Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учение об архетипах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако природа архетипов остается не вполне понятной у Юнга. С одной стороны, эта система архетипов есть некая самостоятельная психическая субстанция, присущая человечеству на любой стадии его развития, с другой — результат «архаического познания природы», т. е. социальный опыт внешней и внутренней жизни, накопленный нашими предками и выраженный в символической форме, прежде всего в мифах… Читать ещё >

Учение об архетипах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Архетипы, составляющие человеческую сущность, есть «автопортреты инстинктов», и они определяют схемы инстинктивного поведения, присущие всем людям. Реализуются архетипы в образах конкретной культуры и внутреннего опыта конкретных людей, т. е. каждый раз по-разному. На самых ранних этапах развития человечества они проявляются преимущественно в чувственно-образной форме; с ее спонтанными проявлениями имеет дело и современный человек, например во сне.

Однако природа архетипов остается не вполне понятной у Юнга. С одной стороны, эта система архетипов есть некая самостоятельная психическая субстанция, присущая человечеству на любой стадии его развития, с другой — результат «архаического познания природы», т. е. социальный опыт внешней и внутренней жизни, накопленный нашими предками и выраженный в символической форме, прежде всего в мифах и религиозных учениях (отсюда и интерес самого Юнга к этим учениям). К числу важнейших архетипов он относил такие, как «Великая Мать» и «Великий Отец», «Персона» и «Тень», «Самость» и т. д.

«Великая Мать» (Анима) есть архетип женственности, связанный с эмоциональным началом, «Великий Отец» (Анимус) — архетип мужественности, связанный с рациональным началом. Оба эти архетипа могут проявляться в различной степени как в женщинах, так и в мужчинах, влияя на их поведение (табл. 14, 15).

Таблица 14

Анима и мужчины.

Преобладание Анимы.

делает поведение женоподобным (нерешительным, нелогичным, капризным).

Гармонично развитая Анима.

позволяет успешно взаимодействовать с глубинными слоями психики.

Таблица 15

Анимус и женщины.

Преобладание Анимуса.

делает их поведение мужеподобным (агрессивным, самоуверенным и т. п.).

Гармонично развитый Анимус.

позволяет действовать разумно, целенаправленно.

Персона — это совокупность социальных ролей, которые мы играем в своей жизни, тех масок, которые носим в различных ситуациях, но даже совокупность этих масок не есть еще подлинное «я» человека. Тень — это «низший человек в нас», т. е. совокупность наших комплексов (в том числе сексуальных), страхов, инфантильных желаний и агрессивных влечений. Обычно человек не хочет признать за собой эти неприятные качества (осуждаемые во всех культурах), поэтому проецирует их на других людей. Устранить Тень невозможно, выдержать с ней встречу — очень трудно. Но единственный способ избавиться от неврозов и страданий, связанных с Тенью, состоит в том, чтобы научиться принимать ее как данность, сосуществовать с ней. И только это позволяет прекратить приписывание другим людям собственных негативных качеств.

Важнейший из архетипов, по Юнгу, — Самость. Это психологический образ Бога, центр всеобщей личности, всеобщая основа всякой индивидуальности. Именно к пониманию и непосредственному восприятию Самости стремятся адепты большинства восточных религиозно-философских учений, отвлекаясь от собственной личности, своего индивидуального «я» в процессе медитации и йогической практики. Постижение Самости происходит в состоянии самадхи. Этот процесс интеграции Самости, т. е. родового человеческого «Я», в индивидуальное «я» (индивидуация) позволяет излечиваться от неврозов, разрешать внутренние противоречия и проблемы, позволяет человеку обрести внутреннюю целостность. Путь этот практически бесконечен, поэтому символом его может служить круг, вписанный в квадрат[1].

Трансформация архетипов. Архетипы обладают громадной, безличной, но при этом эмоционально заряженной энергией; ощущая ее, люди относятся к архетипам со страхом и трепетом. Ее прорывы могут привести к колоссальным разрушениям, поэтому так важно научиться ее контролировать и направлять в должное русло. В прошлом энергия архетипов чаще всего трансформировалась в религиозные священные символы, которые и приоткрывали архетипы людям, и одновременно скрывали их подлинную сущность от людей (делая тем самым «переносимыми» контакты с ними). Страх перед громадной силой архетипов заставлял людей на протяжении всей истории человечества развивать рациональное мышление, что особо характерно для западной цивилизации.

Трансформация архетипов играет важную роль в жизни как отдельных людей, так и всего человечества в целом. В прошлом она приводила к созданию картин прекрасного, гармоничного символического космоса (буддийского, христианского и т. п.), в котором человек имел свое определенное место и потому мог относительно нормально существовать. Рациональный анализ религиозных верований («штурм священных стен»), начавшийся с протестантизмом, привел к появлению безбожной материалистической цивилизации (с ее «символической нищетой»), оказавшейся беззащитной по отношению к неожиданным прорывам коллективного бессознательного. А это ведет на социальном уровне к войнам, революциям, бунтам и другим актам насилия, а также к появлению тоталитарных идеологий, а на индивидуальном уровне — к психическим патологиям.

Однако Юнг вовсе не призывает к отказу от рациональности и бездумному копированию восточных учений и практик. Если в западной культуре недооценивается мир «Единого Духа» (коллективное бессознательное), то в восточной — «мир сознательного». Поэтому каждая из этих культур однобока, стремиться же следует к гармоничному слиянию обоих этих подходов.

Концепция «синхроничности». Еще одна интереснейшая концепция Юнга — это его учение о синхроничности, введенная им для объяснения феномена ясновидения (возможности «видеть» и переживать индивидом явления, которые он не может воспринимать непосредственно, например, события, происходящие на большом расстоянии[2]).

Согласно Юнгу, между психикой человека и реальностью существует особая связь — не причинная (каузальная), а смысловая, позволяющая одновременно (синхронично) проявляться событиям и в действительном (физическом) мире, и в психике людей[3] (схема 23). Юнг предполагал, что это происходит благодаря обращению ясновидцев к коллективному бессознательному, а оно, в свою очередь, имеет непосредственный доступ к самой сути физической реальности.

Схема 23. Природа синхроничности Причем для коллективного бессознательного пространство и время относительны, а архетипы как формы Мирового духа являются вечными, т.е. вневременными[4]. Эти идеи использовались Юнгом для объяснения не только ясновидения, но и других самых различных парансихологических явлений, а также древней магии.

Схема 23. Природа синхроничности Причем для коллективного бессознательного пространство и время относительны, а архетипы как формы Мирового духа являются вечными, т. е. вневременными[4]. Эти идеи использовались Юнгом для объяснения не только ясновидения, но и других самых различных парансихологических явлений, а также древней магии.

Судьба учения. Учение Юнга сыграло значительную роль в развитии идеалистической философской антропологии и ряда течений современного мистицизма. Его концепция «коллективного бессознательного» оказала большое влияние не только на психологов и философов, но и на культурологов, историков, этнографов, религиоведов, а также на художественную интеллигенцию Запада (схема 24).

Схема 24. Юнг: истоки и влияние Учение о синхроничности н конце XX — начале XXI в. получило неожиданное обоснование в физике и космологии — в модели голографической Вселенной (см. например, Грин Б., Ткань космоса: пространство, время и текстура реальности: пер. с англ. / под ред. В. О. Малышенко, А. Д. Панова. 2-е изд. М.: Книжный дом «Либрокон», 2006).

Схема 24. Юнг: истоки и влияние Учение о синхроничности н конце XX — начале XXI в. получило неожиданное обоснование в физике и космологии — в модели голографической Вселенной (см. например, Грин Б., Ткань космоса: пространство, время и текстура реальности: пер. с англ. / под ред. В. О. Малышенко, А. Д. Панова. 2-е изд. М.: Книжный дом «Либрокон», 2006).

  • [1] Круг, вписанный в квадрат, и квадрат, вписанный в круг, являются основными символами буддийской мандалы.
  • [2] В частности, Юнг при этом опирался на сообщения о видениях Сведенборга.
  • [3] Эта юнговская синхроничность напоминает предустановленную гармониюЛейбница.
  • [4] Здесь опять прослеживается влияние Сведенборга, который считал, чтобудущее уже состоялось. Возможно также, что на идею относительности времениу Юнга повлияло учение Бергсона о субъективном времени, а на идею пространства и времени — популярные (и часто неточные) изложения теории относительности Эйнштейна.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой