Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средневековые рыцари. 
История средних веков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ровена была прекрасно сложена и высока ростом, но не настолько высока, однако ж, чтобы это бросалось в глаза. Цвет ее кожи отличался ослепительной белизной. Ясные голубые глаза смотрели из-под тонких бровей каштанового цвета. Казалось, они были способны как воспламенять, так и умиротворять, как повелевать, так и умолять. Кроткое выражение больше всего шло к ее лицу. Однако привычка ко всеобщему… Читать ещё >

Средневековые рыцари. История средних веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первый вариант изучения темы

Урок — практическое занятие с игровой ситуацией и групповой работой.

План урока

  • ? 1. Происхождение средневекового рыцарства. Его место и роль в средневековом обществе.
  • ? 2. Воспитание рыцаря. Обряд посвящения в рыцари.
  • ? 3. Рыцарские доспехи.
  • ? 4. Гербы рыцарских родов.
  • ? 5. Феодальные замки.
  • ? 6. Занятия рыцарей: войны, пиры, охота, турниры.
  • ? 7. «Кодекс рыцарской чести». Мировоззрение рыцарей.
Средневековые рыцари. История средних веков.

Опережающее домашнее задание:

  • а) несколько человек готовят инсценировку ритуала посвящения в рыцари;
  • б) остальной класс делится на четыре группы, каждая группа получает одну из тем: «Одежда средневековых рыцарей», «Рыцарские гербы», «Феодальные замки», «Повседневная жизнь, занятия рыцарей», тексты, вопросы и задания к ней. Учащиеся могут также использовать дополнительную литературу, например:

Шпаковский В.О. Рыцари средневековья. М., 1997.

Конан Дойль А. Белый отряд // Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. М., 1966.

Скотт В. Айвенго. М., 1990. Гл. I.

Энциклопедия для детей: Всемирная история. Т. 1. М., 1997.

в) каждая группа готовит выступление по своей теме, иллюстрации к ней, отвечает на вопросы.

Г Вводное слово учителя

^ Учитель отмечает, что образ средневекового рыцарства один из самых ярких в изучаемой эпохе. Рыцарям посвящено огромное количество романов, художественных фильмов самых известных писателей и режиссеров. Но наряду с достоверными фактами в этих произведениях часто встречаются и не соответствующие действительности. Уроки, посвященные средневековому рыцарству, позволят выяснить, каким оно было на самом деле.

1. Вопрос о происхождении средневекового рыцарства и его месте в обществе возможно изучать на основе беседы с классом.

ч Вопросы для учащихся.

  • 1. Что такое феод и кто такой феодал? Когда в Европе появились феодалы?
  • 2. Какой род войск составлял основу войска Карла Великого?
  • 3. Что означает в современном языке слово «рыцарь»? Знаете ли вы, что оно означало в средневековье?
  • 4. Чем занимались феодалы или рыцари в средние века?
  • 5. Сравнивая средневековое общество с человеческим организмом, в средние века считали, что ноги — это крестьяне (как мы уже знаем), а вот с какой частью тела могли сравнивать феодалов, т. е. «воюющих»? Объясните свое мнение.

Выяснить, что ученики знают о средневековых рыцарях, позволит небольшая игровая ситуация. На каждый ряд раздается лист бумаги, на котором ученики пишут слово или словосочетание, связанное с темой «Рыцарь». Написав слово, ученик закрывает его и передает лист следующему. Выигрывает тот ряд, который напишет быстрее и больше слов. При обсуждении написанного учитель может также задавать дополнительные вопросы, которые позволят систематизировать предварительные знания учащихся по данному вопросу.

Учитель уточняет, что в Западной Европе со времен Карла Мартелла и Карла Великого распространилось преимущественно конное войско (в отличие от Византии, где пехота играла заметную роль). При этом конного воина, несущего вассальную службу своему сеньору, до XI в. называли «милее» (лат. воин). Это уже человек, полностью отказавшийся от участия в какой бы то ни было хозяйственной деятельности и все свое время посвятивший военному делу. Французы называли конного воина шевалье, от слова «шеваль» — лошадь (вспомните роман «Три мушкетера»), в Германии — риттером («всадником»), а уже в русском языке это слово переиначилось в «рыцаря».

Необходимо подчеркнуть, что рыцари были необходимой частью общества, так же как крестьяне и духовенство.

2. Следующие этапы урока связаны с изучением жизни и быта рыцарей средневековья. Вначале можно дать ученикам задание.

ч Задание для учащихся На основе отрывков сделайте выводы о том, чему учили знатных детей и какие умения были наиболее важны для рыцаря.

  • а) В средневековой поэме о Гильоме-Оранжском знатная дама, отправляя письмо родственнику короля, говорит посланцу: «Гильому отвези письмо вот это. Пусть даст его прочесть он грамотеям и, выслушав, в нем каждой букве верит».
  • б) В немецкой поэме «Кудруна» сказано: «Когда один посланец — он грамоте умел — прочел герою письма…»
  • в) Во французском средневековом романе «Флуар и Бланшефлор» (XII в.) описывается воспитание детей в знатных семьях:

Всего в пять лет и две недели Латынь усердьем одолели, А на пергамене письмо Как бы давалось им само.

г) Д. Чосер характеризует дворянина XIV в.:

Изрядно песни складывать умел, Умел читать он, рисовать, писать, На копьях биться, ловко танцевать…

Учащиеся делают выводы о том, что умение читать и писать было для рыцаря не самым главным. Наиболее важным было научиться ездить верхом, владеть мечом и копьем, быть галантным, петь, танцевать.

Переход во взрослое состояние сопровождался обрядом посвящения в рыцари. Об этом обряде может рассказать учитель, либо учащиеся разыгрывают подготовленную заранее сценку (разыгрывается ситуация, выделенная курсивом).

Театра.гизованное представление

Действующие лица: посвящаемый в рыцари;

несколько рыцарей, которые совершают обряд посвящения.

Один ученик играет роль лошади.

Реквизит: шпоры, меч, копье, мишень (изготавливаются из картона и оборачиваются фольгой); элементы костюмов.

Посвящение в рыцари.

Посвящение знаменовало переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало длительный, семилетний искус, когда юноша в качестве слуги и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.

Церемония состояла из нескольких этапов. Прежде всего ему надевали шпоры и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом — самым почетным оружием. Затем посвящающий нано— сил юноше удар ладонью по затылку или по щеке — единственную в жизни пощечину, которую, по словам хрониста Ламберта Ардрского, рыцарь может получить, не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.

…Постепенно церковь вводит церемонию в религиозные рамки… Накануне посвящения юноша должен был бодрствовать всю ночь в часовне, затем на рассвете ему надлежало возложить свое оружие на алтарь и посвятить его Богу, выстоять мессу и получить причастие. В ритуале посвящения огромную роль играла символика цвета и предметов. На юношу надевали белую рубаху из полотна или шелка — символы его чистоты, а сверху алое сюрко — знак крови, которую он прольет во имя церкви. Его шосс (штаны, обтягивающие ногу), были коричневого цвета, ибо человеку суждено вернуться в землю… Навершие меча было украшено крестом, а двулезвиевый клинок считался символом стойкости и верности в защите слабого против сильного и бедняка против богатого85.

Затем учитель может предложить классу проанализировать стихотворение, рассказывающее о посвящении в рыцари.

«Аспремонтская песнь» (XII в.).

Держа в руках острый Дюрандаль, Король извлек его из ножен и вытер клинок, Затем опоясал им своего племянника Роланда.

И вот апостолик освятил его.

Король с негромким смехом сказал ему:

Я опоясываю тебя этим мечом с пожеланием, Чтобы Бог даровал тебе мужество и храбрость, Силу, мощь и великую смелость, И великую победу над неверными.

И Роланд ответил с радостью в сердце:

Да обрету я их Господним благим промышлением.

Когда король опоясал его стальным мечом, Герцог Немский преклонил колено И правую шпору Роланду приладил, А левую надел благородный Ожье датчанин86.

Вопросы и задания для учащихся.

  • 1. Сравните это описание обряда посвящения с уже известными сведениями. Какие этапы обряда здесь не описаны?
  • 2. О героях какого известного литературного произведения идет речь в стихотворении?
  • 3—6. Изучение этих разделов темы урока возможно двумя путями.
  • 1- й вариант. Учитель может пойти по наиболее простому пути и рассказать о разных сторонах жизни рыцарей самостоятельно, задавая по ходу изложения вопросы учащимся. Эти разделы темы можно также рассматривать на основе текстов художественных произведений, если не предполагается отдельный урок по их изучению. Целесообразно также использовать фрагменты художественного фильма «Айвенго» — штурм замка и рыцарский турнир, которые там очень хорошо показаны. При просмотре этих эпизодов перед учениками ставятся вопросы и задания, выполнение которых затем проверяется.
  • а) Какие орудия и оружие использовались при штурме замка? Как действовали осажденные и осаждающие?
  • б) Изложите правила проведения рыцарского турнира, функции герольдов, роль прекрасной дамы на турнире.
  • 2- й вариант. В сильном классе изучение этого материала можно организовать в группах, которые заранее готовятся к выступлению по предложенным текстам и дополнительной литературе. На уроке каждая группа излагает результаты своей работы, демонстрирует наглядные материалы, которые ими подготовлены.

Тема 1. Как одевались средневековые рыцари

а) Период с X по XIII в. специалисты называют «веком кольчуги». Однако кольчужные брони стоили дорого, так как не хватало металла и процесс производства был достаточно сложным для средневекового человека. В конце X в. комплект вооружения, причем не очень-то даже и сложного, вместе с конем оценивался в 45 коров или 15 кобылиц — стадо или табун целой деревни!

Среди важнейших источников, по которым мы можем судить, каким образом снаряжались рыцари XI в., является знаменитый ковер из Байе. Это огромное, длиной 75 метров и шириной.

  • 70 сантиметров, вышитое шерстяными нитками восьми цветов льняное полотнище, на котором руками королевы Матильды и ее придворных дам воспроизведено завоевание Англии ее мужем герцогом Нормандии, известным под именем Вильгельма Завоевателя.
  • б) Виды брони. Во-первых, использовались брони из нашитых на кожу металлических колец, каждое из которых с другими кольцами не соединялось.

Другой разновидностью защитной одежды являлась стеганая броня из двух слоев кожи, причем можно предположить, что внутри каждого стеганого квадрата находилась кованая металлическая пластинка. Такая одежда представляла собой нечто вроде кафтана, который завязывался на спине или же надевался при помощи слуг через голову.

Металлическая чешуя также, по-видимому, нашивалась на матерчатые либо кожаные кафтаны.

Основным оборонительным вооружением рыцаря была кольчуга, сплетенная из стальных колец, иногда в два-три слоя. Она имела разрез спереди и сзади (для удобства при верховой езде) и свисала до колен. Под кольчугой носили стеганую рубаху. Достоинством кольчуги была ее подвижность, соединенная с прочностью (эпоха рыцарей в кольчугах закончилась в XIV в.). Кольчуга выходит на первое место, потеснив чешуйчатые и пластинчатые доспехи — более надежные, но и более тяжелые, тогда, когда распространяются щиты каплевидной формы, закрывавшие почти всю фигуру воина. Эти шиты делались из кожи, были снаружи слегка выпуклыми, с большим бронзовым умбоном (выступом). Такие щиты надежно укрывали от стрел, а меч и копье, если их пробивали, могли застрять или даже сломаться, стоило только принять удар на умбон.

В конце XI в. рыцари начинают надевать на ноги кольчужные чулки, а сама кольчуга дополняется длинными рукавами с перчатками и капюшоном. Полное прикрытие воина завершал шлем. Голову закрывал капюшон, подбитый мягкой материей, а шлем надевали поверх него. Первоначально он представлял собой куполовидный железный головной убор с наносником и нащечниками. Такие шлемы делались клепаными из четырех и более сегментов, но по мере совершенствования кузнечного дела их стали ковать из одного куска. С конца XII в. появляются более массивные горшковидные шлемы, которые покрывали голову целиком и опирались на плечи. Верхушка у них загибается вперед или же сам шлем как бы «распухает», приобретая яйцеобразную форму. Эти изменения приводили к увеличению внутреннего объема шлема и увеличивали защитный эффект, так как стенки непосредственно к голове уже не прилегали.

Основным наступательным оружием рыцаря были длинное копье (3—3,5 метра, а к XIV в. — 4,5 метра). Оно состояло из ясеневого древка и железного наконечника; под наконечником прикрепляли флажок. Применение такого копья стало возможным только после внедрения стремян: они давали всаднику опору, без которой он не мог бы действовать огромной пикой. Копье редко переживало одно сражение.

Помимо недолговечного копья рыцарь был вооружен железным мечом. С X в. распространяются массивные и длинные, до метра, мечи с полукруглыми набалдашниками и прямой крестовиной. Мечам давали личные прозвища (у Ролланда — Дюрандаль, а у короля Артура — Эскалибур), их рукояти украшали драгоценными камнями, они переходили от отца к сыну, о мечах складывались легенды86.

  • в) «Два опытных оруженосца хлопотали вокруг короля и с трудом натянули на плотное королевское тело длинную кольчугу. Железные поножи были уже на ногах у Генриха. Для защиты головы в рыцарском вооружении на нее надевалась отдельная кольчужка, сверху клалась круглая железная шапочка, и только поверх всего водружался кованый конический шлем с короткой пластиной для защиты лица. При таком вооружении можно рассчитывать, что голова не пострадает от удара боевым топором или мечом. Две перчатки, тоже сплетенные из железных колечек, прикреплялись к рукавам кольчуги крепкими ремнями» 87.
  • г) Вольфрам фон Эшенбах. «Парцифаль», около 1200—1220 гг.

…Граф был и впрямь похож на бога, Сверкая с головы до ног.

На шлеме — капельки росы, Лицо — божественной красы, Огнем горят кольчуги кольца, И золотые колокольцы Свисают с правого плеча, Чтоб при подъятии меча Они своим чистейшим звоном Врагу напомнили о том, Кто кончит бой непобежденным —.

Не на щите, а со шитом…

Вопросы и задания для учащихся.

  • 1. Нарисуйте на отдельных листах элементы доспехов и оружия рыцарей. Используйте рисунки при рассказе на уроке.
  • 2. Какие материалы использовались для изготовления рыцарской брони и вооружения?
  • 3. Как менялись со временем доспехи и оружие рыцарей?
  • 4. Какие особенности внешнего вида рыцаря описаны в стихотворении фон Эшенбаха? Как автор относится к своему герою?
  • 5. Что означает выражение «не на щите, а со щитом»?

Тема 2. Рыцарские гербы

  • а) На щите, а иногда и на сюрко (безрукавка из дорогой материи, с разрезами по бокам, а иногда — спереди и сзади), надевавшемся поверх кольчуги, был изображен герб рыцаря. Главнейшая часть герба — так называемый шит, который мог иметь треугольную, овальную или иную форму. Щит герба расписывался разными красками (червленой, лазурной, зеленой); его украшали символические изображения (для чего использовался горностаевый или беличий мех) и геральдические фигуры (лев, леопард, волк, орел и др.). Из военного обихода гербы очень быстро проникают в повседневную жизнь, ими украшают мебель. Костюмы носят в соответствии с цветом герба, а помимо того покрывают одежду аппликациями и вышивками, изображающими герб. Если щит герба состоял из двух или четырех частей разного цвета, то сюрко знатного человека также составлялось из двух или четырех кусков разных материй88.
  • б) Появление рыцарских гербов относится к XI—XII вв. Рыцари выходили на бой (во время турнира или войны) закованные в латы и другие доспехи, и их практически нельзя было узнать. Поэтому появляются отличительные знаки. Их обычно помещали на щите. Отличительным знаком служило также украшение шлема — клейнод. Такие эмблемы понимались каждым, они позволяли в бою отличить своего от чужого, обозначить место сбора войска. Чаще всего в гербе старались запечатлеть собственные ратные подвиги.

Герб (нем. ЕгЬе — наследство) — эмблема с определенными символическими фигурами, выражающая исторические традиции владельца и передающаяся из поколения в поколение.

Вначале гербы рыцарей составлялись совершенно произвольно (чаше всего из элементов вооружения), но получалась большая путаница. Постепенно выработали определенные правила составления гербов.

  • в) «То там, то тут маленький герб в окне без стекла показывал, что здесь остановился рыцарь или барон. Гербы прочитывались лучше, чем надпись, потому что лучник, как и большинство людей его возраста, был хорошо осведомлен относительно общепринятых геральдических знаков.
  • — Вон „Голова сарацина“ сэра Бернарда Брокаса, — заявил он. — Я видел его в последний раз во время схватки при Пуатье лет десять тому назад, он держался очень мужественно. Он состоит королевским конюшим и может не худо спеть веселую песню, хотя его не сравнить с сэром Джоном Чандосом: тот всех опередит за столом и в седле. А вот три ласточки на лазурном поле — это, должно быть, кто-то из семьи Латтрелов. Судя по лунному серпу, вероятно, второй сын старого сэра Хью; у него стрела прошла через лодыжку при взятии Роморантэна — он ринулся в драку, прежде чем оруженосец успел надеть ему ножные латы. А вот петушиное перо — старинный знак де Бреев. Я служил под началом сэра Томаса де Брея, тот бьш весел, как сорока, и страстный фехтовальщик, пока так не растолстел, что доспехи на него не лезли»8'.
  • г) История многих рыцарских гербов поистине удивительна, столь тесно переплелась она с историей отдельных народов и государств. Так, например, в одном из крестовых походов белые одежды храброго австрийского герцога были так залиты кровью его врагов, что только под поясом оставались белыми. Герцогу был дан новый герб — в красном поле белый пояс; эти цвета до сих пор сохранились в государственном гербе и флаге Австрии.

Красно-золотой герб Арагона тоже родился на поле брани: французский король Карл Лысый в знак восхищения мужеством раненого герцога Готфрида Арагонского обмакнул пальцы в кровь рыцаря и по золотому полю его щита провел четыре красные полосы.

За смелость и верность долгу в XV в. был пожалован герб старейшему шотландскому роду Дугласов: «Червленое (красное) сердце, увенчанное королевской короной» и девиз «Исполнить или умереть!».

По приказу Людовика XI был изменен герб рыцаря Жана д’Авена, оскорбившего мать. В наказание гордый лев, украшавший его герб, остался без языка и когтей.

На гербе французского короля Хильдеберта изображена рысь за решеткой. Так была увековечена память о том, что Хильдеберту удалось взять в плен другого могущественного короля.

Как правило, наиболее сложные гербы были у тех, кому рыцарское звание жаловалось за какие-то выдающиеся заслуги, и тогда герб составляли таким образом, чтобы лишний раз подчеркнуть его «пожалованность» и, конечно же, показать, за что именно данный человек удостоился герба. Например, герб Христофора Колумба, данный ему в 1492 г. после открытия Америки вместе с титулом вице-короля новых земель, выглядел так: «В первом красном поле четверочастного щита — замок (эмблема Кастилии), во втором серебряном поле — лев (эмблема Леона), в третьем зеленом поле, изображавшем море, — пять серебряных островов и в четвертом голубом поле — пять золотых якорей». Щит увенчивался шлемом, украшенным земным шаром с крестом. Девиз гласил: «Для королевства Кастилии и Леона Колумб открыл Новый Свет».

А вот знатный итальянский род Медичи получил свое имя от слова «медик», «аптекарь», и в их гербе на золотом фоне красовались пять красных пилюль90!

Вопросы и задания для учащихся.

  • 1. Почему у рыцарей появилась необходимость составлять гербы?
  • 2. Где помещались гербы?
  • 3. Не кажется ли вам странным, что гербы в средние века прочитывались лучше, чем надпись? Объясните, почему так было?
  • 4. Почему на гербах рыцарских родов появлялись те или иные изображения? Можно ли было по своему усмотрению изменить герб?
  • 5. Нарисуйте гербы по словесным описаниям. Не забудьте все правила составления гербов (см. лист-справочник). Как герольд подробно «расшифруйте» значение герба.
  • 6. Придумайте свой девиз.
  • д) Правила составления гербов.

Лист-справочник.

Основа герба — щит:

  • •треугольный — варяжский, норманнский;
  • •овальный — итальянский;
  • • квадратный с округлостью внизу — испанский;
  • • четырехугольный с заострением внизу — французский;
  • • фигурный — немецкий.

При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и серебро), меха (горностаевый — черные хвостики на белом фоне и беличий — чередование белых и черных языков).

Щиты были однотонные или с несколькими частями: пересеченный, скошенный справа или слева.

Средневековые рыцари. История средних веков.

Цвета, использовавшиеся на гербах, служили символами тех или иных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, при нанесении герба на металлическую посуду, использовали условное их обозначение в виде штриховки.).

Символика цветов на гербах:

Средневековые рыцари. История средних веков.

Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его род. Символика изображений на щитах:

  • • лев — отвага, сила, гнев, великодушие;
  • • журавль — бдительность и осторожность;
  • • лилия — расцвет и успех;
  • • единорог — непобедимость;
  • • гриф — неустрашимость и свирепость;
  • • кошка — независимость;
  • • волк — злость, жадность;
  • • кабан — бесстрашие;
  • • петух — воинственность;
  • • павлин — хвастовство;
  • • розы — чистота, святость;
  • • лилии — расцвет;
  • • ключи — открытость.

Кроме того, существовало бесконечное множество всяких других фигур и эмблем, позволявших обозначать в иносказательной форме чуть ли не все качества и деяния человеческого рода (это могли быть неодушевленные предметы, животные, растения, мифические персонажи и др.).

Внизу щита ломещался девиз; он, как правило, не менялся со временем.

Тема 3. Феодальные замки

а) Первые замки появились в X в., а в XI в. началось их массовое строительство по всей Западной Европе. Только в Англии всего за несколько лет их было построено около 300!

В X в. замок — это деревянная прямоугольная в плане башня (донжон), возведенная на естественном или насыпном холме. Она окружена валом, палисадом и рвом. Донжон разделялся деревянными перекрытиями на несколько ярусов-этажей, сообщение между ними поддерживалось по приставным лестницам, которые убирались во время опасности через люки, прорезанные в перекрытиях. Нижний ярус мог быть забит балластом, и вход (также по приставной лестнице) вел сразу на второй этаж, плохо освещенный и служивший складом. Жилище феодала и его семьи находилось на третьем этаже, здесь помещался очаг с козырьком. Слуги размещались выше. В нижнем этаже иногда устраивали колодец.

Внешне донжон — очень внушительное сооружение, а вот внутри (из-за толщины стен) вовсе не такое просторное, как можно было подумать, стоя снаружи. Как правило, в башне было три зала, один над другим, разделенные деревянными перекрытиями. В залах могло размещаться несколько комнат, кухня и оружейная. В ту пору так жили все, и даже у самого короля Генриха II в его замке кроме залов имелась только одна спальня. Главной считалась не роскошь покоев, а надежность защиты.

Первоначально донжон был квадратным, но очень скоро его начали делать круглым, что повышало прочность и экономило камень. При очень большой толщине стен в них прокладывались к бойницам специальные узкие коридоры, а по верху обязательно шла стрелковая галерея с бойницами для навесного огня.

Подлинная военная архитектура замков сложилась только в XI в., и тогда же начали пытаться брать их штурмом, хотя чаше всего томили обитателей замков осадой. Сама по себе осада, которую вели феодальные войска, не могла быть чересчур продолжительной, ведь срок воинской повинности ограничивался 40 днями!

Постепенно строительство замков усложняется. Их возводят из камня, хотя перекрытия долго оставались деревянными, что создавало угрозу пожара во время осады. Палисад сменяет стена, нередко тройная, укрепленная угловыми башнями и увенчанная зубцами с бойницами. Принцип средневековой фортификации состоял в создании системы последовательных препятствий. Осаждающим предстояло прежде всего преодолеть ров, сухой или же наполнявшийся водой… Через ров перекидывался съемный мост, по обе стороны которого воздвигались башни… Перед мостом, на наружной стороне рва, воздвигались деревянные укрепления. За рвом лежало широкое открытое пространство, проникнув на которое осаждавшие оказывались под обстрелом со стен и башен крепости. Главная стена поднималась отвесно над открытым пространством и благодаря своей высоте оставалась практически недоступной для штурма с помощью приставных лестниц… За главной стеной шла другая, а еще глубже располагался донжон.

Вход в замок, как правило, проходил через подъемный мост и часто даже не один, а два — один для всадников, а другой для пешеходов. Мост поднимался или опускался на цепях. Для облегчения этой трудоемкой операции использовали систему противовесов. Если к воротам замка вел каменный мост, в его толще стремились сделать потайной выход, где тоже устраивали целую систему поворотных мостиков, которые снаружи были совершенно незаметны, но позволяли темной ночью совершать вылазки из замка.

Кроме подъемного моста входу в замок препятствовала металлическая кованая решетка. Иногда таких решеток было несколько, и защитники замка стремились так опустить их во время нападения, чтобы с их помощью отсечь группу нападающих. Тогда те оказывались совершенно беззащитными и их легко можно было расстрелять из арбалетов.

На стенах делали зубцы для защиты обороняющихся. Бойницы и зубцы позволяли лить на головы подошедших к самым стенам расплавленный свинец и кипящую смолу.

Можно представить себе все мужество и отвагу, которые требовались воинам, чтобы под стрелами и летящими сверху камнями, в шлеме и панцире, прикрываясь щитом и с мечом на поясе, засыпать ров, тащить к стенам лестницы, а затем и лезть по ним наверх. При этом воины, стоявшие наверху, очень часто пытались лестницы оттолкнуть, дожидаясь, когда на них заберется побольше народа, а женщины стояли наготове с черпаками, чтобы плескать кипящей смолой в лица тех, кто еще только начинал перебираться на стены.

Сверху сыпали также песок, золу и негашеную известь, чтобы запорошить глаза нападавшим, бросали зловонные бочкинечистотами и… трупы павших товарищей. Неудивительно поэтому, что уж если осаждавшие решались на штурм, то, побывав рядом со смертью и взяв замок, они предавали его огню и мечу, а от стресса избавлялись посредством самого дикого грабежа, насилия и пьянства91! б) Осадные орудия. Часть из них была заимствована из античной военной техники: передвижной дом на колесах, который пододвигали к самым стенам осажденной крепости, и таран. К началу XIII в. в осадной технике появляются два важных нововведения, заимствованные с востока. Во-первых, петрария — стенобитная машина, работавшая на принципе противовеса; она состояла из длинного бруса, закрепленного на оси, один конец которого был короче и толще и на который прикреплялся груз; когда ремень, сдерживавший длинное плечо петрарии, отпускали, груз ударял по стене, ломая камни. Во-вторых, так называемый греческий огонь — горючая смесь, состоящая из нефти, серы и смолы, которую направляли на крепость из специальных сифонов.

Вопросы и задания для учащихся.

  • 1. Нарисуйте план замка, отметьте на нем донжон, стены и башни, ров, подъемный мост и т. п. Нарисуйте донжон в разрезе. Объясните его назначение и устройство.
  • 2. Нарисуйте осадные орудия, которые использовались в средние века.
  • 3. Какие изменения произошли в строительстве замков в течение средневековья?
  • 4. Какие «хитрости» использовались для того, чтобы сделать замок неприступным?
  • 5. Какими средствами пользовались защитники замка, а какими — осаждающие?
  • 6. Почему замок, как правило, не штурмовали, а осаждали на неопределенное время?

Тема 4. Повседневная жизнь. Занятия рыцарей

  • а) Когда не было войны, жизнь рыцаря ограничивалась охотой, обедом и долгим сном. Ведением хозяйства он не занимался — это противоречило сословной этике. Хозяйство своего поместья и даже суд над своими крестьянами сеньор, как правило, перепоручал старосте и приказчикам, хотя и участвовал в соответствии с принципами вассалитета в заседании судебной курии, разбиравшей дела его «равных», или возглавлял курию, судившую его вассалов. Вечерами обитатели замка собирались вокруг очага, играли в кости и шахматы. Особенно скучным временем были долгие зимние вечера, когда трудно было удержать рыцарей — холостую молодежь, нередко голодную (зимой рацион был ограниченным) и еще чаще пьяную — от взаимных оскорблений и драк. Утомительно-однообразный распорядок дня нарушался приездом гостей, турнирами или празднествами, когда в замок приходили жонглеры. Зимой в замке было холодно и вечно дуло, жарко натопленные комнаты сменялись леденящими коридорами и лестницами. Только в начале лета замок оживал по-настоящему. В нем игрались свадьбы, принимали многочисленных гостей, устраивали пиры и турниры, которые потом вспоминали аж до следующего года. Изредка заходили в замок бродячие монахи, менестрели, шуты и фокусники, которые не только развлекали господ и продавали им святые реликвии, но и служили для них постоянным источником информации, поскольку иных в то время просто не существовало. В замке сеньор творил суд и расправу над крепостными, держал знатных пленников и обобранных купцов, чтобы те, заплатив ему деньги, выкупили себя на свободу.
  • б) Пиры, которые закатывали феодалы, в XI—XIII вв. не были еще такими пышными. Чревоугодие станет отличительной чертой позже. Стол феодала, однако, отличался от крестьянского. Мало хлеба, но много мяса. В основном ели дичь, добытую на охоте, — это олени, кабаны, зайцы. Затем подавалась птица — куры, куропатки, лебеди, журавли, цапли. Заканчивали пир свининой. Конины не ели, так как конь — животное для езды. Не ели и говядину, так как бык — тягловое животное. Ели рыбу, причем сырую — речную. Употребляли много овощей. Закусывали сыром и пирожными. На десерт ели мучные лепешки, сладкие пирожки, фрукты. С XII в. из Святой Земли получали абрикосы, дыни, финики, фиги и апельсины. Пили сидр И ПИВО93.
  • в) Охота. Охоту ценили и превозносили в средние века прежде всего как поле деятельности, на котором рыцарь мог показать свою силу и отвагу, ибо сражение с раненым вепрем или медведем было столь же опасным, как единоборство с вооруженным врагом. Погоня за дикими оленями развивала искусство верховой езды… Но в охоте на птицу не было такой рыцарственности, никакой аристократ не стал бы гордиться умением стрелять из лука, ибо лук был низшим оружием — оружием крестьянина и горожанина, поэтому на птицу охотились с соколами.
  • г) Турнир. В средние века сложилось предание о том, что турниры появились во второй половине XI столетия. На самом деле, видимо, эта имитация сражения существовала много раньше и восходила, возможно, к языческим обычаям. Участие в турнире преследовало разные цели: быть замеченным, добиться успеха, престижа, но также и денежного вознаграждения либо от капитана, в команде которого рыцарь участвовал в поединке, турнире, либо в качестве выкупа — от побежденного.

«Рыцарь едва успел поесть, как слуга доложил, что его спрашивают пятеро незнакомых людей, каждый из которых привел на поводу коня в полном боевом снаряжении. На рыцаре была длинная мантия, которую он накинул, когда снял доспехи. У этой мантии имелся большой капюшон, под которым можно было почти так же хорошо скрыть свое лицо, как под забралом шлема. Однако сумерки уже настолько сгустились, что в такой маскировке не было надобности: рыцаря мог бы узнать только очень близкий знакомый.

Поэтому рыцарь Лишенный Наследства смело вышел из шатра и увидел перед своей дверью оруженосцев всех пятерых зачинщиков турнира: он узнал их по коричнево-черным кафтанам и по тому, что каждый из них держал в поводу лошадь своего хозяина, навьюченную его доспехами.

  • — По правилам рыцарства, — сказал первый оруженосец, — я, Балдуин де Ойлей, оруженосец грозного рыцаря Бриана де Буагильбера, явился от его имени передать вам, ныне именующему себя рыцарем Лишенным Наследства, того коня и то оружие, которые служили упомянутому Бриану де Буагильберу во время турнира, происходившего сегодня. Вам предоставляется право удержать их при себе или взять за них выкуп. Таков закон ратного поля94.
  • д) Война. Война была профессией рыцарей, установление мира казалось им обременительным. Война воспринималась не только как развлечение, но как источник доходов, ибо средневековая война была неприкрытым грабежом… В Европе к концу XI в. выделяется широкий слой бродячих рыцарей, готовых оставить свой дом и скудные земли, чтобы отправиться на край ойкумены — в Испанию или Малую Азию — в поисках славы и добычи95.

Война как таковая не давала решения спорных вопросов, из-за которых начиналась. Обычно это достигалось в ходе переговоров. Ход военных действий — один из аргументов, не более того. Другое дело — битва, означавшая столкновение главных сил. Она предполагала участие самих сюзеренов, короля, князя. Именно их поединок рассматривался как центральный элемент битвы. Правда, непосредственная встреча главных противников лицом к лицу была редким исключением.

ч Вопросы и задания для учащихся.

  • 1. Нарисуйте картинки, иллюстрирующие основные занятия феодалов. Постарайтесь изобразить соответствующую одежду и вооружение, обстановку.
  • 2. Какие «интеллектуальные» занятия были у феодалов? Почему их было так немного?
  • 3. Какие цели, кроме развлечения, были у рыцарей, участвующих в охоте, турнирах?
  • 4. Чем отличался рацион питания феодала от крестьянского?
  • 5. Что получал рыцарь, выигравший турнир?
  • 6. Как рыцари относились к установлению мира? Не кажется ли вам это странным? Почему война была привлекательна для рыцарей, особенно небогатых? Какую выгоду они получали?

Затем в классе анализируются отрывки из «Песни о Роланде», XII в.

CCLVII По голосу один узнал другого.

Сошлись они на середине поля.

Тот и другой пускают в дело копья, Врагу удар наносят в щит узорный, Его пронзают под навершьем толстым, Распарывают на кольчугах полы, Но невредимы остаются оба.

Полопались у них подпруги седел.

С коней бойцы свалились наземь боком, Но на ноги вскочили тотчас ловко, Свои мечи булатные исторгли, Чтоб снова продолжать единоборство.

Одна лишь смерть конец ему положит.

CCLVIII Отважен милой Франции властитель, Но даже он не устрашит эмира.

Враги мечи стальные обнажили, Бьют по щитам друг друга что есть силы.

Навершья, кожа, обручи двойные —.

Все порвалось, расселось, расскочилось.

Теперь бойцы одной броней прикрыты.

Клинки из шлемов высекают искры.

Не прекратится этот поединок, Пока эмир иль Карл не повинится.

CCLX Эмир великой силой наделен.

Бьет Карла он по голове мечом.

Шлем разрубил на короле клинок, Проходит через волосы его, Наносит рану шириной в ладонь, Срывает кожу, оголяет кость.

Шатнулся Карл, чуть не свалился с ног, Но не дал одолеть его Господь.

К нему послал он Гавриила вновь, И ангел молвил: «Что с тобой, король?». CCLXI Король услышал, что промолвил ангел. Забыл о смерти он, забыл о страхе.

К нему вернулись разом мощь и память. Мечом французским он врага ударил, Пробил шишак, украшенный богато, Лоб раздробил, разбрызгал мозг араба, До бороды рассек эмира сталью.

Упал язычник, и его не стало…

CCLXV …Взял город Сарагосу император.

Он тысячу баронов посылает —.

Пусть синагоги жгут, мечети валят.

Берут они и ломы, и кувалды, Бьют идолов, кумиры сокрушают, Чтоб колдовства и духу не осталось. Ревнует Карл о вере христианской, Велит он воду освятить прелатам И мавров окрестить в купелях наспех, А если кто на это не согласен, Тех вешать, жечь и убивать нещадно. Насильно крещены сто тысяч мавров…

Ч Вопросы и задания для учащихся.

  • 1. Какие последовательные этапы поединка описаны в поэме?
  • 2. Какие доспехи и виды оружия названы в тексте? Если поэма написана в XII в., а действие происходит во времена Карла Великого, как вы думаете, вооружение какого периода описано в тексте? Объясните свою позицию.
  • 3. Что, по мнению автора поэмы, помогло Карлу выиграть поединок? Какие еще причины его победы вы можете назвать?
  • 4. Найдите в тексте историческую неточность.
  • 5. Прокомментируйте исторические термины и названия: Сарагоса, барон, синагога, мечеть, идол, прелат, купель, мавры.
  • 6. Какова цель войны Карла с арабами помимо захвата территорий и богатств? Найдите в отрывке подтверждение своего мнения.
  • 7. О «кодексе рыцарской чести» и рыцарском мировосприятии учитель рассказывает сам. Затем учащимся предлагаются отрывки из поэтических произведений, посвященных рыцарству. Каждый ряд получает по одному отрывку и вопросы к нему.

Материалы для учителя ^

  • а) Военная служба в рядах тяжеловооруженной кавалерии предполагала определенные природные качества, длительную подготовку и постоянные тренировки. Мускульная сила — одно из важнейших рыцарских достоинств. Другое непременное качество рыцаря — отвага. Немецкий поэт Гартман фон Ауэ (ум. между 1210—1220 гг.) повторяет поговорку каролингских времен: «Кто до двенадцати лет остается в школе, не садясь верхом, годится только на то, чтобы стать священником». Соответственно, образ жизни рыцаря был иным, нежели у школяра: охота и турниры составляли существенный компонент его времяпрепровождения96.
  • б) Профессиональные воины из поколения в поколение, феодалы выработали особую форму социальной психологии, особое отношение к окружающему миру. Для христианского сострадания там не было места: рыцарство было не просто безжалостным, но и вводило расправу в ранг достоинств. «Нет войны без пожаров и крови», — откровенно провозглашал провансальский трубадур XII в. рыцарь Бертран де Борн.

Чтобы лучше понять стереотипы рыцарского самосознания, важно также представлять себе специфику воззрений раннего и классического средневековья на войну и мир. До тысячного года война представлялась современникам нормальным состоянием. Войны — полезны, так как они пополняют общественные ресурсы и способствуют обогащению страны и народа. Соответственно, мир представлялся временным и нежелательным состоянием между войнами. После 1000 г. отношение к войне резко меняется. Церковь вырабатывает идеологию войны, согласно которой война и все, что с ней связано, определяется как зло и греховное дело. Напротив, мир — состояние угодное Богу… Война оправданна и справедлива, если она ведется во славу Божию и под эгидой Бога… Убийство равного себе по статусу осуждалось морально, и рыцари-противники не стремились убивать друг друга, правда, еще и потому, что захват пленника был выгоднее: за него полагался выкуп. Иное дело, если речь шла о «неблагородном» противнике: убийство его было обычным явлением. Война XII в., по выражению Ж. Дюби, продолжала в этом отношении традиции тех древних охотничьих цивилизаций, для которых грабительские набеги на соседей представляли обычную и постоянную форму жизнедеятельности. Война могла быть прервана, и бывшие враги собирались на богослужение в одной церкви или устраивали совместную трапезу и празднество.

в) Рыцарские доблести. Одна из основных доблестей феодала — щедрость. Сеньор живет в замке, окруженный челядью, рыцарями, оруженосцами, и расходует на них богатства, полученные в форме крестьянской ренты. Богатство — не самоцель в рыцарской жизни. Оно приобретается для того, чтобы быть розданным, растраченным, но непременно публично. Публичное расточительство — во время пиров, празднеств, турниров, приобретающее подчас экзотические формы (вплоть до засевания полей серебром), имело… задачу феодального самоутверждения. Оно рассматривалось как внешнее выражение доблести и удачи.

Другое важнейшие понятие рыцарской морали — служение. Отношения с Богом мыслятся как служение человека, предполагающее, хотя бы в загробном мире, щедрое вознаграждение.

Высокие принципы щедрости и служения подчас превратно реализовывались в действительной жизни. В XII в., в эпоху расцвета рыцарства, Этьен де Фужер упрекал французских дворян в том, что они только и заботятся, что о танцах и развлечениях, об охоте и турнирах. Они приносили клятву защищать слабых — вдов и сирот, а на деле крестьянам оставалось лишь одно — надеяться на эгоистическую мудрость сеньоров, согласно средневековой французской поговорке: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды»97.

Вопросы и задания для учащихся Прочитайте отрывки из стихотворений и ответьте на вопросы.

1. Бертран де Борн. Песня, побуждающая баронов к войне против Ричарда.

…Неважно, четверг иль среда, И в небе какой зодиак, И засуха иль холода. —.

Жду битвы как блага из благ:

В ней — доблести соль, Все прочее — ноль С ней рядом. Солдат Не знает утрат.

Вся жизнь — боевая страда:

Походный разбить бивуак, Стеной обнести города, Добыть больше шлемов и шпаг —.

Господь, не неволь Ждать лучшей из доль:

Любовных услад Мне слаще звон лат…

  • 1. Какие рыцарские жизненные ценности отмечены в стихотворении?
  • 2. Почему его не волнуют ни засуха, ни холода, хотя от этого зависит его питание?
  • 3. Правомерно ли в переводе поэта XII в. употреблять слова «шпага» и «латы»? Объясните свою позицию.
  • 2. Эпическая поэма «Кудруна» (XIII в.)

Всему, что подобает, был выучен герой, Ни страха, ни упрека не зная за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва, Что мстил врагам и близких отстаивал права, Не выгоды, а чести искал он в каждом деле, О нем слагали сказки и песни на родине пели.

  • 1. Подчеркните в тексте или выпишите упоминания о личных качествах, составлявших достоинство средневекового рыцаря.
  • 2. Все ли качества, входившие в «кодекс рыцарской чести», здесь названы?
  • 3. Объясните выражение «рыцарь без страха и упрека».
  • 3. Гйльом де Кабестань. Песни (конец XII в.)

Когда впервые вас я увидал, То, благосклонным взглядом награжден, Я больше ничего не пожелал, Как вам служить — прекраснейшей из донн.

Вы, донна, мне одна желанной стали.

Ваш милый смех и глаз лучистый свет Меня забыть заставили весь свет.

И голосом, звенящим, как кристалл, И прелестью бесед обворожен, С тех самых пор я ваш навеки стал, __.

И ваша воля для меня — закон.

Чтоб вам почет повсюду воздавали, Лишь вы одна — похвал моих предмет.

Моей любви верней и глубже нет.

  • 1. Каково было отношение рыцаря к прекрасной даме?
  • 2. Обязательным ли было знакомство дамы со своим поклонником?
  • 3. Какие черты дамы воспевает автор? Можно ли считать их обобщенными чертами прекрасной дамы средневековья? Как вы думаете, актуальны ли они сейчас? Какие еше качества ценят в современных женщинах?

На этапе обобщения и закрепления материала можно предложить учащимся ответить на вопросы по тексту «Песни жонглера, мечтающего о богатстве и знатности». Если не осталось времени, задание может быть выполнено учащимися дома.

Песня жонглера, мечтающего о богатстве и знатности Мне тысячу бы марок серебром, И золота бы красного в казну, И закрома с пшеницей и овсом, Быков, коров, баранов и одну Пусть сотню ливров каждый день на траты, Мне б столь широкостенные палаты, Чтоб выдержать могли любой напор, И порт речной, и весь морской простор.

Мне бы таким же обладать умом И постигать такую глубину, Как Соломон, в делах не быть глупцом, И чтоб никто не ставил мне в вину Измены иль коварные захваты Земель, иль скупость, иль отказ от платы Долгов, и чтоб на мой стремились двор Попасть и бедный рыцарь и жонглер.

Мне б Дамы благородной став рабом, Жить у любви и радости в плену, И чтоб за мной сто всадников верхом Скакало на турнир иль на войну, И сам я выбрал им плащи и латы; Мои ж владенья были б столь богаты, Что я купить или продать на спор Мог все, чего ни пожелал мой взор.

Ч Вопросы и задания для учащихся.

  • 1. Перечислите, что привлекает жонглера в жизни рыцаря.
  • 2. Все ли перечисленные в стихотворении стороны жизни рыцаря соответствовали реальной жизни?
Средневековые рыцари. История средних веков.

Задания для домашней работы:

  • а) написать творческую работу на тему «Один день из жизни средневекового рыцаря» (обязательно опишите его внешний вид, манеру поведения, обстановку, в которой происходит действие), а также: нарисовать замок или его план; надписать соответствующие названия частей замка; нарисовать одежду средневекового рыцаря; придумать ему имя, титул; придумать девиз, составить герб рыцаря (см. листсправочник); описать, что означает этот герб, как это делали герольды в средние века;
  • б) написать письмо к даме сердца, в котором рыцарь прославляет свои подвиги и достоинства с точки зрения «кодекса рыцарской чести» (можно в стихах).

Второй вариант изучения темы

Урок — лабораторно-практическое занятие.

План урока

  • ? 1. Биография В. Скотта.
  • ? 2. Характеристика творчества В. Скотта.
  • ? 3. Изображение в романе «Айвенго» и других исторических романах жизни и быта феодалов XII в.:
    • а) феодальные замки, обед в замке феодала;
    • б) внешний вид, одежда феодалов;
    • в) рыцарский турнир;
    • г) осада замка.
  • ? 4. Особенности изображения исторических событий в художественных произведениях.
Средневековые рыцари. История средних веков.

Опережающее домашнее задание:

  • а) изучить соответствующий материал о рыцарях в учебнике;
  • б) прочитать роман В. Скотта «Айвенго» (задание на лето); обратить внимание на главы: 3—4, 7—11, 13, 29—31; принести текст романа на урок;
  • в) подготовить иллюстрации к роману, которые послужат оформлением кабинета на уроке;
  • г) одному из учеников подготовить сообщение о биографии В. Скотта, материалы для которой можно найти в любой энциклопедии, либо в предисловиях к его книгам.

Вводное слово учителя

Учитель обращает внимание учеников на то, что тема рыцарства одна из наиболее привлекательных в истории средневековья не только для простых людей, но и для писателей. Потенциал темы очень велик — это и правила поведения, «кодекс рыцарской чести», и вооружение, и геральдические знаки, и приключения на турнирах, войне, пирах. Романы о рыцарях по-прежнему привлекают внимание многих читателей. Но в художественном произведении исторические события отражаются особым образом. Задача учеников на уроке — определить особенности изображения исторических событий в художественном произведении.

  • 1. После вводного слова учителя один из учащихся делает сообщение о биографии В. Скотта, учащиеся фиксируют в тетрадях основные даты и места, связанные с жизнью писателя.
  • 2. Далее учитель кратко характеризует творчество В. Скотта, подчеркивая, что многие особенности его художественного стиля проявились и в исторических произведениях других писателей, например в повести А. Конан Дойля «Белый отряд».

Материалы для учителя ^

Роман «Айвенго» — одно из лучших произведений знаменитого английского писателя В. Скотта (1771 — 1832). Он был создан 180 лет назад (1820) и рассказывает о событиях XII столетия. Однако и в наши дни «Айвенго» вызывает живой интерес у читателей. Роман написан с большим художественным мастерством, но причина его успеха кроется не только в этом; он знакомит нас с историей, помогает понять особенности жизни и нравов людей в далекие от нас времена.

Вальтер Скотт вошел в мировую литературу как создатель исторического романа. Романами Скотта зачитывались его современники, их высоко оценили писатели и критики XIX столетия.

Какие же художественные открытия совершил Вальтер Скотт и в чем состоит значение его творчества? Изучение истории и ее философское осмысление автор «Айвенго» соединил с блестящим мастерством романиста, создав новый тип романа, в котором удивительные романтические приключения, а иногда и фантастические события включены в сферу реальной действительности и исторически мотивированы. История и художественный вымысел соединяются в романах Скотта в единое целое; его произведения* увлекательны… Читатель становится свидетелем удивительных событий, перед его глазами проходят судьбы многих людей разных национальностей и различного образа жизни — крестьяне и феодалы, рыцари-крестоносцы и разбойники, горожане и ремесленники, монахи и ростовщики, предводители народных движений и короли.

Писатель тщательно изучал исторические памятники и документы, он сумел передать особенности быта людей, их обычаи и нравы, смело вводил в поэтическое произведение простонародную речь, включал в повествование народные песни и баллады. Стремясь как можно ярче передать историческую эпоху, писатель умело использовал каждую деталь, в которой отразились особенности жизни людей определенной среды. Именно потому так подробно описывал он убранство жилищ, своеобразие костюмов, традиционных обычаев и обрядов.

От своих предшественников в литературе Вальтер Скотт отличается стремлением объяснить психологию и поведение героев особенностями того исторического периода, в котором они живут.

В романе «Айвенго» автор стремится «изобразить быт старой Англии». Источниками сведений о событиях конца XII в. для него служат старинные летописи. Занимательное повествование Скотт строит, опираясь на добытые им в результате длительных и кропотливых изысканий исторические факты и подробности. Он сознательно «перемешивает правду с вымыслом», стремясь сделать свой рассказ увлекательным, но при этом справедливо полагает, что в рамках исторического романа художественное воображение и смелый полет фантазии не могут быть безграничными: «Писатель может себе позволить обрисовать чувства и страсти своих героев гораздо подробнее, чем это имеет место в старинных хрониках, которым он подражает, но как бы далеко он тут ни зашел, он не должен вводить ничего не соответствующего нравам эпохи».

Обращаясь к читателям, Скотт прямо признается, что в воспроизведении прошлого он допустил некоторые неточности и отнюдь не всегда и не во всем следовал фактам истории: «Весьма возможно, что я смешал нравы двух или трех столетий и приписал царствованию Ричарда I явления, имевшие место либо гораздо раньше, либо значительно позже изображенного мною времени». В историческом романе такого рода отклонения допустимы, они не нарушают целостности художественной панорамы эпохи98.

J 3. Основную часть урока занимает рассмотрение различных сторон жизни феодалов в средневековой Англии. Работа организуется на основе текстов из романа и вопросов к ним.

Возможны два варианта организации деятельности учеников на уроке.

  • 1- й вариант. Тексты разбираются в ходе фронтальной работы класса. По ходу урока учитель может использовать фрагменты художественного фильма «Айвенго» (см. первый вариант изучения темы).
  • 2- й вариант. Класс делится на пять групп, каждая из которых исследует один из аспектов темы по предложенным вопросам, а затем в ходе общего обсуждения излагает полученные результаты.

Группа фрагментов 1. Феодальный замок

а) Внешний вид замка (А. Конан Дойль. «Белый отряд». Гл. XI).

«Темным был вход в Туинхэмский замок, хотя в глубине ворот пылали факелы. Они озаряли своими красными отблесками наружный двор, и сумрачные, багровые блики, мерцая, падали на арку из неотесанного камня. Над входом путники разглядели щит Монтекьютов — сайгака на серебряном поле, а по бокам — два меньших щита с красными розами многоопытного коннетабля.

Когда друзья переходили подъемный мост, Аллейн заметил, что в амбразурах справа и слева поблескивает оружие, и едва они успели ступить на мошеную дорожку, как раздался хриплый рев рога и со скрипом петель, со звоном цепей конец Гяжелого моста оказался в воздухе, поднятый незримыми руками. В то же мгновение заскрежетала опускная решетка и как бы заслонила последний свет угасающего дня…

Воздвигнутый сэром Болдуином де Редверсом в былые боевые годы двенадцатого века, когда люди придавали большое значение войнам и очень малое — комфорту, замок Туинхэм был предназначен служить цитаделью, простой и бесхитростной, непохожей на те более поздние и роскошные постройки, где воинственная мощь укрепленного замка сочеталась с великолепием дворца. Однако сооружение, которым управлял сер Найджел, хмуро высилось над Эйвоном почти в том же виде, как его замыслили древние англонорманны. Тут были просторные наружный и внутренний дворы, не мощеные, а засеянные травой, чтобы могли кормиться овцы и скот, которых пришлось бы загнать внутрь в случае опасности. Дворы были окружены высокими стенами с башенками и квадратной главной башней, мрачной, без окон, возведенной на высоком холме и поэтому совершенно неприступной для нападающих".

б) Главный зал замка и трапеза (В. Скотт. «Айвенго». Гл. Ill—IV). «В просторном, но низком зале на большом дубовом столе, сколоченном из грубых досок, приготовлена была вечерняя трапеза Седрика Сакса.

В каждом конце зала пылало по огромному очагу, но трубы были устроены так плохо, что большая часть дыма оставалась в помещении. От постоянной копоти бревенчатые стропила под крышей были густо покрыты сажей, как черным лаком. По стенам висели различные принадлежности охоты и боевого вооружения…

Вся обстановка отличалась суровой саксонской простотой, которой гордился Седрик. Пол был глинобитный, как в наших амбарах. В одном конце зала он был немного приподнят; на этом месте, называвшемся «почетным помостом», могли сидеть только старшие члены семейства и наиболее почетные гости. Поперек помоста стоял стол, покрытый дорогой красной скатертью; от середины его вдоль всего зала тянулся другой, предназначенный для трапез домашней челяди и простолюдинов.

Вокруг главного стола на помосте стояли крепкие стулья и кресла из резного дуба. Над помостом был устроен суконный балдахин, который до некоторой степени защищал сидевших там важных лиц от дождя, пробивавшегося сквозь плохую крышу.

Возле помоста на стенах висели пестрые драпировки, а пол был устлан узорным ковром. В остальной части зала не было ни балдахина, ни драпировок на грубо выбеленных стенах, ни ковра на глиняном полу; вместо стульев тянулись простые скамьи.

Угощение, расставленное на столах, не нуждалось в извинениях хозяина дома. На нижний стол было подано свиное мясо, приготовленное на несколько ладов, а также множество кушаний из домашней птицы, оленины, козлятины, зайцев и различной рыбы, не говоря уже о больших караваях хлеба, печенья и различных сластях, варенных из ягод и меду. Мелкие сорта дичи подавались не на блюдах, а на деревянных спицах, или вертелах. Пажи и прислуга предлагали их каждому из гостей по порядку; гости уже сами брали себе столько, сколько им хотелось. Возле каждого почетного гостя стоял серебряный кубок; на нижнем столе пили из больших рогов".

в) Главный зал замка (А. Конан Дойль. «Белый отряд». Гл. XI).

«Аллейн двинулся за пажом на восточный конец двора, где широкая лестница вела к дверям в главный зал, наружную стену которого омывали волны Эйвона. В старину хозяину замка и его семейству предназначались только темные и мрачные подвальные помещения. Однако более цивилизованное и изнеженное поколение не желало жить взаперти в таких подвалах, и владельцы заняли главный зал и примыкающие к нему покои…

Войдя в зал, клирик посмотрел вокруг, однако никого не увидел и продолжал стоять … разглядывая с величайшим интересом этот зал… Канули в прошлое те времена, когда зал знатного рыцаря был всего-навсего подобием сарая с полом, покрытым камышом, и служил местом отдыха и трапезной для всех обитателей замка. Крестоносцы, узнав, что такое домашняя роскошь, и вернувшись в Англию, привезли с собой ковры из Дамаска и циновки из Алеппо, их стала раздражать отвратительная нагота их наследственных крепостей и отсутствие домашнего уюта. Но еще сильнее оказалось влияние великой французской войны; ибо как ни искусны были народы Англии в военном деле, не могло быть сомнения в том, что наши соседи стоят безмерно выше нас в искусствах, присущих мирной жизни.

В огромном каменном камине полыхала охапка дров, треща и отбрасывая багровые отблески, которые, сливаясь со светом четырех ламп, стоявших по углам на консолях, придавали всей комнате что-то светлое и веселое. Выше начинались завитки геральдических изображений, они тянулись до резного дубового потолка с карнизами; а по обе стороны камина стояли кресла под балдахинами для хозяина и хозяйки, а также наиболее почетных гостей. По стенам висели изысканные и яркие гобелены, на них были изображены деяния сэра Бевиса из Хамптона, а за ними стояли раздвижные столы и скамьи для больших празднеств. Пол был выложен гладким кафелем, а посредине комнаты покрыт квадратным фламандским ковром в красную и черную клетку; по нему было расставлено множество кушеток, складных стульев и кресел с выгнутыми ножками. На дальнем конце зала стоял длинный черный буфет или сервант с золотыми чашами, серебряными подносами и другой драгоценной утварью. Все это Аллейн рассматривал с большим интересом; но самым любопытным ему показался столик из черного дерева, стоявший совсем близко и на котором рядом с шахматной доской и рассыпанными шахматными фигурами лежала раскрытая рукопись…".

ч Вопросы и задания для учащихся.

  • 1. Определите, в какой стране происходит действие.
  • 2. Найдите в тексте (а) ссылки на время сооружения замка.
  • 3. Какие оборонительные сооружения описаны в отрывке (а)? Определите, каково было предназначение замка в XII столетии.
  • 4. Как называется «квадратная главная башня…», описанная в тексте? Для чего она служила?
  • 5. Нарисуйте план замка (вид сверху) по описанию.
  • 6. Какие недостатки феодального замка XII в. видны из описаний?
  • 7. В чем в замке Седрика Сакса (б) выражались роскошь и богатство?
  • 8. О каких особенностях хозяйства свидетельствует накрытый стол Седрика (каких животных разводили в хозяйстве Седрика, какие были добыты на охоте, чем кроме скотоводства занимались в поместье)?
  • 9. Почему в XII в. хозяин замка и его семья должны были жить в подвальных помещениях? Разве это соответствует их положению?
  • 10. Сравните два описания главного зала — у В. Скотта и у Конан Дойля. В чем состояли главные отличия? Чем это можно объяснить?
  • 11.0 каких развлечениях знати можно узнать из текста?

Группа фрагментов 2. Одежда феода^юв

а) Рыцарь-крестоносец (В. Скотт. «Ричард Львиное сердце»).

«Кольчуга с длинными рукавами, стальные перчатки и стальные латы считались, по-видимому, еще недостаточно надежным прикрытием, ибо на шее всадника висел еще треугольный щит, а стальной шлем с капюшоном был снабжен воротником из стальных колец, прикрывавшим плечи и горло воина и заполнявшим отверстия между латами и головным убором. Его икры и голени, как и все тело, были защищены кольчугой, а ноги обуты в стальные башмаки, сделанные из таких же стальных пластинок, как и перчатки. Кроме длинного, широкого, прямого и обоюдоострого меча с рукояткой в форме креста, на другом боку всадника висел еще большой кинжал. К седлу рыцаря была прикреплена длинная пика со стальным наконечником, одним концом упиравшаяся в стремя… Все это громоздкое снаряжение было прикрыто весьма поношенным плащом, который защищал броню от палящих лучей солнца. Без этой защиты они раскалили бы металл и сделали бы его нестерпимым для всадника. В нескольких местах на плаще был вышит герб владельца, который, впрочем, было трудно разобрать. Можно было только предполагать, что на гербе был изображен лежащий леопард с девизом: „Я сплю, не буди меня“. Такой же точно рисунок виднелся и на щите рыцаря, хотя многочисленные удары почти совсем стерли краски. На плоской верхушке его тяжелого цилиндрического шлема не было перьев.».

б) Внешний вид феодала (В. Скотт. «Айвенго». Гл. III).

«По лицу Седрика было видно, что он человек прямодушный, нетерпеливый и вспыльчивый. Среднего роста, широкоплечий, с длинными руками, он отличался крепким телосложением человека, привыкшего переносить суровые лишения на войне или усталость на охоте. Голова его была правильной формы, широкое лицо с большими голубыми глазами дышало смелостью и прямотой и выражало такую веселость, которая может часто сменяться вспышками внезапного гнева. В его глазах блистала гордость и постоянная настороженность, потому что этот человек всю жизнь отстаивал свои права, посягательства на которые непрестанно повторялись. Длинные русые волосы Седрика были расчесаны ровным пробором, шедшим от темени до лба, и падали на плечи; седина едва пробивалась в них, хотя ему шел шестидесятый год.

На нем был кафтан зеленого цвета, отделанный у ворота и обшлагов серым беличьим мехом. Кафтан не был застегнут, и под ним виднелась узкая, плотно прилегающая к телу куртка из красного сукна. Штаны из такого же материала доходили лишь до колен, оставляя голени обнаженными. Его обувь была той же формы, что и у его крестьян, но из лучшей кожи и застегивалась спереди золотыми пряжками. На руках он носил золотые браслеты, на шее — широкое ожерелье, вокруг талии — пояс, богато выложенный драгоценными камнями; к поясу был прикреплен короткий прямой двусторонний меч с сильно заостренным концом. За его креслом висели длинный плащ из красного сукна, отороченный мехом, и шапка с нарядной вышивкой, составлявшие обычный выходной костюм богатого землевладельца." в) Одежда знатной женщины (В. Скотт. Айвенго. Гл. IV).

«Ровена была прекрасно сложена и высока ростом, но не настолько высока, однако ж, чтобы это бросалось в глаза. Цвет ее кожи отличался ослепительной белизной. Ясные голубые глаза смотрели из-под тонких бровей каштанового цвета. Казалось, они были способны как воспламенять, так и умиротворять, как повелевать, так и умолять. Кроткое выражение больше всего шло к ее лицу. Однако привычка ко всеобщему поклонению и к власти над окружающими придала этой саксонской девушке особую величавость. Густые волосы светло-русого оттенка, завитые изящными локонами, в которые были вплетены драгоценные камни, свободно падали на плечи, что в то время было признаком благородного происхождения. Не шее у нее висела золотая цепочка с подвешенным к ней маленьким золотым ковчегом. На обнаженных руках сверкали браслеты. Поверх ее шелкового платья цвета морской волны было накинуто другое, длинное и просторное, ниспадавшее до самой земли, с очень широкими рукавами, доходившими только до локтей. Это платье пунцового цвета было соткано из самой тонкой шерсти. К нему была прикреплена легкая шелковая вуаль с золотым узором. Эту вуаль при желании можно было накинуть на лицо и грудь или набросить на плечи.».

ч Вопросы и задания для учащихся.

  • 1. В отрывке (а) В. Скотт изобразил рыцаря XII столетия, «перемешав» вооружение разных столетий. Попробуйте с помощью дополнительной литературы (см. первый вариант изучения темы) разобраться, что из приведенного описания не могло относиться к этому времени.
  • 2. О каких чертах характера Седрика можно узнать из описания его внешности?
  • 3. Какая одежда была обычной для феодала? Какие украшения он носил? Чем отличалась обувь феодала от крестьянской обуви?
  • 4. Какие признаки красоты (в понимании средневековых людей) отличали леди Ровену? А сейчас вы назвали бы ее красивой?
  • 5. Сколько платьев носила обычно знатная женшина? Какие украшения она носила?
  • 6. Нарисуйте средневековую знатную женщину.

Фрагмент 3. Рыцарский турнир. (В.Скотт. «Айвенго». Гл. VII-X).

«Турнир между прославленными рыцарями, да еще в присутствии самого принца Джона, привлек всеобщее внимание, и бесчисленное множество людей всех званий и сословий собралось в назначенный день к месту состязания.

Ограда имела форму четырехугольника с закругленными для удобства зрителей углами.

Для въезда бойцов на арену в северной и в южной стенах ограды были устроены ворота, настолько широкие, что двое всадников могли проехать в них рядом. У каждых ворот стояли два герольда, шесть трубачей и шесть вестников и, кроме того, сильный отряд для поддержания порядка. Герольды обязаны были проверять звание рыцарей, желавших принять участие в турнире.

С наружной стороны южных ворот на небольшом возвышении стояло пять великолепных шатров, украшенных флагами… Перед каждым шатром был вывешен шит рыцаря, которому принадлежал шатер…

Вдоль ограды были устроены особые галереи. Эти галереи были увешаны драпировками и устланы коврами. На коврах были разбросаны подушки, чтобы знатные зрители могли здесь расположиться с возможно большими удобствами. Что же касается простонародья, то оно должно было размешаться на дерновых скамьях, устроенных на склонах ближайших холмов. Кроме того, несколько сот человек уселось на ветвях деревьев, окаймлявших поляну, даже колокольня ближайшей сельской церкви была унизана зрителями.

По самой середине восточной галереи, как раз напротив центра арены, было устроено возвышение, где под балдахином с королевским гербом стояло высокое кресло вроде трона. По всему было видно, что оно предназначалось для принца Джона и его свиты. Напротив королевской ложи, в центре западной галереи, возвышался другой помост, украшенный еще пестрее, хотя не так роскошно. Ложа была убрана флагами и знаменами, на которых были изображены пронзенные сердца, пылающие сердца, истекающие кровью сердца, луки, колчаны со стрелами и тому подобные эмблемы. Тут же красовалась пышная надпись, гласившая, что этот почетный трон предназначен для королевы любви и красоты. Но кто будет этой королевой, было неизвестно.

Окруженный своими приближенными, принц Джон выехал на арену верхом на резвом коне серой масти. На нем был великолепный пурпурный с золотом костюм, а на голове — роскошная меховая шапочка, украшенная драгоценными каменьями. Для большинства зрителей достаточно было увидеть великолепную меховую шапочку принца Джона, его пышную мантию, отороченную дорогими соболями, его сафьяновые сапожки с золотыми шпорами и, наконец, ту грацию, с какой он управлял своим конем, чтобы прийти в восторг и приветствовать его громкими криками.

Принц сел в свое кресло и, когда свита собралась вокруг него, подал знак герольдам провозгласить правила турнира. Эти правила были таковы.

Пять рыцарей-зачинщиков вызывают на бой всех желающих.

Каждый рыцарь, желающий принять участие в турнире, имеет право выбрать себе противника из числа пяти зачинщиков. Для этого он должен только прикоснуться копьем к его щиту. Прикосновение тупым концом означает, что рыцарь желает состязаться тупым оружием, то есть копьями с плоскими деревянными наконечниками. Но если бы рыцарь прикоснулся к щиту острием копья, это значило бы, что он желает биться насмерть, как в настоящих сражениях.

После того как каждый из участников турнира преломит копье по пяти раз, принц объявит, кто из них является победителем, и прикажет выдать ему приз — боевого коня изумительной красоты и несравненной силы. Вдобавок к этой награде победителю предоставлялась особая честь самому избрать королеву любви и красоты.

В заключение объявлялось, что на другой день состоится всеобщий турнир; в нем смогут принять участие все присутствующие рыцари. Их разделят на две равные партии, и они будут честно и мужественно биться, пока принц Джон не подаст сигнал к окончанию состязания. Вслед за тем избранная накануне королева любви и красоты увенчает золотым венком рыцаря, которого принц признает наиболее доблестным из всех. На третий день были назначены состязания в стрельбе из луков, бой быков и другие развлечения для простого народа.

Герольды закончили чтение этих правил обычными возгласами: «Щедрость, щедрость, доблестные рыцари!» В ответ на их призыв со всех галерей посыпались золотые и серебряные монеты…".

Вопросы и задания для учащихся.

  • 1. Нарисуйте план (вид сверху) места турнира.
  • 2. Кто такие герольды? Какая современная наука получила название в честь герольдов? Что она изучает?
  • 3. Как зрители турнира узнавали сражающихся?
  • 4. Перечислите правила и порядок проведения турнира. Кто мог участвовать в турнире?
  • 5. Зачем устраивались турниры? Почему они пользовались такой популярностью?
  • 6. Найдите в романе В. Скотта продолжение описания турнира. Чем он закончился? Как, по правилам* должны были поступить побежденные в турнире?

Фрагмент 4. Штурм замка. (В. Скотт. «Айвенго». Гл. XXIX— XXXI).

«…Это затишье означает только, что все воины заняли свои места на стенах и сейчас ждут нападения…

Ревекка… загородив нижнюю часть окна старым шитом, так ловко укрылась под его защитой, что почти с полной безопасностью для себя могла видеть все происходившее за стенами замка и сообщать Айвенго, как осаждающие готовились к штурму. …Ревекка могла видеть не только то, что происходило вне замка, но и передовое укрепление, на которое, по-видимому, намеревались прежде всего напасть осаждающие. Это была небольшая башня, предназначенная для того, чтобы защищать… калитку. Она отделялась от остальной крепости глубоким рвом, и, убрав дощатый мостик, легко было прервать сообщение между этим укреплением и замком. По числу людей, отряженных на защиту этого форта, Ревекка могла заключить, что осажденные особенно опасались нападения с этой стороны. Да и сами осаждающие сосредоточили против него свои главные силы, считая его самым слабым из всех укреплений замка.

  • — На опушке леса сплошной стеной стоят стрелки, но они в тени под деревьями, очень немногие вышли в открытое поле.
  • — А под каким они знаменем? — спросил Айвенго.
  • — Я не вижу ни знамен, ни флагов, — отвечала Ревекка.
  • — Это странно! — пробормотал рыцарь. — Идти на штурм такой крепости — и не развернуть ни знамени, ни флагов! Не видно ли, по крайней мере, кто их вожди?
  • — Всех заметнее рыцарь в черных доспехах, — сказала еврейка…
  • — Какой девиз на его щите? — спросил Айвенго.
  • — Что-то вроде железной полосы поперек щита и на черном поле — висячий замок голубого цвета.
  • — Оковы и скрепы лазурные, — поправил ее Айвенго. — Не знаю, у кого бы мог быть такой девиз…
  • — …Кажется, они теперь двинулись вперед. Приближаются… Какое страшное зрелище! Те, что идут впереди, несут огромные щиты и дощатые заграждения. Остальные следуют за ними, на ходу натягивая луки.

Ее описания были внезапно прерваны сигналом к приступу. Осаждающие пронзительно затрубили в рог, а со стен зазвучали норманнские трубы и литавры…

Яростный натиск осаждающих встретил отчаянный отпор со стороны осажденных. Стрелки, привыкшие… мастерски управляться с луком и стрелами, действовали так «единокупно», по старинному выражению, что ни один пункт, в котором защитники замка хоть на минуту показывались наружу, не ускользнул от метких стрел длиною в целый ярд. Стрельба была такая частая и ровная, что стрелы падали как град… На беспрерывно сыпавшуюся на них тучу стрел они (сторонники Фрон де Бефа) отвечали выстрелами из своих арбалетов, луков и пращей. Осаждающие пользовались очень слабым прикрытием и поэтому несли гораздо большие потери, чем осажденные. Свист стрел и метательных снарядов сопровождался громкими возгласами, отмечавшими всякую значительную удачу с той или другой стороны…

  • — Это не может продолжаться долго, — сказал Айвенго. — Немногого достигнешь с помощью одних луков да стрел против каменных стен и башен. Посмотри, прекрасная Ревекка, где теперь Черный Рыцарь…
  • — Вот он, я его вижу: он ведет отряд к внешней ограде передовой башни. Они валят столбы и частоколы, рубят ограду топорами. … Они прорубили брешь в ограде… ворвались… Их оттеснили назад… Опять бросились на брешь и дерутся врукопашную… Точно два бешеных потока встретились и смешались! Два океана, движимых противными ветрами!
  • — …Фрон де Беф схватился с Черным Рыцарем! Они дерутся один на один в проломе, а остальные только смотрят на них и кричат… Он упал!
  • — Кто упал? — спросил Айвенго…
  • — Черный рыцарь.:. Нет, нет… он опять вскочил на ноги и дерется так, как будто в одной его руке таится сила двадцати человек. У него меч переломился надвое… Он выхватил топор… Он теснит барона Фрон де Бефа удар за ударом. Богатырь клонится и содрогается, словно дуб под топором дровосека…
  • — Прижали защитников к наружной стене! Иные приставляют лестницы… стремясь взобраться, вскакивают на плечи друг другу. На них валят камни, бревна, древесные стволы летят им на головы. Раненых оттаскивают прочь, и тотчас же на их место становятся новые бойцы…
  • — Лестницы повалены… воины лежат под ними, распростертые, как раздавленные черви…
  • — Ворота дрогнули! — продолжала Ревекка. — Вот они трещат, распадаются под его (Черного Рыцаря) ударами… Они бросились через пролом, взяли башню! О боже, хватают защитников и бросают в ров с водою!..
  • — Затихли на время… Наши друзья укрепляются в завоеванной башне. Она так хорошо укрывает их от выстрелов неприятеля, что осажденные лишь изредка посылают туда свои стрелы…"

Вопросы и задания для учащихся.

  • 1. Какие укрепления имел замок и какие орудия использовались при его штурме? Как действовали осажденные и нападающие?
  • 2. Как Айвенго мог узнать, кто нападает на замок?
  • 3. Как вели себя предводители обеих сторон?
  • 4. Найдите в романе В. Скотта продолжение описания. Как дальше должны развиваться события? Когда можно считать замок взятым?
  • 4. На завершающем этапе урока учащиеся вместе с учителем формулируют основные особенности изображения исторических событий в литературном произведении. В тетради должно быть записано:
  • 1. Историческая действительность сочетается с вымышленными событиями, которые, однако, не противоречат обшей характеристике эпохи.
  • 2. Допускается смешение нравов нескольких столетий, которое не нарушает целостности художественной панорамы эпохи.
  • 3. Может не быть точных указаний на время и место событий (в отличие от научного труда).
  • 4. Большое внимание уделяется описаниям природы, лирическим отступлениям.
  • 5. При характеристике героев и событий используются эпитеты и поэтические сравнения.
  • 6. Выбор сюжета определяется не только значимостью в истории, но и личными интересами автора, возможностью раскрыть задуманную тему.
  • 7. В произведении встречается много «мелочей», описаний незначительных деталей.
  • 8. Большое внимание уделяется деталям быта, повседневной жизни, чувств и страстей, используется прямая речь.
  • 9. Язык литературного произведения, как правило, не соответствует описываемой эпохе.

Задания для домашней работы:

  • а) изучите образ Локсли в романе «Айвенго» (гл. XI, XIII). Литературоведы считают, что этот образ создан на основе преданий о Робине Гуде. Что общего у Локсли и Робина Гуда? Докажите справедливость мнения литературоведов или опровергните его, сравнив рассказы о Робине Гуде (любое издание) и отрывки из романа. Баллады о Робине Гуде относятся в основном к XIV в., а роман посвящен событиям XII в. Правомерно ли такое расхождение в романе? Нарушает ли оно историческую правду повествования?
  • б) изучите образ Айвенго. Какие качества рыцаря присущи Айвенго? Соблюдал ли он «кодекс рыцарской чести»? Можно ли назвать его «рыцарем без страха и упрека»? Как Айвенго поступил с побежденными после турнира? Как это характеризует его? Какой девиз был у Айвенго? Почему он его выбрал?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой