Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инновации и их формы. 
Инновационная деятельность, особенности и характеристики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В течение последних десятилетий и в жизни обычных людей, и в сфере специальной профессиональной деятельности происходили значительные изменения, которые, с одной стороны, явились следствием научно-технического прогресса, а с другой — стали результатом значительно обострившейся конкурентной борьбы. Если до середины 1950;х гг. обретение конкурентных преимуществ предприятиями происходило… Читать ещё >

Инновации и их формы. Инновационная деятельность, особенности и характеристики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из главных целей менеджмента является обеспечение стабильной и устойчивой к изменениям внешней среды конкурентоспособности предприятия, что обусловливает необходимость высокой инновационной активности. Инновации, различные по форме и подходам к их реализации, составляют основу стратегии развития бизнеса, независимо от его организационно-правовой формы и размеров предприятия. В то же время, несмотря на очевидные преимущества технологического лидерства, в условиях конкуренции инновационная деятельность не всегда рассматривается как приоритетная вследствие высоких сопровождающих ее рисков.

В течение последних десятилетий и в жизни обычных людей, и в сфере специальной профессиональной деятельности происходили значительные изменения, которые, с одной стороны, явились следствием научно-технического прогресса, а с другой — стали результатом значительно обострившейся конкурентной борьбы. Если до середины 1950;х гг. обретение конкурентных преимуществ предприятиями происходило в результате концентрации капитала, развития интеграционных процессов, усиления доминирования на рынках за счет слияний и поглощений, то в последнее время все более существенное значение приобретают новые технологические возможности и нестандартные формы ведения бизнеса. Все более важную роль играют умение руководства предприятия предвидеть возможные изменения в технике и технологии и способность определить возможные и эффективные сферы применения новшеств, сформировать новые потребности у потенциальных потребителей. Если традиционные подходы к бизнесу базируются на анализе существующего спроса и текущем конкурентном анализе, то новая парадигма менеджмента исходит из необходимости и возможности управления спросом и формирования новых потребностей, что в конечном итоге становится предпосылкой для роста инновационной активности предприятий. Соответственно, управление предприятием все в большей степени становится ориентированным на долгосрочную перспективу, поскольку инновации меняют всю промышленно-технологическую основу бизнеса.

В настоящее время все чаще доминирующее положение на рынке занимают предприятия, созданные относительно недавно и захватившие лидерство на рынках в течение относительно короткого промежутка времени.

Apple Inc. была создана в 1976 г., а уже в 1980 г. провела одно из самых успешных размещений своих акций на фондовых биржах и стала компанией глобального масштаба. В основе успеха Apple Inc. лежит не только разработка оригинальной архитектуры персонального компьютера «для обычных людей» в комплекте с «дружественным пользователю» программным обеспечением, но и предвидение новых потребностей, которым обладал один из основателей компании — Стив Джобс (1956−2011).

Анализ показывает, что в современных условиях бизнеса конкурентоспособность должна рассматриваться как способность предприятия конкурировать (противостоять конкурентам, сохранять и укреплять свое положение в отрасли):

  • с точки зрения положения поставщика на товарном рынке — как обеспечение лояльности достаточного числа потребителей и удержание цен на экономически оправданном уровне, что обусловливает необходимость формирования такого продуктового портфеля, который соответствует текущим и перспективным потребностям потребителей в большей степени, чем предложения конкурентов;
  • с точки зрения позиции на финансовых рынках — как формирование достаточной инвестиционной привлекательности и высокой кредитной надежности, что позволяет привлекать финансовые ресурсы в необходимом объеме на наиболее выгодных условиях;
  • с точки зрения положения покупателя на рынке ресурсов — как выстраивание устойчивых и надежных партнерских отношений с поставщиками материальных и энергетических ресурсов, что приводит к возможности осуществлять операционную деятельность, используя необходимые ресурсы необходимого качества в достаточном объеме и на наиболее выгодных условиях;
  • с точки зрения положения на рынке труда — как возможность формировать такую структуру персонала и по численности, и по квалификации, и по условиям оплаты труда, которая в полной мере обеспечивает потребности операционной деятельности и при этом минимизирует общие издержки производства.

Ослабление позиции хотя бы в одном из вышеперечисленных направлений приводит к необходимости поиска новых решений организации бизнеса и становится предпосылкой для осуществления соответствующих инноваций.

В сложившемся общем понимании инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, маркетингового или организационного метода — в ведении бизнеса, организации рабочих мест или внешних связей.

Инновации формируют условия для повышения уровня конкурентоспособности предприятий, восполняя недостаточный уровень конкурентоспособности. Так, если на товарном рынке исчерпаны возможности конкуренции по ценам, предприятие может сохранить и даже увеличить свою долю рынка, предлагая существенно улучшенные продукты, которые можно реализовывать по более высоким ценам. Будущие высокие доходы повышают инвестиционную привлекательность предприятия, что позволяет снижать процентные ставки по текущим кредитам или избегать кредитования, финансируя развитие бизнеса за счет привлечения в бизнес стратегического инвестора. Дефицит каких-либо ресурсов можно компенсировать за их счет замены или внедрения ресурсосберегающих технологий; дефицит квалифицированного персонала может быть восполнен за счет автоматизации процессов производства и управления или аутсорсинга и т. п. Таким образом, для обеспечения своей устойчивой позиции на рынке в условиях конкуренции предприятия осуществляют инновационную деятельность, темпы и масштабы которой тем больше, чем острее конкурентная борьба на рынке.

Исходя из специфики инноваций, цели и сферы изменений, вызываемых ими, выделяют четыре группы инноваций:

  • • технологические инновации (продуктовые и процессные);
  • • организационные инновации;
  • • маркетинговые инновации.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой