Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Детство Владимира. В плену

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После трагической гибели Святослава в 972 г. его старший сын Ярополк унаследовал власть в Киеве. В усобице Ярополк убил Олега Святославича в 977 г. Спасаясь от сводного брата, Владимир с Добрыней отправились за Варяжское море и два года скрывались у короля Норвегии Хакона Могучего. Собрав военные силы для решающей схватки, Владимир вернулся в 979 г., отвоевал Новгород и пошел войной на Ярополка… Читать ещё >

Детство Владимира. В плену (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отнюдь не легкими были молодые годы Владимира, о чем настроенный про-варяжски летописец умалчивает. Его дядька Добрыня, впоследствии известный всем по былинным сказаниям богатырь, семь лет находился в рабстве, будучи конюхом в варяжском плену, но и самому Владимиру не удалось избежать незавидной роли сына пленницы. Однако плененная варягами дочь древлянского князя Малуша стала заложницей при дворе Ольги, а не наложницей Святослава. Ее княжеского достоинства не принизили до жалкой участи обыкновенной рабыни варяжского конунга. Малушу явно не считали обычной пленницей, ей удалось сделать головокружительную карьеру при дворе. Сделав ее ключницей — управляющей всем княжеским хозяйством, Ольга доверяла ей свою княжескую казну. Аналогично с сюжетом книги Бытия, проданный сводными завистливыми братьями в Египет, Иосиф достиг высшего придворного чина при фараоне и получил новое имя Цафнаф Панеах, однако он не мог изменить своего рабского статуса. Так и древлянские пленники Малуша и ее брат Добрыня оставались на положении пусть привилегированных, но рабов.

Ольга организовала с расчетом удержание в качестве заложников детей древлянского князя: пока они находились в плену у викингов, не нападали славянские дружинники, яростные дети тех, кто восстал против отвратительного вымогательства «князя-волка» Ингвара. Женитьба на дочери прежнего врага — одна из частых форм династического брака в древности, да и в последующие эпохи нередко случалась такая экзотическая разновидность семейных отношений. Судьба сына благородной пленницы поражает сочетанием несочетаемого1.

Из грязи в князи

Будь Владимир простым бастардом, незаконнорожденным, сыном наложницы, одной из сотен у любвеобильного Святослава, по законам той эпохи он попросту не мог стать претендентом на отцовский престол. Славянин по материнской линии, варяг — по отцовской, Владимир стал первым в историческом смысле этого слова русским. Хитроумный Ольгин замысел удался: ее внук получил право участвовать в борьбе за власть, однако, по правам отцовской линии родства, что отрицало славного рода матери. Наследница скандинавских морских разбойников весьма ловко устроила династический союз: именно этот брак и следует считать ее подлинной местью Ольги древлянам. Ведь этому племени, коренным жителям страны, не удалось сохранить, уберечь и передать по наследству законное, насчитывавшее не одно столетие, имя своей древней династии. Так канула древлянская слава в бурные воды реки Уж, на высоком берегу которой расположен Искоростень. Впрочем, суровое наказание забвением удалось осуществить только в подконтрольном варягам летописании. Вольная народная память, отраженная в былинах и сказаниях, не желая помнить потомков Рюрика, обращается к Владимиру как к родному, совсем по-славянски, Красно Солнышко, что означает потомок Даждьбога. На народное восприятие великих героев собственной истории месть Ольги не распространилась.

В годы юности Владимир сумел подготовиться к жесточайшей схватке за отцовский великокняжеский престол. В своей политической деятельности Владимир имел полное право опираться на помощь и поддержку славянских племен, верным его соратником стал родной дядя, сын Мала, Добрыня, воспетый как прославленный богатырь в народных сказаниях. Его имя знакомо по былинам, к нему прибавлена позднейшая вставка — отчество Никитич. Могучий богатырь славен победой над трехглавым Змеем, что навевает воспоминания о гигантском плуге Никиты Кожемяки, который создал Змиевы валы, охранявшие славянские леса от степняков. Родич будущего великого князя, знавший годы плена и рабства, князь Добрыня — сын и наследник древлянского правящего рода. Такого знатного воина всякий рад был бы иметь в своем окружении в период борьбы за власть!

В ПВЛ говорится: «В год 6478 (970) Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: „Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя“. И сказал им Святослав: „А кто бы пошел к вам?“. И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: „Просите Владимира“. Владимир же был от Малуши — ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: „Дай нам Владимира“, он же ответил им: „Вот он вам“. И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец»1.

После трагической гибели Святослава в 972 г. его старший сын Ярополк унаследовал власть в Киеве. В усобице Ярополк убил Олега Святославича в 977 г. Спасаясь от сводного брата, Владимир с Добрыней отправились за Варяжское море и два года скрывались у короля Норвегии Хакона Могучего. Собрав военные силы для решающей схватки, Владимир вернулся в 979 г., отвоевал Новгород и пошел войной на Ярополка. Необычное обстоятельство: кроме славян, реальной опорой Владимира стала и варяжская дружина, набранная им «за морем», пользуясь тем, что он, сын славного конунга Хельги-Хрёрекра, рожденный в Кёнугарде, в Гардарики, стране городов. Дружина не изменяла ему, ведь викинги также считали его своим.

В княжеской междоусобице Владимир стал выстраивать свою власть с опорой на прежде враждебные силы. Современникам и потомкам его власть казалась крепкой, так как князь не столько разделял людей в ненависти друг к другу, сколько с помощью особого обаяния соединял самых разных подданных во всеобщем добром к себе отношении. Впервые в отечественной истории на своем собственном примере Владимир Святославич стал национальным героем, реализовавшим во все века популярную в нашем отечестве метафору «из грязи в князи». Гонимый, отверженный, ущербный, испытавший позор плена, рабской участи, он снискал большую любовь соплеменников, чем старшие сыновья Святослава, которым легче было принять бразды правления по наследству. Заставивший себя пожалеть, а в нашем Отечестве означает — полюбить, Владимир одержал победу над своими сводными братьями в борьбе за княжеский киевский престол1.

Сопоставление летописных рассказов с известиями других русских источников, свидетельствами иностранцев: греков, арабов, немцев, скандинавов, а также с былинами способны прояснить историю его правления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой