Харизматическое лидерство.
Организационное поведение
Толчком для изучения харизматического лидерства послужили исследования социолога М. Вебера (М. Weber) в 1940;х гг. Харизматическое лидерство было определено как способность заставить обычных людей поступать экстраординарно в экстремальной ситуации. Слово «харизма» в переводе с греческого означает «дар, данный свыше», или «божий дар». В настоящее время большинство специалистов связывают харизму… Читать ещё >
Харизматическое лидерство. Организационное поведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Концепция харизматического лидерства Р. Хауса
Толчком для изучения харизматического лидерства послужили исследования социолога М. Вебера (М. Weber) в 1940;х гг. Харизматическое лидерство было определено как способность заставить обычных людей поступать экстраординарно в экстремальной ситуации. Слово «харизма» в переводе с греческого означает «дар, данный свыше», или «божий дар». В настоящее время большинство специалистов связывают харизму не с теорией черт и не с ситуационным подходом, а рассматривают как взаимодействие или особый тип отношений, которые существуют между лидером и последователями. Харизма рассматривается как результат определенной реакции последователей, который обусловлен характеристиками личности лидера и его поведением в кризисной ситуации.
Хорошей иллюстрацией интерактивного подхода, в котором личность рассматривается как функция группы, может служить концепция харизматического лидерства Р. Хауса. В ней утверждается, что харизма связана с особым типом отношений между лидером и последователями. Последователи считают, что идеи лидера правильны, безусловно принимают лидера, чувствуют к нему привязанность и доверие, эмоционально вовлечены в выполнение миссии организации, ставят перед собой высокие цели и полагают, что могут внести вклад в успех организации.
Необходимой предпосылкой такого отношения со стороны последователей является наличие у лидера определенных харизматических черт и характеристик поведения. Харизматическими чертами лидера являются:
- • сильная потребность во власти;
- • высокая уверенность в себе;
- • убежденность в собственных представлениях.
Поведение харизматического лидера отличается следующими характеристиками.
- 1. Управление впечатлением — лидер действует так, чтобы создать у последователей впечатление о своей компетентности. Например, разговор о прошлых успехах, проявление уверенности в себе и преуменьшение значения неудач как не относящихся к делу или тривиальных.
- 2. Предоставление примера — эта форма предполагает нечто большее, чем просто возможность копирования поведения лидера — она помогает последователям разделять убеждения и ценности лидера и означает, что лидер может оказать значительное влияние на поведение, мотивацию и удовлетворенность последователей. Например, сверхурочная работа или уважительный стиль взаимодействия с подчиненными.
- 3. Задание ожиданий высокого уровня, связанных с работой последователей, и при этом выражение уверенности в том, что подчиненный может решить задачу.
- 4. Создание привлекательного образа будущего или видения, связанного с ценностями и надеждами последователей.
- 5. Актуализация мотивации последователей (нацеленной на достижение видения) посредством воодушевляющих обращений и регулярных, которые подчеркивает эмоциональную привлекательность работы. Например, апелляция к мотивам достижения, присоединения или потребность победить конкурента.
Ситуации, способствующие проявлению харизматического лидерства, — это, прежде всего, экстремальные стрессовые ситуации. Они предоставляют наибольшую возможность для того, чтобы быть замеченным и проявить себя. Например, кризис в компании «Крайслер» в 1990;х гг., когда ежегодные убытки составляли 1 млрд долл., позволил проявиться харизме «Ли» Якокки[1] («Lee» Jacoca). Возникновение харизмы может быть связано также с характером работы. Например, Стив Джобс, основатель компьютерной компании Apple, обеспечил условия, способствующие проявлению харизмы и креативности. Он выделил группу молодых проектировщиков, возложил на них огромную ответственность и дал им столько свободы, сколько они хотели. Результатом работы команды стал компьютер Apple Macintosh, который благодаря своим характеристикам изменил наши представления о персональных компьютерах[2].
В целом результаты исследований подтверждают справедливость теории Р. Хауса. В одном из таких исследований объектом выступали президенты США. Политологи разделили всех президентов США на харизматических и нехаризматических. Далее анализировались содержание их инаугурационных речей — для выявления представлений, связанных с властью и биографии — для выявления харизматического поведения. Эффективность лидерства исследовалась на основе экспертных оценок, сделанных политологами, а также с помощью анализа экономических и социальных решений президентов.