Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие транспортных систем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политика развития общественного транспорта тесно увязана с потребностями снижения расходов общества на поддержание требуемого уровня мобильности населения. Связанная с повышением качества жизни потребность в увеличении ресурсов не может быть компенсирована непрерывным увеличением расходов, поэтому необходимо снижение себестоимости потребляемых ресурсов. В современных условиях в первую очередь это… Читать ещё >

Развитие транспортных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Потребности современной экономики и общества в транспортных услугах

Логика развития современного общества свидетельствует о возрастающей роли транспорта в экономической и социальной сферах.

Глобализация экономических процессов приводит к увеличению доли распределенных производственных систем, в которых отдельные производственные циклы реализуются в условиях минимальной себестоимости. На выбор места производства в этом случае влияют условия экономической деятельности, наличие доступных ресурсов и т. д., причем совокупность влияния этих факторов превышает возрастание транспортных расходов. Развитие распределенных производств также приводит к повышению требований к уровню организации и технологии работы транспорта в соответствии с требованиями реализуемых технологических процессов.

Для общества условия обеспечения мобильности стали неотъемлемой частью уровня жизни. Обычно под мобильностью понимается в самом широком смысле возможность интеллектуального, профессионального, социального и пространственного обмена. Что касается транспорта, то под мобильностью мы будем понимать возможность пространственного перемещения людей. При этом повышение мобильности всегда находится в противоречии с возможностями соответствующей инфраструктуры. Еще в прошлом веке стало ясно, что повышение мобильности путем обеспечения возможности приобретения автомобилей ведет в тупик, так как невозможно построить адекватную транспортную сеть даже в условиях отсутствия финансовых ограничений по причине дефицита свободных площадей и экологических последствий. Основным глобальным итогом экологических последствий от широкого использования автомобилей наряду с промышленной и аграрной деятельностью стало потепление климата на нашей планете. Из-за этого уровень Мирового океана уже поднялся на 20 см и все чаще приходится сталкиваться с масштабными природными катаклизмами.

В связи с этим в Европе уже в конце прошлого века в транспортной политике взят курс на ограничение использования в крупных городах личного транспорта и развитие общественного с высоким уровнем качества обслуживания. В этом контексте любопытно проследить основные тенденции развития общественного транспорта в нашей стране и Европе, этапы которого сведены в табл. 4.1.

Политика развития общественного транспорта тесно увязана с потребностями снижения расходов общества на поддержание требуемого уровня мобильности населения. Связанная с повышением качества жизни потребность в увеличении ресурсов не может быть компенсирована непрерывным увеличением расходов, поэтому необходимо снижение себестоимости потребляемых ресурсов. В современных условиях в первую очередь это относится к энергетике и транспорту.

На рис. 4.1 на примере крупнейших городов приведено соотношение между уровнем развития общественного транспорта и затратами городского бюджета на обеспечение мобильности населения. Хорошо видно, что развитие общественного транспорта в целом экономически эффективно для общества.

Таблица 4.1

Этапы развитии общественного транспорта.

Период.

СССР / Россия.

Западная Европа.

До 70-х годов XX века.

Планомерное развитие общественного транспорта как основного вида транспорта для населения Административное ограничение количества личного транспорта.

Бурное развитие автомобилизации Использование общественного транспорта как вспомогательного.

Конец XX века.

Почти полное прекращение финансирования общественного транспорта Бурное развитие автомобилизации.

Приватизация общественного транспорта для увеличения инвестиций в его развитие при строго регулируемом рынке услуг.

Начало XXI века.

Приватизация общественного транспорта для увеличения инвестиций в его развитие при слабо регулируемом рынке услуг.

Введение

экономических мер ограничения использования личного транспорта.

Например, в Сингапуре, по численности населения равном Хьюстону, на общественном транспорте совершается более половины всех поездок. При этом расходы бюджета на транспорг меньше на 10 млрд долл., что составляет примерно 3 тыс. долл, на одного жителя при существенно лучшей транспортной доступности. Это реальный пример той нагрузки, которую несет экономика за попытку решить проблемы мобильности только за счет личного транспорта, а, как видно на рис. 4.1, в Хьюстоне на личном транспорте совершается более 95% всех поездок.

Затраты на поддержание мобильности в зависимости от использования общественного транспорта.

Рис. 4.1. Затраты на поддержание мобильности в зависимости от использования общественного транспорта.

Помимо затрат на транспортную инфраструктуру население все больше времени вынуждено проводить в поездке. В таких городах, как Хьюстон или Рим, это время составляет более полутора часов в день. Из крупных городов мира лучший показатель достигнут в Копенгагене, где каждый день жители тратят на поездки не более 50 мин.

В связи с тем, что в среднем в крупнейших городах мира количество автомобильного транспорта возрастает на 10% в год (до 20% в развивающихся странах) можно сделать вывод, что города без развитого общественного транспорта не имеют экономической перспективы развития, так как все большая доля городского бюджета будет тратиться на поддержание возможности функционирования личного и грузового автотранспорта[1].

Структурная модель смещения спроса на использование личных автомобилей приведена на рис. 4.2. Здесь же курсивом в овальных текстовых блоках перечислены основные мероприятия, которые могут замедлить негативные тенденции увеличения использования личного транспорта или даже, наоборот, вызвать снижение количества автомобилей, используемых в городе.

Структурная модель увеличения использования доли личного транспорта в поездках населения.

Рис. 4.2. Структурная модель увеличения использования доли личного транспорта в поездках населения.

В связи с изменением роли общественного транспорта в достижении мобильности изменяется и оценка эффективности его работы. Если раньше основными критериями оценки были такие показатели, связанные с оценкой объемов выполненной работы, как суммарный пробег подвижного состава, предоставленные место-километры и т. п., то теперь в основе оценки должны лежать показатели, связанные с удовлетворением потребности населения в транспортных услугах: среднее время ежедневных поездок, скорость доставки и т. п. В этой связи возрастает значение маркетинга как основного инструмента для проектирования интегрированных транспортных систем, в наиболее полной мере удовлетворяющих потребности населения. В таких системах различные виды транспорта комплексно используются для достижения максимально качественной транспортной услуги. Например, во многих крупных аэропортах созданы экспрессные системы внеуличного транспорта для доставки пассажиров в центральные районы городов, что позволяет сократить общее время поездки пассажиров.

Таким образом, развитие общества и экономики тесно связано с развитием транспортных систем. Эта связь взаимна. Новые возможности транспортных систем позволяют повысить эффективность экономики. Так было, когда на морских судах паруса заменили двигатели, что позволило организовать массовые доставки сырьевых товаров из Африки и Азии независимо от погодных условий и способствовало росту промышленности Европы. В той же Европе развитие специализации промышленных предприятий основывалось на появлении широкой сети скоростных дорог и большегрузного экономичного автотранспорта. С другой стороны, рост потребности экономики в сырьевых ресурсах вызвал необходимость строительства супертанкеров, требования экологии — появление гибридных и электрических автомобилей. Таких примеров можно привести много.

  • [1] www.uitp.com — UITP Millennium Cities Database for Sustainable Transport — Официальный сайт Международного союза общественного транспорта. 196
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой