Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественно-публицистические жанры спортивной журналистики в радио-и телеэфире

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Последние два жанровых определения относятся современными исследователями к подгруппе сатирических жанров. Однако ввиду их очевидной малочисленности, а также явной преобладающей в них креативной доминанте мы склонны относить фельетон и памфлет, скорее, к юмористическому (комическому) сегменту развлекательного телевидения. В спортивной журналистике практически невозможно найти подобные эфирные… Читать ещё >

Художественно-публицистические жанры спортивной журналистики в радио-и телеэфире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В теории журналистского творчества типология жанров предполагает наличие такой важной группы, которую определяют как «художественно-публицистическая». Традиционно в этом разделе присутствуют следующие жанровые определения ЕЭК:

  • — очерк;
  • — зарисовка;
  • — эссе;
  • — фельетон;
  • — памфлет.

Последние два жанровых определения относятся современными исследователями к подгруппе сатирических жанров. Однако ввиду их очевидной малочисленности, а также явной преобладающей в них креативной доминанте мы склонны относить фельетон и памфлет, скорее, к юмористическому (комическому) сегменту развлекательного телевидения. В спортивной журналистике практически невозможно найти подобные эфирные примеры[1].

К числу новых форм, видов и жанров исследователи современной практики электронного вещания склонны относить и такие комплексные ЕЭК, как журнал и канал. Первый, на наш взгляд, по сути, является обозрением, всего лишь более развернутым во времени и в тематическом разнообразии, тогда как под термином «канал» теоретики привычно именуют специфическую организационную эфирную форму вещания. Как правило, она имеет продолжительность в несколько часов прямого эфира и более всего соотнесена со временем вещания. В практике российского вещания уже прочно утвердились такие понятия, как «утренний» и «ночной» телеканалы. «Вечерние» и «дневные» телеканалы возникают гораздо реже и, как правило, на профессиональном сленге их именуют «дневной» и «вечерний» пояс вещания. В данном случае по принятой нами типологии эти «каналы» могут быть отнесены к ЕЭК, имеющей определенный по тематике, структуре и времени выхода в эфир, а также продолжительности, формат вещания.

Следует учитывать подобные обстоятельства функционирования жанров в электронном вещании с точки зрения их адаптации к потребностям спортивной журналистики.

Такие художественно-публицистические жанры, как телевизионный очерк или зарисовка, в практике современной спортивной журналистики встречаются крайне редко. Эти творческие разновидности журналистского ремесла сегодня теряют свою популярность в целом, и спорт не стал исключением. За последние годы спортивные очерки и зарисовки встречались только в передаче Василия Уткина «Футбольный клуб», но в последнее время и они постепенно исчезли из эфира. Журналистские образцы этих жанров появляются в программе «Три репортера», которая впервые вышла в эфир в 2011 г. на канале «НТВ-Плюс» .

Биографические очерки, посвященные выдающимся советским и российским спортсменам, в 2000;е гг. достаточно часто появлялись в эфире канала «Спорт». В программе «Сборная России» интервью в студии с приглашенным гостем (-тьей), которое, как правило, вел Дмитрий Губерниев, предварял краткий видеоочерк, излагающий основные факты биографии спортсмена (-ки). В программе «Золотой пьедестал» (ведущий — Георгий Твалтвадзе) традиционно были представлены портретные очерки знаменитых отечественных спортсменов прошлого и настоящего.

Что же касается зарисовок, то они сегодня не играют сколько-нибудь важного значения в структуре современного спортивного радиои телевещания, хотя периодически некие видеозарисовки возникают как элементы других, более крупных форматов и жанров спортивной журналистики в электронных СМИ.

В современной практике спортивной журналистики жанр эссе, в основном, используется в печатных СМИ. Однако время от времени этот жанр используется и в электронных СМИ. Например, в программе «Голевой момент», которая выходит в эфире канала 100ТВ в дни очередного матча футбольного клуба «Зенит» в чемпионате России, иногда со своеобразным мини-эссе по «текущему моменту» выступает петербургский корреспондент газеты «Спорт-Экспресс» Сергей Циммерман. Любопытна и структура самой программы «Голевой момент», которая сочетает элементы разных форматов и жанров. По сути, это — трансляция футбольного матча, аранжированная с помощью ток-шоу, которое предваряет показ. Затем в перерыве следует продолжение дискуссии. А после матча в ходе ток-шоу подводятся итоги увиденного.

Как правило, биографическое эссе возникает в радиоили телеэфире в случае кончины известного спортсмена или тренера. Подобные эфирные некрологи обычно сопровождаются в телеэфире монтажом специально подобранных кадров, аранжированных музыкой соответствующего характера в сочетании с закадровым текстом, раскрывающим образ ушедшей личности. По формальным признакам можно считать подобный АВП и очерком. Но, учитывая обобщающий характер таких журналистских материалов, мы склонны отнести их к жанру эссе. Тем более что они носят ярко выраженный публицистический характер, вызывающий вполне определенные эмоции и чувства.

  • [1] С некоторой поправкой к юмористическим спортивным телепроектам можно отнести регулярную подборку-обозрение канала «Eurosport», в которой демонстрируются записи наиболее курьезных моментов различных соревнований.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой