Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Карикатура как исторический источник

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для лучшего понимания смысла образа необходимо знать специфические приемы, используемые художниками. Так, в карикатуре XIX — начала XX в. сложились характерные образы каждой из мировых держав: Германия обычно изображалась в виде крупного мужчины в кирасе, каске с шишаком и саблей на боку; Франция — в образе Марианны во фригийском колпаке или барышни с петушиным гребнем; Австрия — высокого… Читать ещё >

Карикатура как исторический источник (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особое место среди изобразительных источников занимает сатирическая графика, в которой находят специфическое отражение события и явления общественной и политической жизни.

Карикатура (от итал. caricare — перегружать, усиливать, сгущать) — визуальный исторический источник, обычно представляющий собой выраженное в графической форме изображение, основной целью которого является репрезентация объектов, событий, процессов, явлений жизни общества в намеренно искаженном, сатирическом виде.

Следы карикатуры можно обнаружить в Древнем Египте, в Античности, в Средние века. В эпоху Возрождения карикатуры перестали быть анонимными, а во время Реформации в Германии — распространялись тысячными тиражами.

В России изображения сатирического характера известны в виде лубочных картинок с конца XVII в. Нередко сопровождаемые рифмованным текстом, они высмеивали бытовые пороки, нравы эпохи. В России в 1808 г. была предпринята первая попытка издавать «Журнал карикатур». Своеобразный бум сатирической графики пришелся на годы Отечественной войны 1812 г., а автор наиболее популярных картинок И. И. Теребенев считается родоначальником отечественной художественной карикатуры. Начиная с середины XIX в. в России издавались массовыми тиражами юмористические журналы «Ералаш», «Развлечения», «Будильник» и др. Помимо бытовых зарисовок они помещали карикатуры на деятелей культуры, чиновников-казнокрадов. После 1905 г. появились десятки новых изданий («Адская почта»[1], «Пулемет», «Скорпион» и др.), предоставлявших свои страницы политической карикатуре.

В 1917 г. в сатирической графике получали отражение все важнейшие внутрии внешнеполитические события. Однако после Октябрьской революции многие сатирические журналы оказались закрыты, а их сотрудники вынуждены были эмигрировать из России или перестать работать в этом жанре.

В период Гражданской войны широкое распространение получила плакатная карикатура, предназначенная для поднятия боевого духа армии и населения. В 1920—1930;е гг. в карикатурном виде изображались представители царской администрации и Временного правительства. В ходе подготовки «Истории Гражданской войны» главная редакция заказала исполнение серии карикатур на политических оппонентов большевиков. Таким образом представление о 1917 г. и «старой власти» не столько давалось, сколько формировалось.

В годы нэпа возобновилось издание множества сатирических и юмористических журналов: «Красный ворон», «Заноза», «Смехач», «Бич» и др. Однако после разгромных постановлений ЦК ВКП (б) в 1927—1928 гг. они прекратили свое существование.

В начале 1930;х гг. остался единственный общесоюзный сатирический журнал «Крокодил». Карикатуры печатались также в газетах «Правда», «Известия», «Труд» и др. В декабре 1939 г. было создано творческое объединение ленинградских художников «Боевой карандаш», просуществовавшее с перерывами до 1990 г. Оно выпускало сатирическо-юмористические листы, близкие по духу и форме лубочным картинкам. Первый литографированный плакат этого объединения тиражом 100 экземпляров назывался «Новогодняя елка у белофинского волка» и предназначался красноармейцам. В годы блокады ленинградские газеты почти ежедневно публиковали карикатуры на врага, исполненные художниками объединения. По воспоминаниям поэта М. А. Дудина, ленинградцы в первую очередь искали в газете сводку Совинформбюро, объявления о продовольственных выдачах и карикатуры художника В. А. Гальбы.

На годы Великой Отечественной войны пришелся расцвет советской сатирической графики, выраженный в основном в плакатной форме (Д. Моор, Кукрыниксы, Б. Ефимов и др.).

В конце 1960;х гг. совершилась «маленькая революция» в мире советской прессы: в «Литературной газете» появился раздел «Клуб 12 стульев», сатирические рисунки помещала на своей последней странице «Смена». В изданиях печатались представители «новой карикатуры», «ни за что не агитировавшие и никого не изобличавшие», отстраненные от больших общественно-социальных проблем (О. Теслер, А. Некрасов, В. Песков, И. Воробьев и др.). В это время распространение получила также неофициальная карикатура (В. Сысоев).

В советские годы карикатура служила орудием пропаганды коммунистических идеалов, обличения пороков капитализма. В современной карикатуре можно встретить все разнообразие сюжетов и образов: от коррумпированных чиновников до политических деятелей. В настоящее время сатирическая графика все чаще рассматривается как своеобразное «зеркало», чутко реагирующее на все изменения в обществе, и, следовательно, являющееся одним из важнейших источников по истории социума. Карикатура способствует утверждению в обществе определенных культурных стереотипов, обличению социальных пороков, критическому осмыслению действительности. Выделяют несколько функций карикатуры, иллюстративная, регулятивная, коммуникативная, функция культурной памяти и др.

Карикатура способна говорить па «языке улицы», пренебрегая запретными темами. Это обусловливает ее специфическую черту — быстрое «старение»: карикатура злободневна, появляется обычно как реакция на актуальные события, которые быстро забываются. Исключением служат так называемые вечные сюжеты, направленные на изобличение пороков, свойственных обществу в любой исторический период (коррупция чиновников, бытовое пьянство и др.). Психологи утверждают, что рисунок быстрее замечается читателем и дольше сохраняется в памяти. Кроме того, благодаря внутренним композиционным качествам смысл изображения выясняется быстрей, чем смысл статьи или фельетона. В отличие от фотографии, которая представляет лишь материал для формирования образа, карикатура представляет собой уже готовый образ, который усваивается без особых усилий для восприятия.

Максимальное восприятие карикатуры достигается, если зритель владеет информацией о реалиях современной политической ситуации, международной обстановки, хорошо распознает образы виднейших представителей политики, экономики, культуры, является носителем культурной памяти с определенным набором культурных кодов (несовпадение системы ценностей представителей разных культур может обусловить непонимание карикатуры).

В начале 1920;х гг. один из активистов попытался познакомить с образцами политической сатиры крестьянку: «Показываю ей „Крокодил“, карикатуры. Смотрит с любопытством, но ни одного рисунка не понимает» .

Очевидно, что карикатура оказалась для женщины сложным для восприятия материалом в силу недостаточного уровня ее культурного развития и «багажа визуальных образов» .

Несмотря на выражение через карикатуру всегда авторской точки зрения, личностной, созданной через собственные переживания и мысли, большинство ученых сегодня сходятся во мнении, что образная система карикатуры несет в себе отпечаток национального коллективного сознания.

Текст под изображением обычно сведен к минимуму. Карикатуристы шутили, что мечта каждого из них сделать сатирический рисунок понятным без подписи, а читатели, напротив, подчеркивали, что «любят читать карикатуры» .

Вербальные и изобразительные компоненты карикатуры образуют одно структурное и смысловое целое, поэтому анализировать их необходимо в совокупности.

При анализе карикатуры важно выяснить концептуальный замысел автора (проявляющийся в критическом отношении художника к изображаемым событиям или их участникам); событийное содержание (что сообщается) и способы его воплощения (как сообщается); адресность (аудитория и степень ее подготовленности к восприятию изображения); специфику языкового воплощения в тексте подписи к карикатуре (использование характерных приемов, таких как аллюзии, метафоры, гиперболы, каламбуры и др.).

Часто в изображении предметов, лиц какая-либо характерная деталь акцентируется за счет нарушения пропорций, в результате чего рисунок получается шаржированным.

Справка

Аллюзия (от лат. allusio — намек, шутка) — стилистический прием, содержащий указание на литературный, исторический, политический факт, закрепленный в текстовой культуре или разговорной речи.

Шарж (от фр. charge — преувеличивать) — шуточная манера изображения (обычно портрет), при которой соблюдается внешнее сходство, но подчеркиваются (преувеличиваются) наиболее характерные черты изображаемого.

Для лучшего понимания смысла образа необходимо знать специфические приемы, используемые художниками. Так, в карикатуре XIX — начала XX в. сложились характерные образы каждой из мировых держав: Германия обычно изображалась в виде крупного мужчины в кирасе, каске с шишаком и саблей на боку; Франция — в образе Марианны во фригийском колпаке или барышни с петушиным гребнем; Австрия — высокого офицера; Италия — господина во фраке; Россия — казака в тулупе, опоясанного саблей, или девушки в кокошнике с длинной косой.

А. В. Дмитриев привел классификацию употребляемых символов в проблемной (прежде всего политической) графике:

  • — «эзоповская» группа, в которой люди и животные наделяются одинаковыми свойствами не только внешнего вида, но также характера и интеллекта;
  • — «мифическая» группа, в которой прообразами служат персонажи Древней Греции и Древнего Рима (Зевс, Геракл, Кентавр, Цезарь и др.);
  • — «средневековая» группа (Дон Кихот, король, шут, палач, рыцарь и др.);
  • — «пиктографическая» группа, включающая все международные условные обозначения;
  • — группа символов-жестов (кукиш, кулак и др.);
  • — платяная группа (клоун, военный, полицейский и др.);
  • — вещевая группа (телевизор, самолет, диван и пр.).

В зависимости от тематики принято выделять карикатуру политическую, социальную, бытовую и др.

Мнение

По мнению художника-карикатуриста Б. Е. Ефимова, любая карикатура является политической и может быть разделена только на две категории: предназначенная для внутреннего употребления и международного.

Его точку зрения поддерживают современные исследователи А. Г. Голиков и И. С. Рыбаченок, считая, что деление карикатуры на бытовую и политическую неоправданно, поскольку произведения сатирической графики, посвященные внутренней политике, являются карикатурой политической.

При использовании карикатур в исторических исследованиях необходимо помнить, что изображение часто содержит упрощенную картину реальности, во многом может быть необъективно.

Целесообразно анализировать сатирическую графику в сочетании с другими источниками, в том числе воспоминаниями художников-карикатуристов (Б. Ефимова, В. Мочалова и др.), как опубликованными, так и находящимися в их личных фондах в архивохранилищах, а также привлекать фонды периодических изданий, на страницах которых размещались их работы (некоторые материалы доступны на сайте «Большая энциклопедия карикатуры»[2]).

Помимо содержательного анализа, исследователь может рассматривать карикатуру как отражение мифологизации массового сознания, его стереотипности.

  • [1] «Адская почта» — издание Е. Е. Лансере (СПб ., 1906).
  • [2] См.: URL: cartoonia.ru
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой