Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диссидентское и другие неформальные движения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о том, включать данное неформальное общественное движение в диссидентское или нет, наукой пока нс решен. Пока не может быть определена и численность почвеннического движения, поскольку сто социальная и организационная база была непостоянна. Отдельные акции, такие как восстановление памятников культуры, могли объединять от нескольких десятков до нескольких сотен человек; компания против… Читать ещё >

Диссидентское и другие неформальные движения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неудовлетворенность части советского общества происходящим в стране способствовала развитию диссидентского движения. Большую роль в развитии движения инакомыслящих сыграли реабилитированные после XX съезда, а так же потомки репрессированных при Сталине видных партийных деятелей — неширокая, но политически опытная прослойка советского общества. Среди наиболее значимых диссидентских организаций в эти годы действовали Инициативная группа защиты прав человека в СССР, Комитет прав человека в СССР, Революционная партия интеллектуалистов Советского Союза, Союз борьбы за возрождение ленинизма, Союз борьбы за демократические права, Московская Хельсинская группа и др. В их деятельности участвовали, в первую очередь, деятели науки, искусства, литературы, а так же студенческая молодежь, рабочие, отдельные представители номенклатуры и офицерства. Вместе с тем общая численность диссидентского движения была крайне невелика: но оценкам, принадлежащим самим диссидентским авторам, — не более 10 тыс., в то время как по подсчетам современных историков — менее 1 тыс. чел.[1] К числу знаковых фигур в диссидентстве могут быть отнесены академик А. Д. Сахаров и писатель А. И. Солженицын, в работах которых идеология диссидентства получила свое наиболее полное и комплексное отражение.

Какие, помимо А. И. Солженицына и А. Д. Сахарова, яркие представители диссидентского движения вам известны? Чем они знамениты? Как вы относитесь к их гражданской позиции?

Преимущественно само диссидентское движение развивалось в мирных, ненасильственных формах. Вместе с тем отдельные антисоветские группы или одиночки решались на открытые вооруженные выступления, избирали тактику террора. Так, 22 января 1969 г. было совершено покушение на Брежнева. Как выяснилось позднее, покушавшимся оказался офицер Советской Армии. Переодевшись в милицейскую форму брата, он встал в оцепление у Боровицких ворот Московского Кремля, через которые в тот день должен был проезжать Брежнев. Когда машина поравнялась с ним, покушавшийся выхватил два пистолета и открыл стрельбу по сидевшим в правительственной «чайке». Прежде чем его схватили, он успел выпустить все патроны, смертельно ранив водителя. По чистой случайности Брежнев изменил свой маршрут и въехал в Кремль через Спасские ворота, что и спасло ему жизнь. Покушавшийся не был привлечен к ответственности, пройдя курс лечения в психиатрической больнице, через несколько лет он был отпущен.

Летом 1970 г. группа в 12 чел. совершила попытку захвата самолета для вылета в Израиль. На суде они заявили, что не желали никому причинять вреда, летчика планировали только связать, а единственный имевшийся у них пистолет был неисправен и служил лишь целям запугивания. Двух «самолетчиков», как их назвали, приговорили к смертной казни, остальных на различные сроки заключения от 8 до 15 лет. Однако вскоре кассационный суд отменил смертные приговоры и снизил сроки заключения другим угонщикам. Вместе с тем впоследствии было задержано еще несколько граждан СССР и осуждено за «связь с организаторами самолета».

Серьезную террористическую атаку, состоявшую из серии терактов в Москве, организовали армянские националисты. Это были три взрыва, прогремевшие во время каникул и выездов детей на елки в субботу 8 января 1977 г. Обычно говорят о взрыве бомбы, прогремевшем в этот день в поезде московского метро. Он действительно был самым страшным и тяжелым по своим последствиям. Еще один взрыв произошел в продуктовом магазине № 15, третья бомба сработала на улице 25 Октября, недалеко от Историко-архивного института и ГУМа. Среди пострадавших были дети. Погиб ученик 10-го класса, приехавший в столицу на каникулы, тяжелое ранение получила 4-летняя девочка. В общей сложности пострадало 37 чел.

В. Н. Удилов, один из офицеров КГБ, занимавшихся расследованием терактов, вспоминал, что произошедшее ошеломило советское общество, требовалось найти преступников, предупредить новые убийства. Стремясь снять подозрения с диссидентского движения, академик Сахаров 12 января обратился к «мировой общественности». Он попытался изобразить случившееся как провокацию «карательных органов», целью которой было «закручивание гаек» в стране. Тем временем удалось предотвратить еще один теракт — по чистой случайности взрывное устройство не сработало и его доставили в милицию. Через несколько месяцев следственные мероприятия привели к раскрытию подпольной террористической группы и аресту не только всех непосредственных исполнителей, но и организаторов взрывов в Москве. Среди них оказались и националисты со стажем, уже отбывавшие срок за антисоветскую деятельность[2].

Самым громким происшествием стал мятеж, поднятый в 1975 г. в дни празднования 58-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции В. М. Саблиным, который являлся заместителем командира по политической части (замполитом) одного из новейших на Балтике военных судов — большого противолодочного корабля «Сторожевой». Саблину казалось, что для России одной коммунистической революции недостаточно, и теперь пришло время суровую драму 1917 г. повторить еще раз. Своим личным врагом Саблин считал Брежнева (за отказ немедленного строительства коммунизма). Современные исследователи считают, что в политическом плане мятежный политрук выступал продолжателем линии Троцкий — Хрущев, т. е. неотроцкистом. Долго вынашиваемый план, со слов самого Саблина, состоял в следующем: привести боевой корабль в Ленинград, колыбель революции, встать рядом с легендарной «Авророй» и потребовать предоставить телеэфир. Однако неосуществимость этого сценария была очевидна.

В качестве альтернативного (а точнее — реального) варианта новой «коммунистической революции» рассматривалась необходимость вывести корабль в территориальные воды Швеции, и уже оттуда обратиться к советскому народу, чтобы раскрыть людям глаза на происходящие в стране «отступления от ленинских идеалов справедливости». Заодно Саблин рассчитывал получить в Швеции помощь зарубежных антисоветских кругов. Попытка увода корабля успехом нс увенчалась. Он был перехвачен другими боевыми судами Балтийского флота, а так же военной авиацией. После того как по «Сторожевому» был нанесен бомбовый удар, стоявшая на позициях верности присяге часть матросов смогла наконец (с третьей попытки) освободить из-под ареста капитана корабля и других офицеров, а самого Саблина арестовать. Никто, помимо самого Саблина, за инцидент наказан не был[3].

Диссидентское движение брежневского времени было неоднородным. Современная историография выделяет в нем несколько течений. Прежде всего, это правозащитное движение, начало которому было положено в 1968 г., когда в Москве семь представителей столичной интеллигенции вышли на Красную площадь в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию. Далее в литературе называются различные религиозные группировки (в которые входили приверженцы всякого рода тоталитарных сект и нетрадиционных для народов России религиозных течений таких, как евангелисты, адвентисты, баптисты и пр.).

Особенно массовым течением диссидентства были разного рода сепаратистские движения, которые ставили своей целью разделение народов СССР по национальным квартирам. Своеобразным явлением в диссидентстве стали объединения, декларирующие необходимость возвращения к подлинным социалистическим или даже коммунистическим ценностям, — так же, как правило, с ярко выраженным интернационалистским уклоном.

Кроме того, некоторые авторы в отдельное направление диссидентства выделяют так называемое русское освободительное движение, куда включают деятелей от национал-большевистской до православно-монархической ориентации. Такой подход разделяется далеко не всеми, поскольку диссидентское движение, несмотря на некоторые нюансы в идеологии отдельных входивших в него групп, ориентировалось, прежде всего, на ценности «свободного мира» и было направлено на слом советского образа жизни.

В этом контексте движение русского возрождения не только не правомерно относить к диссидентству, его следует квалифицировать как прямо противоположное ему — как охранительное движение. Неслучайно основные формы деятельности представителей патриотического лагеря были сугубо охранительными: охрана и реставрация памятников старины, борьба за чистоту русского языка, воспитание молодежи в духе гордости за свое национальное историческое наследие и т. д. Тем самым рост национального самосознания в широких кругах русской интеллигенции объективно способствовал укреплению государства, сохранению его единства, хотя и предполагал ревизию многих отживших свой век пропагандистских клише и стереотипов.

Вопрос о том, включать данное неформальное общественное движение в диссидентское или нет, наукой пока нс решен. Пока не может быть определена и численность почвеннического движения, поскольку сто социальная и организационная база была непостоянна. Отдельные акции, такие как восстановление памятников культуры, могли объединять от нескольких десятков до нескольких сотен человек; компания против переброски части стока северных рек на юг, символом которой стал писатель В. Г. Распутин, объединила до нескольких тысяч человек; такая организация как Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) насчитывала в своих рядах около 10 млн чел. По, понятно, в рядах подобных добровольческих структур ничего подобного партийной дисциплине быть не могло. Что касается активных участников отдельных русских движений, то они, так же как и диссидентские группы, были невелики.

  • [1] Подробнее см., например: Шубин А. В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917—1985 гг..М., 2000. С. 453.
  • [2] Удилов В. Н. Теракты и диверсии в Москве: стопроцентная раскрываемость. М., 2011.С. 126−143, 209−220.
  • [3] См., например: Миф о застое. Л., 1991. С. 343—350.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой