Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Что составляет особую систему функций этикета?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функция обеспечения дисциплины взаимодействий в коммуникативном общении — одна из важнейших, так как вне ее поля трудно удерживать норму взаимосвязей. Отметим, что само понятие дисциплины созвучно сущности этикета, ибо дисциплина — это «определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации». Вместе с тем этикет… Читать ещё >

Что составляет особую систему функций этикета? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особая роль принадлежит следующим этикетно-коммуникативным функциям: субординационной; управленческой; регулятивно-взаимоотношенческой; психологического воздействия; адаптации; обеспечения дисциплины взаимодействий в коммуникативном общении.

Субординационная функция этикета проявляется через правила взаимоотношений: людей разных полов, разного возраста, здоровья, должностного положения. При этом известно, что более сильные физически люди должны отдавать предпочтение менее сильным; мужчины — женщинам (за исключением следующих ситуаций: в лифт первым входит мужчина, а выходит — женщина; в опасное пространство первым идет мужчина; в случае препятствия мужчина идет впереди; из транспорта первым выходит мужчина и подает руку выходящей женщине). Безусловна помощь и первенство предпочтения — детям, старикам, больным, инвалидам.

Говоря о служебной субординации, подчеркнем, что многое здесь оговорено в специальных документах (воинские уставы, служебные инструкции, положения, наставления и т. д.). Однако при этом напомним, что младший по возрасту должен уступать дорогу более старшему, а более воспитанный всегда первым выполняет должное. Как часто сегодня встречается совершенно неэтикетное поведение молодежи в офисах, в вузах: при входе и выходе из помещений они не пропускают (не уступают пути) преподавателей, людей почтенного возраста; чуть ли не сбивают их с ног в коридорах; не встают в аудиториях, когда входит педагог; случается, что первыми протягивают старшим руку, здороваясь; не уступают старшим места в транспорте и т. д.

Управленческая функция этикета связана с нормированными правилами подчинения (в соответствии с корпоративными и профессиональными требованиями). С другой стороны, этикетности управленческой деятельности противоречит: бюрократизм, ибо для бюрократа дело — игра, а корыстолюбие — стержень личной жизни; этикетный цинизм, когда начальник «тыкает» направо и налево, не следит за своей речью, переходя на ненормативную лексику; когда в ответ на приветствие вальяжно «подает» руку или «барски» хлопает по плечу, приговаривая «здравствуй, голубчик… дружок…» и т. д.

Противостоит управленческой этикетности и «чиновничья псевдодоброта», когда, оказывая внимание, учтивость, удовлетворяя просьбу, функционер или ловко «спихивает» решение вопроса на других, или проявляет «доброту» за счет коллектива, заставляя других «изворачиваться» на грани установленных норм и правил.

Регулятивно-взаимоотношенческая функция этикета исходит из сути межличностных отношений: а) «система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием, организацией совместной деятельности и ценностями»; б) «отношения между членами группы, обусловленные их личностными качествами, а не формально предписанными ролями и функциями»[1]. Следует вслед за этим отметить, что «ожидания… относительно друг друга» как раз и определяются «предсказуемостью» (или «непредсказуемостью») в том числе и этикетной — каждого из «членов группы».

Включают также этикетные показатели и «личностные качества», ибо личность, по утверждению Л. Хьелла и Д. Зиглера — авторов фундаментального труда: «Теории личности» — есть одновременно: индивидуальность; объект; субъекты «ответчик» за поведение…[2]

Функция психологического воздействия этикета связана и с ритмом, знаковой организацией действия, и с его эмоциональной динамикой (одно дело «шумно» вести себя, другое дело — «сдержанно»), и с манерой речевого общения (частое, «мельтешное» говорение отпугивает, порождает впечатление суетной неустойчивости, нервозности, скрытого или явного подвоха), и с цветом одежды: красное — агрессивное, возбуждающее начало; белое и голубое — успокаивает, стабилизирует эмоции; желтое помогает при состояниях меланхолии и подавленности, предполагает радость. Это цвет интеллекта, активной перцепции. Оранжевый — объединяет физическую энергию, оживляет эмоции и создает хорошее самочувствие. Фиолетовый — воодушевляющий, одухотворяющий цвет, он настраивает на согласие[3].

Психология этикета проявляется, наконец, и в полярности энергии поведения: она или «заряжает», или «расхолаживает». Вероятно, тому виной искренность поведения, сердечность или прохладность, натянутость, которые по своей природе реактивны.

Поведение так же может носить «наступательный» характер или «предупредительный», или «извинительный». Во всех этих случаях энергия поведения различна.

Функция адаптации (адаптивная) исходит из того, что этикет позволяет ориентироваться человеку в пространстве любого общения, не изобретая системы взаимосвязей «по вертикали» (начальник—подчиненный), «по горизонтали» (общение равных и по званию, и по положению), «по диагонали» (между людьми, не связанными соподчиненными отношениями). Этикет позволяет сразу ориентироваться во всех «координатах общения» и определять верный выбор своего ролевого поведения, что очень важно в системе коммуникативных отношений.

Функция обеспечения дисциплины взаимодействий в коммуникативном общении — одна из важнейших, так как вне ее поля трудно удерживать норму взаимосвязей. Отметим, что само понятие дисциплины созвучно сущности этикета, ибо дисциплина — это «определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации»[4]. Вместе с тем этикет наполняет специфическим содержанием самодисциплину личности как ее способность к самоорганизации для достижения целей в коммуникативных взаимосвязях. Здесь уместно отметить и то обстоятельство, что этикет есть самоограничение, но осуществляемое на основе выбора. Именно данное обстоятельство возводит этикетность личности в определенный маркер ее коммуникативной культуры, так как культура проявляется на уровне взаимоотношений — в разумном самоограничении субъектов общения[5]. В данном плане интересное суждение выдвигает автор книги «Введение в российскую деловую культуру» П. Н. Шихирев: «Какую бы из ныне существующих теорий культуры мы ни взяли, в ней по меньшей мере не отрицается, что речь идет о результате человеческой жизнедеятельности; о формировании неких стандартов, образцов, правил, норм; о развитии исходных позиций, стремлении к улучшению; об объективности… некой… реальности, с которой необходимо считаться, которую нельзя не учитывать, которая имеет столь же принудительно действующие законы, как законы природы, и, будучи результатом прошлой деятельности людей, регулирует их настоящее, управляет им и предопределяет будущее»[6][7][8].

Следует также указать на защитную функцию этикета в коммуникативном общении. В этом смысле этикет реализует одну из коренных, по мысли известного психолога — А. Г. Маслоу (США), потребностей человека — потребности в безопасности, связанной «…с защитой индивидом своей жизненной среды в физическом и социокультурном смыслах».

Так, например, этикетом предусмотрена безопасная зона человека в общении: 15—40 см от общающегося. Доверие — вот условие, при котором мы добровольно пускаем кого-либо в эту свою зону. В остальных случаях мы испытываем опасение. За интимной зоной следует персональная — 0,4—1,5 м. Это зона общежитейского общения и взаимоотношений на приемах, встречах. Общественная зона — 1,5— 3,5 м. Это расстояние, которое люди устанавливают при взаимодействии с чужими (например, с мастером по ремонту, с почтальоном и т. п.).

Открытая зона — дистанция, превышающая общественную зону и возникающая в социокультурной сфере общения: в классной аудитории, при проведении семинаров, встреч, собраний3 4.

Таким образом, анализ функций этикета убедительно демонстрирует то, что он является важной составной частью коммуникативной культуры. Этикет, составляя ритуализированный знаковый аспект человеческих коммуникаций, поддерживаемых общественным мнением, является полифункциональным фактором регуляции коммуникативных взаимосвязей.

  • [1] Социологический энциклопедический словарь. М., 1988. С. 228.
  • [2] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2000. С. 24.
  • [3] Андрианова И. В., Демидов Г. И. Цветотерапия. М., 1991. С. 40—50.
  • [4] Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 73.
  • [5] Ремизов В. А. Культура личности: ценностно-мировоззренческий анализ. М., 2000.
  • [6] Шихирев П. Н.

    Введение

    в российскую деловую культуру. М., 2000. С. 15.

  • [7] Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  • [8] Шепелъ В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М., 2002. С. 227—229.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой