в корреспонденции журналисту как бы «приходится объяснять».
Мы уже упоминали о том, что корреспонденция, которая, сообщая новость, одновременно ее и поясняет, слишком долго означала «новость без блеска». Явно не творческий жанр.
В действительности это не так. Корреспонденция — первая ступень «лестницы» жанров оперативного комментирования и ее основание. Она еще прочно стоит на земле событийных фактов.
Жанр корреспонденции опасен тем, что легко «расслаивается», и если сама новость изображена неплохо, пояснения кажется притянутыми, а весь текст — тягучим.
Определения, которыми оперирует журналист, уточняя характеры и события, как правило, далеко не случайны. Читатель приобщается к авторской интерпретации события, входя в круг его эмоциональных оценок. Фрагменты «картинки» (поступок, реплика) выступают в роли попутного комментария и «эмоционального аргумента».
Итак, корреспонденция замкнута на факте. Тут одновременно два плана — информационный и интерпретирующий.
Корреспонденция — это оперативно-комментарийный материал, в котором есть пояснение события помимо основного новостного рассказа или показа.
Журналист умело, творчески сочетает описание события с необходимой детализацией, акцентированием фрагментов, пояснениями, не отделенными от новости, но сопровождающими ее на всех этапах повествования.
Вместе с тем корреспонденция — жанр небольшой формы. Попутные комментарии создают фон, обрамляют, поддерживают, но ни в коем случае не заслоняют главного — новости. Очевиден «пограничный характер» таких материалов, объединяющих задачи журналистики новостей и исследовательских жанров, и их важная особенность — пояснение именно попутное, проясняющее факт, оно более близко к намеку, подведению к позиции, нежели к ее декларированию.