Состояние и перспективы развития сферы общественного питания
Предприятия общественного питания закрытого типа (столовые и буфеты при производственных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, обеспечивающие минимально необходимые потребности в готовой пище для работников (студентов, учащихся) в основном в обеденное время). Особенности общественного питания как подсистемы торговой отрасли состоят в том, что в ней сочетаются функции производства… Читать ещё >
Состояние и перспективы развития сферы общественного питания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общественное питание — сфера деятельности, включающая производство и реализацию готовой пищи и пищевых полуфабрикатов и обслуживание потребителей. С точки зрения состава функций общественного питания этот вид деятельности отличается от оптовой и розничной торговли тем, что включает производственные функции: переработку сырья, приготовление пищевых полуфабрикатов и готовых блюд. Соответственно, отличается и состав издержек, которые несут предприятия общественного питания. Функция реализации готовой продукции и полуфабрикатов полностью совпадает с аналогичной функцией оптовой и розничной торговли, а функция обслуживания потребителей во многих предприятиях общественного питания представлена даже более широко, чем в торговых предприятиях, так как предприятия общественного питания организуют потребление готовой продукции, для чего содержат специальные помещения (залы ресторанов, кафе, столовых), специально подготовленный персонал (официанты, бармены, кассиры, сомелье, дегустаторы и др.). Очевидно, по причине существенного отличия в функциях общественное питание как вид деятельности было выделено из вида деятельности «торговля» .
Особенности общественного питания как подсистемы торговой отрасли состоят в том, что в ней сочетаются функции производства, торговли и потребления. В соответствии с этим предприятия общественного питания классифицируются по следующим признакам[1].
По торгово-производственному признаку выделяют предприятия:
- • заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов и комбинаты школьного питания):
- • доготовочные (имеющие собственную кухню);
- • раздаточные (столовые без кухни);
- • смешанные (фабрики-кухни).
По видами предоставляемых услуг:
- • предприятия, производящие и реализующие продукцию для непосредственного потребления (сеть общедоступных предприятий, в том числе с преобладанием быстрого обслуживания);
- • предприятия, кроме производства и реализации продукции, имеющие условия для организации отдыха посетителей.
По качеству предоставляемых услуг и формам обслуживания:
- • рестораны, кафе, бары, которые обеспечивают высокий уровень обслуживания и предоставляют широкий спектр услуг;
- • общедоступные предприятия для широких слоев населения (столовые, закусочные, пирожковые и т. п.);
- • предприятия общественного питания закрытого типа (столовые и буфеты при производственных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, обеспечивающие минимально необходимые потребности в готовой пище для работников (студентов, учащихся) в основном в обеденное время).
По степени индивидуализации производимой продукции:
- • предприятия социального питания с коллективно организованным питанием (столовые больниц, санаториев, детских учреждений и др.);
- • предприятия, предоставляющие возможность индивидуального выбора продукции и услуг (рестораны, кафе и т. п.).
Динамика товарооборота предприятий общественного питания представлена в табл. 7.7.
Из приведенных данных мы видим, что за период 2005- 2012 гг. товарооборот сферы общественного питания вырос в 3,1 раза (в среднем на 17,7% в год) в рыночных ценах, в сопоставимых ценах он увеличился на 54,8% (в среднем на 6,45% в год).
Как уже говорилось, одним из показателей эффективности работы отрасли является товарооборот в расчете на душу населения. Сравним изменение товарооборота розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения (табл. 7.8). В таблице приведены среднедушевые показатели, но Российской Федерации.
Из данных табл. 7.8 мы видим, что в расчете на душу населения оборот розничной торговли и оборот общественного питания показывали примерно одинаковые среднегодовые темпы роста: 118,15 и 116,3%. Но пересчет в сопоставимые цены показывает, что оборот розничной торговли на душу населения увеличивался в среднем за год на 10,59%, а оборот общественного питания — только на 3,92%. Средний индекс цен на товары в рассматриваемом периоде составил 107,98%, а индекс цен на продукцию общественного питания — 111,91%. Это свидетельствует о том, что в рассматриваемом периоде степень удовлетворения спроса на услуги и продукцию общественного питания была ниже, чем степень удовлетворения спроса на товары, и это позволяло предприятиям общественного питания увеличивать цены быстрее, чем росли цены на товары.
Изменение среднедушевых показателей потребления продукции общественного питания и покупки товаров свидетельствует о том, что у предприятий общественного питания есть потенциал расширения емкости своего рынка и роста, в том числе за счет изменения предпочтений покупателей в выборе между покупкой продовольственных товаров в магазинах и потреблением продукции общественного питания.
Товарооборот общественного питания в 2005−2012 гг.
Показатель. | Годы. | 2012 г., %. | Среднегодовой темп роста, %. | |||||
к 2005 г. | к 2011 г. | |||||||
1. Оборот общественного питания, млрд руб. | 323,4. | 548,3. | 711,2. | 903,3. | 1013,6. | 313,42. | 112,21. | 117,73. |
2. Индекс ден на продукцию общественного питания, % (базисный). | ; | 113,12. | 108,21. | 106,76. | 106,53. | ; | ; | 110,60. |
3. Оборот общественного питания в сопоставимых ценах, млрд руб. | 323,4. | 424,6. | 432,5. | 475,5. | 500,8. | 154,85. | 105,32. | 106,45. |
4. Индекс физического объема (к показателю предыдущего года), %. | ; | 113,45. | 90,94. | 108,28. | 105,33. | ; | ; | ; |
Таблица 7.8
Динамика товарооборота розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения в 2005−2011 гг.
Показатель. | Годы. | 2011 г., % к 2010 г. | Среднегодовой темп роста, %. | ||||
1. Оборот розничной торговли на душу населения, руб. | 49 063. | 76 111. | 102 245. | 115 500. | 133 481. | 115,57. | 118,15. |
2. Индекс цен на товары (цепной), %. | ; | 108,7. | 110,5. | 105,1. | 106,9. | ; | 107,98. |
3. Оборот розничной торговли на душу населения в сопоставимых ценах, руб. | 49 063. | 70 016. | 77 246. | 83 039. | 89 765. | 108,1. | 110,59. |
4. Индекс физического объема оборота розничной торговли (цепной), %. | ; | 122,6. | 94,7. | 107,5. | 108,1. | ; | ; |
5. Оборот общественного питания на душу населения, руб. | 115,50. | 116,30. | |||||
6. Индекс цен на продукцию общественного питания (ценной), % | ; | 111,9. | 112,7. | 106,7. | 108,9. | ; | 111,91. |
7. Оборот общественного питания на душу населения в сопоставимых ценах, руб. | 106,06. | 103,92. | |||||
8. Индекс физического объема продукции общественного питания (цепной), % | ; | 114,9. | 87,3. | 103,0. | 106,06. | ; | ; |
- [1] Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / под ред А. Н. Соломатина. СПб.: Питер, 2009. С. 40−42.