации всевозможных преимуществ конкретного товара, удовлетворяющего потребности покупателя… Читать ещё >

Экономическая демократия. Сравнительная политология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В рассматриваемом в данной главе русле большой интерес представляет так называемая теория экономической демократии, под которой понимается система социальных и экономических отношений, основанная на принципах свободы экономического и политического выбора, права участия всех граждан в политическом процессе, в том числе в принятии и реализации жизненно важных для всего общества решений и т. д. По мнению приверженцев этой теории, экономическая демократия составляет основу для развития институтов, принципов и отношений политической демократии. Как отмечал известный экономист и социолог Й. Шумпетер, «демократический метод представляет собой институциональный инструмент для достижения политических решений, на основе которого отдельные индивидуумы получают власть: принимать решения путем соревнования, объектом которого являются голоса избирателей»[1].

Как известно, рыночная экономика, которая является ареной столкновения, борьбы множества разнообразных противоречивых и борющихся между собой интересов, основывается на принципах свободной конкуренции. Однако, как показывает опыт всей писаной истории человечества, конкуренция, состязательность, стремление добиться успеха, превзойти окружающих людей коренятся в самой природе человека и служат руководством не только в экономике, но и в других сферах общественной жизни.

Более того, можно утверждать, что эти качества являются проявлениями естественного поведения людей. Разнообразие потребностей человека обусловливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности. Одно из центральных мест среди них занимает мотив самоутверждения, т. е. стремление человека к поиску своего места в обществе, с которым связано чувство собственного достоинства, честолюбие, эгоизм и т. д.

При определенных условиях и в зависимости от типа личности этот мотив может стимулировать стремление, или, как говорил Ф. Ницше, волю к власти над другими людьми, которая является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять главенствующую позицию в группе, коллективе, в обществе, государстве и т. д.

Что касается современного мира, то его невозможно представить без противоречий, соперничества и конкуренции, которые служат одними из ключевых факторов, определяющих сущностные характеристики взаимоотношений между людьми, коллективами, сообществами людей, народами, государствами. Применительно к странам с рыночной экономикой и политической демократией такое положение вещей определяется гем фактом, что для гражданского общества, составляющего их инфраструктуру, характерны социальный, культурный, экономический, этнический и иные формы плюрализма.

Это выражается в существовании множества социальных групп, слоев, объединений, организаций, союзов, коллективов, институтов, политических партий, объединений, заинтересованных групп и т. д. Каждый из них имеет свои специфические интересы, ценности, установки и т. д., которые зачастую противоречат друг другу и, более того, вступают в конфликты и противоборство друг с другом.

Поэтому естественно, что политика также является ареной конкуренции и борьбы за власть и влияние в обществе. Государство является политической самоорганизацией гражданского общества с мириадами действующих лиц, заинтересованных групп, коллективов, институтов, движений и т. д. Поэтому оно в той или иной форме впитывает в себя все противоречия и конфликты интересов множества социально-политических сил, партий, объединений, идейно-политических течений, индивидуальных претендентов на власть и привилегии. Как показано в работах Г. Тэллока, Дж. Бьюкенена, Й. Шумпетера, Дж. Доунса, Р. Даля и других, в политической сфере в той или иной форме действуют те же принципы конкуренции, что и в рыночной экономике.

В этом плане можно говорить о политическом рынке, аналогично тому, как мы говорим об экономическом рынке. Правительство, парламент, партии, организации, блоки и т. д. вступают в конкурентную борьбу по принципу рыночной конкуренции в сфере экономики.

Победа в этой борьбе, как говорится, главный приз в борьбе с соперниками. Чтобы осуществить собственные цели, каждый из этих соперников предлагает собственные программы или политические платформы реализации интересов тех или иных социально-политических сил, слоев, классов. К тому же в любом государственном учреждении существует конкуренция между служащими за продвижение по карьерной лестнице.

Для большинства людей участие в избирательном процессе представляет собой акт личного и общественного выбора. В свою очередь, каждый отдельно взятый политический деятель или кандидат на ту или иную государственную должность преследует, прежде всего, свои личные, частные интересы избрания или переизбрания на искомую должность. Участвуя в выборах, они предлагают в качестве товара свои политические программы. В этом плане широко используются установки так называемой теории социального выбора, согласно которой экономическое поведение людей трактуется как стремление к максимизации материальных благ путем взаимного обмена на рынке.

Соответственно, политическое поведение рассматривается как участие граждан в процессе голосования на периодически проводимых выборах, присоединение к разного рода заинтересованным группам и политическим партиям. Предполагается, что в политической сфере человек делает такой же выбор, как и в экономической сфере, причем на рыночных принципах.

Решение голосовать на выборах за того или иного кандидата представляется таким же выбором, как и покупка того или иного нужного товара на экономическом рынке.

И действительно, подавляющее большинство кандидатов во время избирательных кампаний пытаются в буквальном смысле слова продать себя и свои предвыборные программы избирателям точно так же, как продавец на рынке пытается продавать свой товар потребителю. Избиратели выбирают ту программу, которая в наибольшей степени соответствует их интересам, следовательно, ту партию или тех политических деятелей, которые предлагают эту программу.

Другими словами, решение избирателей голосовать на выборах за того или иного кандидата можно рассматривать как такой же выбор, как и покупка того или иного нужного товара на экономическом рынке. Поэтому политологи Э. Доунс, Э. Шатшнайдер, А. Вильдавски и другие не без оснований отождествляли политический процесс с обменом в условиях конкуренции на рынке. Целью каждого участника в данном случае является максимизация прибыли при минимизации издержек.

При этом сам «торг» ведется по определенным общепринятым правилам игры. Например, голосование рассматривается как обмен голосов за определенный политический курс, а деятельность политиков — как деятельность предпринимателей, занятых на рынке завоеванием и укреплением позиций путем торгов и наращиванием поддержки с помощью коалиций. Естественно, здесь не имеет почти никакого значения, будут ли они выполнять свои предвыборные обещания или нет.

Чтобы добиться победы, используются различные политические технологии. Зачастую в дело вступают разного рода заинтересованные группы и лоббисты. Эти последние, финансируя и проталкивая «своих» кандидатов и оказывая поддержку иными средствами, помогают им делать карьеру, а будучи избраны, депутаты, в свою очередь, отстаивают в парламенте и других выборных органах интересы «своих» лоббистов. Поэтому нередко в парламенте оказываются представлены разного рода заинтересованные или лоббистские группы, каждая из которых имеет свои особые интересы.

Для достижения поставленных целей в избирательном процессе, как и в бизнесе, широко используется реклама. В политическую сферу в буквальном смысле перенесены принципы рекламирования товаров в бизнесе. В результате образовался своеобразный синтез рекламных агентств в бизнесе и политике. Речь идет о политическом маркетинге, принципы организации и функционирования которого мало чем отличаются от аналогичных параметров маркетинга в бизнесе. Как правило, значительная доля расходов на избирательную кампанию (по некоторым данным, до 50%) уходит на рекламу.

Можно утверждать, что любая реклама, в том числе коммерческая, так или иначе связана с политикой. Пропагандируя услуги и товары широкого потребления, она одновременно пропагандирует и определенные ценности, а в целом — определенный образ жизни. Если в коммерческой рекламе основной упор делается на демонстрации всевозможных преимуществ конкретного товара, удовлетворяющего потребности покупателя, то в политической рекламе основные усилия направлены на то, чтобы представить кандидата как честного и искреннего человека, отвечающего представлениям избирателей о достойном кандидате. Здесь действует формула: «Если ты не принимаешь меня таким, каков я есть на самом деле, я стану таким, каким ты хочешь меня видеть».

Оценивая установки теоретиков экономической демократии, нельзя не отметить тот факт, что демократия с самого начала сталкивалась с проблемой неуклонно возрастающего экономического неравенства. Если рыночная экономика принимает и поощряет неравенство между экономическими агентами, политическая демократия основывается на принципах равенства всех граждан перед законом. Хотя в теории это противоречие удается преодолеть теми или иными не всегда обоснованными доводами и рассуждениями, на практике оно никак не преодолевается, поскольку социальный статус, вес и влияние в обществе так или иначе отражаются на возможностях граждан реализовать свои политические права.

Признавая правомерность перенесения на сферу политики рыночных принципов, вместе с тем нужно отметить, что в качестве субъектов политических отношений выступают не просто отдельно взятые граждане, а, прежде всего, институты в лице, например, политических партий, организаций, объединений, блоков, союзов и иных институциональных субъектов.

  • [1] Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. URL: http://libertarium.ru/lib_capsocdem (дата обращения: 08.07.2016).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой