Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Запрос котировок — это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. ФТС России вправе… Читать ещё >

Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Материальные ресурсы относятся к важнейшим факторам таможенного дела наряду с трудом, денежными средствами, информацией и временем.

Под материальными ресурсами понимают природные ресурсы, а также все средства производства и предметы [ руда, используемые в производстве товаров и оказании услуг (земля, здания, сооружения, инструменты, оборудование, материалы, энергетические, водные ресурсы).

Спрос, предъявляемый таможенными органами на отдельные виды материальных ресурсов, зависит от потребности в таможенных услугах, развития таможенной инфраструктуры, используемых технологий таможенного дела, качества и цены ресурсов, их взаимозаменяемости, финансовых возможностей. Существование рынков ресурсов создает альтернативы их приобретения на наиболее выгодных для таможенной системы условиях.

Обеспечение таможенных органов материальными ресурсами является задачей тыловой службы. Выделяют следующие направления тылового обеспечения:

  • • строительство, капитальный ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры;
  • • техническое оснащение таможенных органов;
  • • вещевое, медицинское, продовольственное и социальное обеспечение;
  • • эксплуатация технических средств;
  • • организация конкурсных торгов;
  • • планирование, учет поступления и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований по направлениям тылового обеспечения.

Руководство тыловой службой возложено на Главное управление тылового обеспечения, которое является структурным подразделением ФТС России. ГУ ТО ФТС России решает следующие задачи:

  • — определяет сводную потребность в продукции функционально-служебного и хозяйственно-бытового назначения;
  • — рассчитывает расходы, связанные с эксплуатацией автомобильной, авиационной и морской техники;
  • — формирует сводный план расходов на эксплуатацию зданий и сооружений;
  • — формирует предложения об объемах финансирования на указанные цели по статьям сводной сметы расходов ФТС России;
  • — разрабатывает ежегодные планы приобретения продукции для материально-технического оснащения таможенных органов;
  • — обеспечивает деятельность конкурсной комиссии ФТС России по проведению торгов на поставку товаров;
  • — оперативно контролирует процесс выделения финансовых ресурсов и проведение закупок продукции в соответствии с планами;
  • — следит за исполнением договоров поставщиками по срокам, условиям поставки и качеству продукции;
  • — обеспечивает поставку в таможенные органы материально-технических ресурсов и иной централизованно планируемой и приобретаемой продукции;
  • — контролирует таможенные органы в вопросах рационального и эффективного использования материально-технических ресурсов;
  • — организует продовольственное обеспечение отдельных категорий сотрудников, лечебных и оздоровительных учреждений системы ФТС России, разрабатывает нормы продовольственных пайков;
  • — проводит статистическое наблюдение по направлениям тылового обеспечения;
  • — разрабатывает программы обеспечения работающих в таможенных органах жилой площадью, планирует денежные средства на финансирование программ приобретения и строительства служебного жилья;
  • — осуществляет в пределах своей компетенции планирование расходов на содержание и развитие таможенных органов, рассматривает их бюджетные заявки и составляет сводную бюджетную заявку по укрупненным статьям расходов;
  • — планирует и организует в таможенных органах подготовку и повышение квалификации кадров, занимающихся тыловым обеспечением.

Свои задачи ГУТО ФТС России решает через Центральную базовую таможню и тыловые посты, тыловые службы РТУ и отделы тылового обеспечения таможен.

Материальное обеспечение таможенных органов строится на плановой основе. Для расчета плановой потребности в материальных ресурсах таможенные органы используют утвержденные в централизованном порядке нормы и нормативы. Такой подход обеспечивает единство хозяйственнофинансовой политики.

Нормы — это плановые технико-экономические показатели, которые характеризуют удельные величины расхода ресурсов.

Нормативами называют величины, используемые при расчете норм, или поэлементные составляющие норм, а также коэффициенты, характеризующие степень использования орудий или предметов труда.

Нормы и нормативы могут быть абсолютными (ежедневный рацион питания служебных животных, нормы пайкового довольствия сотрудников, топливо на 100 км пробега автотранспорта и др.), относительными (потребность в спортивном инвентаре (в процентах) к штатной численности личного состава, нормы создания резервных запасов (в процентах) от потребности в материальных ресурсах и др.) и частными (расход топлива на эксплуатацию автотранспорта в зимних условиях).

К материальным нормам относят нормы затрат материалов и основных средств.

Нормы затрат материалов определяют планируемую величину расхода канцелярских товаров, боеприпасов, топлива и других жидкостей для эксплуатации транспорта таможенных органов, запасных частей, продуктов и предметов для содержания служебных животных и других материалов.

Материальные нормы и нормативы носят в таможенных органах наименование «норм положенное™». Нормы положенности по материалам в таможенных органах установлены в расчете на одного сотрудника, одно транспортное средство, единицу площади служебно-производственных помещений, единицу расхода горючего (для смазочных материалов), единицу оружия.

Нормативы затрат основных средств определяют потребность таможенных органов в производственной площади, технических средствах таможенного контроля, средствах связи, инструментах и других объектах основных средств. Средства труда или основные средства — это ресурсы длительного пользования. Нормативы их затрат устанавливают, как правило, в расчете на таможенный орган в целом (например, по транспорту), на одно подразделение или рабочее место.

Нормы и нормативы образуют целостную систему и составляют нормативную базу планирования для тылового обеспечения. В состав нормативной базы таможенных органов для выполнения функций тылового обеспечения входят:

  • — нормы положенности (нормы обеспечения) вещевым имуществом, техническими средствами, продовольствием, расходными материалами;
  • — нормы хранения;
  • — нормы создания резервных запасов и сроки резервирования;
  • — сроки носки изделий;
  • — нормы и сроки выдачи материалов;
  • — сроки эксплуатации технических средств.

ГУ ТО ФТС России разрабатывает нормативно-методическую базу и обеспечивает необходимыми документами все таможенные органы.

Существует методика расчета потребности в каждом виде ресурсов. Например, потребность в вещевом имуществе рассчитывается с учетом утвержденных среднегодовых норм выдачи, штатной численности и объема неснижаемого запаса.

Потребность в отдельных элементах технических средств для включения в годовой план поставки определяется по формуле.

Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов.

где П, — потребность в i-м виде технических средств, ед.; NTll — норма обеспечения по табелю положенности, рассчитанная с учетом штатной численности личного состава на конец года, ед.; Ниг — наличие на начало года; С — подлежащее списанию в течение года вследствие физического и (или) морального износа.

Таможенная служба в целях таможенного контроля устанавливает требования к техническому оснащению пунктов пропуска, складов временного хранения. Необходимое количество каждого вида технических средств таможенного контроля определяют по следующим исходным данным: планируемый грузопоток; планируемый пассажиропоток; характер перемещаемых грузов; режим работы (сменность); планируемые (перспективные) технологии таможенного контроля; количество и состав досмотровых групп.

Региональные таможенные управления составляют планы обеспечения материальными ресурсами, учитывая свою потребность и заявки подчиненных таможен. Главное управление тылового обеспечения ФТС России на основе обоснованных заявок таможенных органов определяет сводную потребность в централизованно и децентрализованно приобретаемой продукции служебного и хозяйственно-бытового назначения. Нормируемая потребность таможенных органов в материальных ресурсах отражается в региональных и сводном (составляется ФТС России) табелях положенности. Сводный табель положенности включает несколько разделов:

  • • табель положенности вещевого имущества сотрудников таможенных органов. Этот раздел составлен в соответствии с нормами положенности, сроками выдачи форменного и специального обмундирования и с учетом создания запаса по перечню предметов, утвержденному Правительством РФ;
  • • табель положенности спецтехники, автотранспорта, средств связи, оргтехники и вычислительной техники. В этом разделе выделены уточняющие коэффициенты с учетом установленных категорий таможенных органов.

    Введение

    понижающей шкалы коэффициентов дает возможность оптимального распределения материально-технических ресурсов между таможенными органами в соответствии со спецификой выполняемых функций, объемами декларирования и таможенных платежей;

  • • табель положенности вооружения и средств защиты.

Для расчета сводного и региональных табелей положенности необходимы не только нормы положенности по отдельным видам материальных ресурсов, но и количественные параметры таможенной системы, такие как:

  • — штатная численность (с учетом мужчин и женщин, подразделений охраны, оперативных таможен);
  • — количество таможенных управлений, таможен, таможенных постов, пунктов пропуска;
  • — количество подразделений охраны, отрядов быстрого реагирования;
  • — количество линий таможенного контроля (пассажирских, грузовых);
  • — количество технических средств и оборудования, находящихся в эксплуатации: автомобилей, вертолетной техники, средств связи, технических средств таможенного контроля (ТСТК), вычислительной техники и др. (для расчета лимитов расходных материалов, запасных частей);
  • — балансовая стоимость имущества (для определения нормативов расходов на восстановление материально-технических ресурсов, выбывших вследствие износа).

Поскольку все ресурсы продаются и покупаются, то для их приобретения необходимы финансовые средства. Прогнозируемая (планируемая) потребность в материалах, оборудовании, комплектующих и запасных частях, энергетических и других ресурсах используется в дальнейшем для расчетов связанных с ними необходимых денежных расходов. Тыловое обеспечение таможенных органов осуществляется с учетом установленных для ФТС России лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с утвержденным Единым классификатором продукции, приобретаемой для государственных нужд. В последнем выделены основные группы и виды материально-технических ресурсов с учетом их функционально-технологического назначения.

ГУТО ФТС РФ также планирует и организует проведение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ по моделированию и разработке предметов форменной и специальной одежды, обуви, снаряжения, средств защиты, геральдических знаков; планирует и организует проектирование, государственные испытания, приемку и материально-техническое обеспечение морских, речных и воздушных судов, обеспечивает эксплуатацию объектов базирования судов, изучает новые образцы вооружения, средств защиты и специализированных средств. В последние годы особое внимание уделяется обновлению и пополнению парка вычислительной техники, автотранспортных и других технических средств.

С расчета потребности в ресурсах начинается работа таможенных органов по размещению государственного заказов. Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимают действия заказчиков или уполномоченных ими органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Формы размещения заказа на поставку товаров для федеральных нужд, требования к документации заказчиков и участников размещения заказов, порядок проведения процедур определены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Структурные подразделения таможенных органов, учреждений, в функции которых входит организация приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг (подразделения, инициирующие размещение заказа), осуществляют формирование планов приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг (планы) на основе следующих факторов:

  • — анализ обеспечения материальными ресурсами;
  • — изучение норм табеля положенности;
  • — изучение финансовых возможностей исходя из лимита бюджетных обязательств;
  • — расчет потребности в ресурсах для осуществления закупки;
  • — выбор формы размещения заказа;
  • — установление максимальной цены контракта;
  • — установление желаемой периодичности закупок.

Сформированные планы согласовываются с финансовым подразделением таможенного органа, утверждаются руководством и направляются структурному подразделению таможенных органов, осуществляющему функции, но размещению заказов. На основании представленных планов составляется график размещения заказов (рис. 5.2).

Организация размещения заказа таможней.

Рис. 5.2. Организация размещения заказа таможней1.

Размещение заказов осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона в электронной форме или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика).[1]

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке па участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством РФ. Оценку и сопоставление конкурсных заявок, поданных участниками размещения заказа, осуществляет конкурсная комиссия таможенного органа.

Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

  • 1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
  • 2) расходы на эксплуатацию товара;
  • 3) расходы на техническое обслуживание товара;
  • 4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • 5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  • 6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
  • 7) цена контракта;
  • 8) другие критерии в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов (например, при проведении конкурса на выполнение научноисследовательских работ конкурсная комиссия вправе учитывать также такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участников конкурса).

Каждому критерию при оценке заявок участников присваивается коэффициент значимости (весомости). Оценка заявок производится с использованием не менее двух критериев оценки заявок, одним из которых является критерий «цена контракта» («цена контракта за единицу товара, работы, услуги»), значимость которого не может быть менее 35%.

Под аукционом на право заключить государственный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта. Аукцион, согласно официальной позиции Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы, является приоритетной формой размещения заказа, так как считается наиболее прозрачной и некоррупционной процедурой. Проблемой при закупках на аукционах может быть поставка товара, не отвечающего ожиданиям заказчика, но формально подходящего под описание в документации об аукционе.

Динамика проведения торгов в ЦТУ неравномерна. Следует заметить, что в 2013 г. их было проведено почти в 9 раз больше, чем в 2012 г., в 2014 г. — на 40% меньше, чем в 2013 г. Средняя сумма сделки в 2013 г. возросла почти в И раз, а в 2014 г. — только на 30%.

Таблица 5.6

Динамика проведения торгов в ЦТУ ФТС России.

Показатель.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Проведено торгов, шт.

На сумму, млн руб.

2343,6.

2481,6.

1906,2.

Средняя сумма сделки, млн руб.

3,4.

0,37.

0,48.

Окончание табл. 5.6

Показатель.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Из них в аппарате управления: проведено торгов, шт.

на сумму, млн руб.

341,0.

743,0.

829,4.

средняя сумма сделки, млн руб.

1,93.

4,67.

2,48.

Запрос котировок — это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. ФТС России вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам таможенной службы, а для которых есть функционирующий рынок. Установлена граница размещения заказа путем запроса котировок по начальной (максимальной) цене контракта.

Таможенные органы могут также размещать заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику), если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий; оказываются услуги водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах, где только один поставщик может предоставить эти услуги; возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, а также в других случаях, предусмотренных законодательством о размещении государственных заказов.

Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Законом о размещении государственного заказа введены преференции в отношении отдельных участников процедур размещения заказа: учреждений уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, а также субъектов малого предпринимательства. Предусматривается через систему государственных закупок ввести меры поддержки для некоторых отраслей экономики в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Для осуществления закупок таможенными органами разрабатывается необходимая конкурсная (аукционная) документация. Помимо требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, удовлетворяющим потребности таможенных органов, в ней должны быть указаны максимальная цена контракта (или единицы товара, услуги). Эти условия требуют от таможенных органов знания особенностей региональных рынков, изучения предложения товаров на рынке, их ценового диапазона, условий поставки.

ФТС России или уполномоченный орган для осуществления функций размещения заказа может привлечь на основе договора специализированную организацию. Специализированная организация получает право разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. Привлечение специализированной компании по организации и проведению конкурсов (аукционов) позволяет значительно сократить время на их подготовку и снизить вероятность технических ошибок при подготовке различных документов, детально проработать ценовые предложения участникам конкурса, контролировать ход подготовки конкурса, своевременно прогнозировать и оперативно решать проблемы, возникающие в процессе его проведения. Заказчик должен определить ключевые положения проведения процедуры закупок. Федеральная таможенная служба (заказчик) или уполномоченный орган создает комиссию по размещению заказа, определяет начальную цену государственного контракта, предмет и существенные условия государственного контракта, утверждает проект контракта, конкурсную документацию, документацию об аукционе, определяет условия торгов и их изменения. Подписание государственного контракта осуществляется заказчиком.

Таможенные органы могут приобретать необходимые им материальные ресурсы как в форме централизованных закупок, так и самостоятельно (децентрализованно). Централизованно приобретаются форменное обмундирование, бланочная продукция, технические средства таможенного контроля, оружие и со складов тыловых постов или региональных таможенных управлений поступают в таможенные органы. Кроме того, централизованно осуществляется обеспечение таможенных органов средствами передачи данных, средствами защиты информации, приборами таможенного оформления и контроля, печатной продукцией, транспортными средствами.

Самостоятельно таможни закупают топливо, смазочные материалы, запасные части к автомобилям, мебель, канцелярские и хозяйственные товары. Таможенным органам Дальнего Востока, Сибири, Калининградской области предоставлено право децентрализованной закупки автотранспорта с учетом сложившегося в таможенных органах и самом регионе парка автотранспорта, наличия ремонтной базы и экономической целесообразности.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, является Министерство экономического развития РФ. Созданная им Единая автоматизированная система государственных закупок в рамках проекта «Электронная Россия» призвана обеспечить оперативность, прозрачность и подконтрольность государственных закупок. Единая автоматизированная система включает целый ряд подсистем, ориентированных на выполнение отдельных задач в общем процессе электронных государственных закупок. К ним относятся:

  • — портал государственных закупок Минэкономразвития России;
  • — система государственного мониторинга цен закупаемой продукции;
  • — система прогнозирования объемов закупок;
  • — система классификации закупаемых товаров, работ, услуг.

Портал государственных закупок Минэкономразвития России является единым федеральным информационным ресурсом по государственным закупкам в сети Интернет. На портале публикуются извещения о проведении конкурсов, конкурсная документация, а также результаты проведения закупок. Централизованная публикация и консолидация сведений о государственных закупках позволяет снизить затраты на обобщение информации, проведение анализа закупок и контроль расходования средств налогоплательщиков. Министерством экономического развития РФ утвержден единый классификатор продукции, закупаемой для государственных нужд. Он обеспечивает сопоставимость сведений о закупаемой продукции, позволяет проводить анализ и контроль закупок.

Специалисты считают, что использование в закупках открытых конкурсов может обеспечить в среднем 10—15% экономии средств заказчика, но только при правильном применении конкурсной процедуры. Кроме предмета закупки и требований к поставщикам, о которых шла речь в предыдущих разделах, значение имеет объем закупки.

  • [1] Андрейчук Е. Л., Дианова В. Ю., Смирнов В. П. Экономика таможенного дела.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой