Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Состояние и перспективы развития сферы общественного питания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предприятия общественного питания закрытого типа (столовые и буфеты при производственных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, обеспечивающие минимально необходимые потребности в готовой пище для работников (студентов, учащихся) в основном в обеденное время). Особенности общественного питания как подсистемы торговой отрасли состоят в том, что в ней сочетаются функции производства… Читать ещё >

Состояние и перспективы развития сферы общественного питания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественное питание — сфера деятельности, включающая производство и реализацию готовой пищи и пищевых полуфабрикатов и обслуживание потребителей. С точки зрения состава функций общественного питания этот вид деятельности отличается от оптовой и розничной торговли тем, что включает производственные функции: переработку сырья, приготовление пищевых полуфабрикатов и готовых блюд. Соответственно, отличается и состав издержек, которые несут предприятия общественного питания. Функция реализации готовой продукции и полуфабрикатов полностью совпадает с аналогичной функцией оптовой и розничной торговли, а функция обслуживания потребителей во многих предприятиях общественного питания представлена даже более широко, чем в торговых предприятиях, так как предприятия общественного питания организуют потребление готовой продукции, для чего содержат специальные помещения (залы ресторанов, кафе, столовых), специально подготовленный персонал (официанты, бармены, кассиры, сомелье, дегустаторы и др.). Очевидно, по причине существенного отличия в функциях общественное питание как вид деятельности было выделено из вида деятельности «торговля» .

Особенности общественного питания как подсистемы торговой отрасли состоят в том, что в ней сочетаются функции производства, торговли и потребления. В соответствии с этим предприятия общественного питания классифицируются по следующим признакам[1].

По торгово-производственному признаку выделяют предприятия:

  • • заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов и комбинаты школьного питания):
  • • доготовочные (имеющие собственную кухню);
  • • раздаточные (столовые без кухни);
  • • смешанные (фабрики-кухни).

По видами предоставляемых услуг:

  • • предприятия, производящие и реализующие продукцию для непосредственного потребления (сеть общедоступных предприятий, в том числе с преобладанием быстрого обслуживания);
  • • предприятия, кроме производства и реализации продукции, имеющие условия для организации отдыха посетителей.

По качеству предоставляемых услуг и формам обслуживания:

  • • рестораны, кафе, бары, которые обеспечивают высокий уровень обслуживания и предоставляют широкий спектр услуг;
  • • общедоступные предприятия для широких слоев населения (столовые, закусочные, пирожковые и т. п.);
  • • предприятия общественного питания закрытого типа (столовые и буфеты при производственных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, обеспечивающие минимально необходимые потребности в готовой пище для работников (студентов, учащихся) в основном в обеденное время).

По степени индивидуализации производимой продукции:

  • • предприятия социального питания с коллективно организованным питанием (столовые больниц, санаториев, детских учреждений и др.);
  • • предприятия, предоставляющие возможность индивидуального выбора продукции и услуг (рестораны, кафе и т. п.).

Динамика товарооборота предприятий общественного питания представлена в табл. 7.7.

Из приведенных данных мы видим, что за период 2005- 2012 гг. товарооборот сферы общественного питания вырос в 3,1 раза (в среднем на 17,7% в год) в рыночных ценах, в сопоставимых ценах он увеличился на 54,8% (в среднем на 6,45% в год).

Как уже говорилось, одним из показателей эффективности работы отрасли является товарооборот в расчете на душу населения. Сравним изменение товарооборота розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения (табл. 7.8). В таблице приведены среднедушевые показатели, но Российской Федерации.

Из данных табл. 7.8 мы видим, что в расчете на душу населения оборот розничной торговли и оборот общественного питания показывали примерно одинаковые среднегодовые темпы роста: 118,15 и 116,3%. Но пересчет в сопоставимые цены показывает, что оборот розничной торговли на душу населения увеличивался в среднем за год на 10,59%, а оборот общественного питания — только на 3,92%. Средний индекс цен на товары в рассматриваемом периоде составил 107,98%, а индекс цен на продукцию общественного питания — 111,91%. Это свидетельствует о том, что в рассматриваемом периоде степень удовлетворения спроса на услуги и продукцию общественного питания была ниже, чем степень удовлетворения спроса на товары, и это позволяло предприятиям общественного питания увеличивать цены быстрее, чем росли цены на товары.

Изменение среднедушевых показателей потребления продукции общественного питания и покупки товаров свидетельствует о том, что у предприятий общественного питания есть потенциал расширения емкости своего рынка и роста, в том числе за счет изменения предпочтений покупателей в выборе между покупкой продовольственных товаров в магазинах и потреблением продукции общественного питания.

Товарооборот общественного питания в 2005−2012 гг.

Показатель.

Годы.

2012 г., %.

Среднегодовой темп роста, %.

к 2005 г.

к 2011 г.

1. Оборот общественного питания, млрд руб.

323,4.

548,3.

711,2.

903,3.

1013,6.

313,42.

112,21.

117,73.

2. Индекс ден на продукцию общественного питания, % (базисный).

;

113,12.

108,21.

106,76.

106,53.

;

;

110,60.

3. Оборот общественного питания в сопоставимых ценах, млрд руб.

323,4.

424,6.

432,5.

475,5.

500,8.

154,85.

105,32.

106,45.

4. Индекс физического объема (к показателю предыдущего года), %.

;

113,45.

90,94.

108,28.

105,33.

;

;

;

Таблица 7.8

Динамика товарооборота розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения в 2005−2011 гг.

Показатель.

Годы.

2011 г., % к 2010 г.

Среднегодовой темп роста, %.

1. Оборот розничной торговли на душу населения, руб.

49 063.

76 111.

102 245.

115 500.

133 481.

115,57.

118,15.

2. Индекс цен на товары (цепной), %.

;

108,7.

110,5.

105,1.

106,9.

;

107,98.

3. Оборот розничной торговли на душу населения в сопоставимых ценах, руб.

49 063.

70 016.

77 246.

83 039.

89 765.

108,1.

110,59.

4. Индекс физического объема оборота розничной торговли (цепной), %.

;

122,6.

94,7.

107,5.

108,1.

;

;

5. Оборот общественного питания на душу населения, руб.

115,50.

116,30.

6. Индекс цен на продукцию общественного питания (ценной), %

;

111,9.

112,7.

106,7.

108,9.

;

111,91.

7. Оборот общественного питания на душу населения в сопоставимых ценах, руб.

106,06.

103,92.

8. Индекс физического объема продукции общественного питания (цепной), %

;

114,9.

87,3.

103,0.

106,06.

;

;

  • [1] Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / под ред А. Н. Соломатина. СПб.: Питер, 2009. С. 40−42.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой