Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Программно-целевой метод. 
Разработка и реализация государственных программ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработка вариантов программы. В известной мере вероятностный характер экономических и социальных процессов, научно-технического прогресса, а также альтернативный характер выделения объекта программы обусловливают необходимость многовариантного подхода к разработке системы мероприятий любой программы. При этом варианты должны различаться не только количественными значениями по отдельным… Читать ещё >

Программно-целевой метод. Разработка и реализация государственных программ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Применение методов индикативного планирования тесно связано с использованием государственного программирования. Программноцелевой метод является одним из основных инструментов индикативного планирования. Он получил широкое распространение в управлении экономическими объектами, процессами, отношениями на межгосударственном, государственном, региональном и отраслевом уровнях.

Программно-целевой метод — это метод достижения поставленных целей, предполагающий разработку системы мероприятий и заданий в определенные сроки и обозначенными исполнителями по координации имеющихся и потенциальных ресурсов и осуществляемый наиболее эффективным и путям и.

Термин «программно-целевое планирование» впервые был использован официально в постановления ЦК КПСС и Совмина СССР (1969 г.), которое предусматривало необходимость перехода от планирования по отдельным видам боевой техники к разработкам комплексных планов. Эти планы предусматривали разработку, серийное производство, эксплуатацию боевой техники в войсках при оптимальной увязке потребностей вооруженных сил с объемами выделяемых средств, что обеспечивало решение основных задач вооруженных сил. В тот период программы формировались подобно планам как совокупность директивных, адресных заданий ее исполнителям, финансируемых из плановых источников. В этих условиях требовалось постоянное управление реализацией программ со стороны государственных органов, сопровождаемое поиском источников текущего финансирования программных мероприятий. Это одна из причин невыполнения многих государственных экономических программ советского периода.

Таким образом, целевая комплексная программа — это адресный документ, отражающий установление этапов, порядка и механизма управления процессом последовательного достижения целей.

Первой советской государственной социально-экономической программой можно считать план ГОЭЛРО (государственный план электрификации России), принятый к реализации в 1922 г. Затем была принята и осуществлена программа индустриализации экономики. Систематическая разработка государственных программ относится к периоду 60—70-х гг. XX в. Развитие программно-целевого метода в Советском Союзе было реакцией на разработку и внедрение в Министерстве обороны США иод руководством Роберта Макнамары системы PPBS (Planning, Programming and Budgeting System — система планирования, программирования и разработки бюджета). Американская администрация поставила задачу подобного перехода перед остальными федеральными ведомствами, что стало толчком к разработке подобных «систем» в социально-экономическом развитии общества.

В странах с развитой рыночной экономикой государственный характер программ проявлялся в постановке целей и бюджетном финансировании программных государственных заказов.

Особенностью планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов, т. е. программно-целевое планирование позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия. В основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей, и лишь затем подбираются пути их достижения.

Таким образом, программно-целевое планирование — это деятельность, направленная на определение целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, приоритетов социально-экономической политики и национальной безопасности, а также формирование комплекса направленных на достижение этих целей и приоритетов мероприятий с указанием источников их финансового обеспечения.

Программно-целевой метод выполняется в несколько этапов.

  • 1. Выявление проблем и обоснование их актуальности. На данном этапе уясняется суть проблемной ситуации, в общем виде формулируются проблемы, на решение которых направлена соответствующая программа. Основная цель — обосновать, во-первых, устойчивый характер проблемы не только в момент исследования, но и в обозримой перспективе; во-вторых, оценить степень ее влияния на смежные социально-экономические процессы. Получаемые на данном этапе количественные характеристики могут служить основой для оценки эффективности программы путем сопоставления затрат на ее разработку и реализацию с тем эффектом, который может быть достигнут при ее выполнении, или соответствующих потерь в противном случае.
  • 2. Определение цели программы. По результатам предыдущего этапа должна быть сформулирована генеральная цель программы. Под целью программы понимается количественный или качественный результат, который необходимо достичь к определенному моменту времени. Это требование необходимо для контроля реализации программы, количественной и качественной оценки степени достижения цели.

Цели должны:

  • — быть сформулированы таким образом, чтобы можно было четко контролировать ход их реализации;
  • — иметь конкретную результативность, выраженную в ясных, понятных и достижимых индикаторах;
  • — быть сбалансированы и корреспондироваться с другими целями социально-экономического развития страны и не противоречить друг другу;
  • — быть ориентированы и адаптированы к изменениям влияния внешних условий.
  • 3. Декомпозиция цели программы. На этом этапе осуществляется построение «дерева целей». Принципы системного анализа позволяют развернуть конечную цель программы в иерархическую систему задач. Особенности:
    • — учет системного характера цели программы;
    • — последовательность декомпозиции цели;
    • — переход от общего описания к конкретизации;
    • — соподчиненность целей.
  • 4. Разработка вариантов программы. В известной мере вероятностный характер экономических и социальных процессов, научно-технического прогресса, а также альтернативный характер выделения объекта программы обусловливают необходимость многовариантного подхода к разработке системы мероприятий любой программы. При этом варианты должны различаться не только количественными значениями по отдельным параметрам, но и концептуально. На этом этапе программа должна иметь широкий набор характеристик, в том числе следующие:
    • — целостность, способствующая повышению эффективности плановой управленческой деятельности, обеспечивающая полноту состава действий, необходимую для достижения поставленных целей, и согласованность связей между ними;
    • — актуальность — ориентация программы на решение наиболее значимых проблем;
    • — прогнозируемость — способность отражать в своих целях и планируемых действиях не только ближайшие, но и перспективные требования социально-экономического развития;
    • — рациональность — наличие в программе таких целей и способов их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и наличия ресурсов позволят получить максимально полезный результат;
    • — реалистичность — обеспечивать соответствие между желаемым и возможным при наличии ограничений в ресурсах на реализацию программных мероприятий;
    • — контролируемость — наличие конечных и промежуточных целей, ожидаемых результатов, обеспечивающих доступный способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям и отклонения реального положения от запланированного.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой