Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Монголия в 1946—1991 годах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сельское хозяйство, основная сфера экономической деятельности еще в 1940;х гг. (60% ВВП, 90% рабочей силы), развивалось достаточно медленно. В 1950;х гг. СССР и другие социалистические страны начали оказывать крупное материальное и техническое содействие в этой сфере. Были созданы специальные машинно-животноводческие станции. В 1955 г. пегделы (сельскохозяйственные кооперативы) повсеместно… Читать ещё >

Монголия в 1946—1991 годах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После окончания Второй мировой войны в Монголии были сокращены расходы на оборону, и многие работники были переведены с военного производства на гражданское. Были снижены цены на продовольствие и многие промышленные товары. Особое внимание стало уделяться здравоохранению, образованию и ликвидации безграмотности. Создавалась современная инфраструктура, модернизировалась добывающая промышленность, появились предпосылки для роста аграрного производства, в первую очередь, животноводства. В конце 1947 г. было объявлено о первом пятилетием плане.

X. Чойбалсан умер в январе 1952 г., и его пост премьер-министра занял Ю. Цеденбал (Y. Tsedenbal), который, но настоянию СССР, занимал пост Генерального секретаря ЦК МНРП с 1940 г. Ю. Цеденбал в 1930;х гг. закончил Сибирский финансово-экономический институт в Иркутске, прошел партийную учебу в Москве, где женился на советской гражданке.

Политический курс стал намного мягче. В 1956 г. был подвергнут критике культ личности Чойбалсана (особенно отмечались репрессии 1937— 1939 гг.), из тюрем были выпущены многие репрессированные при прежнем руководстве граждане. При этом Монголия не участвовала (несмотря на очевидное недовольство Кремля) в развенчании культа личности Сталина, который считался отцом монгольской независимости. В январе 1962 г. ЦК МНРП вновь обрушился на культ личности Чойбалсана.

В 1960 г. была принята новая Конституция. Декларировалось, что социалистическая система, основанная на социалистической собственности на национальное богатство и средства производства, является экономической основой общества. Гарантировались право на равенство и политические права (если они «соответствовали интересам трудящихся»). Отменялись ограничения на политические права, содержавшиеся в Конституции 1940 г. Высшим органом государственной власти МНР объявлялся Великий Народный Хурал. Он образовывал Совет министров, который назывался высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Основной судебной властью наделялся Верховный суд. При этом уже в преамбуле отмечалось: «Руководящей и направляющей силой общества и государства в Монгольской Народной Республике является Монгольская народно-революционная партия, руководствующаяся в своей деятельности всепобеждающей марксистско-ленинской теорией». Этот же тезис содержался и в программе партии. Армия не играла особой политической роли после смерти X. Чойбалсана. С 1958 г. Ю. Цеденбал занимал посты председателя Совета министров и генерального секретаря ЦК МНРП.

Во время XVI съезда МНРП в июле 1971 г. произошли существенные подвижки. Хотя персональных перемен в самых верхних партийных эшелонах, по существу, не было, характерным стало то, что 82% делегатов съезда были новыми фигурами. В 1974 г. председателем совета министров стал Ж. Батмунх (J. Batmonkh), бывший ректор университета, а Ю. Цеденбал получил пост председателя Президиума Великого Народного Хурала МНР. В начале 1980;х гг. Ю. Цеденбал из-за состояния здоровья все слабее контролировал страну. На первое неформальное место выдвинулась его жена — А. И. Филатова, что вызвало недовольство высшего руководства страны. Заручившись поддержкой Москвы, оно в 1984 г. на Пленуме ЦК сняло со всех постов Ю. Цеденбала. Ж. Батмунх стал Генеральным секретарем ЦК МНРП, а чуть позднее — председателем Президиума Великого Народного Хурала МНР.

С середины 1950;х гг. во внутренней политике особое внимание было уделено решению социальных вопросов, модернизации промышленности и сельского хозяйства. Если к 1940;м гг. грамотными было не более 10% населения (неграмотными было и большинство членов МНРП), то в конце 1960;х гг. было объявлено о достижении всеобщей взрослой грамотности. В традиционном монгольском обществе практически все женщины были неграмотными, а в 1985 г. в высших учебных заведениях 63% студентов были девушками (в техникумах — 58%). К концу 1970;х гг. женщинами были 65% врачей и 63% работников образования (67% учителей и 33% преподавателей вузов), искусства и культуры. К 1980;м гг. на образование расходовалось 20% государственного бюджета. Восьмилетнее образование было обязательным. Для детей скотоводов были созданы специальные школы-интернаты (здесь проживали 77% детей из сельской местности). Существовали университет (был открыт еще в 1942 г.) и семь образовательных институтов, в которых учились 25 тыс. студентов (многие получали образование в СССР: в 1983 г. — более 10 тыс. студентов). В 1961 г. была образована Монгольская академия наук, в которую входили 14 исследовательских институтов.

В стране оказывалась бесплатная медицинская помощь. Предписывалось, что в радиусе 50 км от места проживания граждан должен находиться медицинский центр, 70—80 км — госпиталь. К 1980;м гг. в стране были ликвидированы оспа, чума, полиомиелит и дифтерия. Ожидаемая продолжительность жизни возросла более чем в 2 раза (60,8 лет в 1990 г.). Если в 1920—1930;е гг. темпы прироста населения составляли 1%, то в 1970— 1980;х гг. — 2,9%, а в 1980—1990;х гг. — 2,5%. При этом, при продолжении снижения смертности, с середины 1970;х гг. начала сокращаться и рождаемость (хотя и меньшими темпами, чем смертность).

Это интересно!

В 1990 г. по уровню индекса человеческого развития, исчисляемого Программой развития ООН, Монголия заняла б 1-е место в мире (т.е. выше современной позиции России) — именно благодаря успехам в образовании и здравоохранении.

Сельское хозяйство, основная сфера экономической деятельности еще в 1940;х гг. (60% ВВП, 90% рабочей силы), развивалось достаточно медленно. В 1950;х гг. СССР и другие социалистические страны начали оказывать крупное материальное и техническое содействие в этой сфере. Были созданы специальные машинно-животноводческие станции. В 1955 г. пегделы (сельскохозяйственные кооперативы) повсеместно сменили ассоциации производителей, и к 1960 г. в них оказались практически все скотоводы. Если в 1950 г. на долю частных владельцев приходилось 98,3% скота и 62,2% посевной площади, то в 1960 г. государственные организации владели 2,7% скота и 77,5% посевной площади, негделы — 73,8% скота и 22,5% посевной площади, а частные хозяева — 23,5% скота.

После 1960 г. росло количество государственных ферм, сосредоточившихся в первую очередь на производстве зерна. Растениеводство традиционно было плохо развито в Монголии. К 1940;м гг. в стране насчитывалось лишь 26 тыс. га посевной земли, в 1960 г. — 265 тыс. и в 1985 г. — уже 789 тыс. Более 80 тыс. га орошалось искусственно. Основные площади занимали зерновые культуры. Высокого уровня достигла механизация. В 1985 г. 100% сбора картофеля осуществлялось с помощью техники.

Поднимался уровень специализации и кооперации у негделов, которым в 1969 г. были переданы все машинно-животноводческие станции. Кооперативы полностью были сконцентрированы на развитии животноводства. Индивидуальные их члены могли владеть и личным скотом (до 50—75 голов). Именно животноводство оставалось главным аграрным сектором: в 1985 г. на него приходилось 70% всего сельскохозяйственного производства. В 1941 г. в Монголии насчитывалось 27,5 млн голов скота, к 1985 г. это число уменьшилось до 22,5 млн (почти 60% овец, 20% коз).

После вступления Монголии в СЭВ страны социалистического содружества увеличили помощь для развития сельского хозяйства, в том числе и в сфере ирригации. Доля сельского хозяйства в ВВП упала к 1960 г. до 22,9%, а доля занятых в нем — до 60,8%. К 1985 г. первая цифра опустилась до 18,3%, а вторая — до 33,8%. При этом сельское хозяйство давало 60% экспорта Монголии.

Климатические условия оказывали самое серьезное воздействие на сельское хозяйство. Плохие погодные условия негативно сказывались в отдельные годы — в 1967 г., 1976—1977 гг.

На XIII съезде МНРП, проведенном в марте 1958 г., было принято решение о переходе с помощью СССР от «животноводческой» экономики к аграрно-индустриальной. Было объявлено об упоре на развитие добывающей промышленности, электроэнергетики и строительства, на повышение производства нефтепродуктов, минералов и руд цветных металлов. Правда, активное развитие данных сфер началось только с 1970;х гг.

Но уже в 1960;х гг. проходили общие процессы индустриализации. Помощь социалистического содружества помогла Монголии резко расширить и различные сектора промышленности, и географию размещения. В 1960;х гг. были построены крупные промышленные центры в Дархане (Darkhan; строительные материалы, пищевая и легкая промышленность) и Чойбалсане (Choibalsan; добыча угля, пищевая и легкая промышленность), в 1970;х — 1980;х гг. — в Эрдэнэте (Erdenet; цветные металлы, деревообработка) и Баганууре (Baganuur, добыча угля и производство электроэнергии). Улан-Батор, старейший промышленный центр, специализировался на добыче угля, производстве электроэнергии, пищевой промышленности и производстве текстиля. Только за 1971 — 1974 гг. промышленное производство выросло на 45%.

По запасам угля (более 160 млрд т) Монголия входит в первую десятку стран мира. В 1985 г. было добыто 6,5 млн т угля. В 1950—1960 гг. были найдены запасы нефти, добыча которой началась в 1968 г. Страны социалистического содружества проводили геологическую разведку. Запасы меди и молибдена в Эрдэнэте были обнаружены геологами СССР и Чехословакии. В 1985 г. было произведено 2,8 млрд кВт/ч электроэнергии. В 1985 г. на добывающую промышленность пришлось более 42% экспорта Монголии.

Если в 1940 г. на долю промышленности приходилось 8,5% ВВП, то в 1960 г. — 14,6%, в 1970 г. — 22,6%, в 1985 г. — 32,4% (на строительство — 5%). Общее промышленное производство оценивалось (в постоянных ценах 1964 г.) в 1,7 млрд тугриков в 1970 г. и 6,3 млрд — в 1985 г.

Основной сферой промышленности все-гаки оставалась легкая промышленность (производство одежды, изделий из кожи, текстиля, обуви, деревообрабатывающая и пищевая промышленности), на которую в 1985 г. приходилось почти три четверти всего промышленного сектора.

Не все планы удавалось выполнить. Недостаток ресурсов мешал развитию даже легкой промышленности. С 1971 г. Монголия начала координировать ежегодные планы с Советским Союзом. В ходе седьмого пятилетнего плана (1981 — 1985), почти 70% инвестиций шли в производственные сектора экономики (в промышленность и строительство — 45% всех инвестиций, в сельское хозяйство — 14%). В результате в первой половине 1980;х гг. в экономике произошли существенные улучшения. Следует учитывать колоссальную помощь СЭВ. Так, более 60% строительных работ приходилось на долю СССР и других социалистических стран.

С 1986 г. из-за нараставших экономических проблем было принято решение приступить к реформам. Некоторые льготы получили индивидуальные и кооперативные хозяйства в сельском хозяйстве в целях повышения качества продукции, снижения расходов и увеличения эффективности.

В 1988 г. существовало уже почти 500 личных и семейных кооперативов. В 1986 г. более 100 государственных предприятий получили финансовую автономию, включавшую отказ от субсидий в случае убытков. В конце.

1988 г. это было распространено на все государственные предприятия, поделенные на две категории: наиболее крупные контролировались (без вмешательства в повседневную деятельность) центральными органами власти, а более мелкие — местными. Началась реорганизация главных государственных экономических учреждений. Было сокращено количество административных должностей. Страна была поделена на три экономических района, началась децентрализация экономического управления на уровне сельских и городских районов.

На Пленуме ЦК МНРП в январе 1988 г. было объявлено о начале перестройки наподобие советской. Было поставлено 5 основных экономических задач: ускорение экономического развития, внедрение высоких технологий, реформа управления и планирования (сокращение полномочий), придание большей самостоятельности предприятиям, нахождение нового баланса между индивидуальными, коллективными и общественными интересами.

В 1990 г. был принят закон об иностранных инвестициях, который давал право иностранцам покупать акции разных предприятий. В 1991 г. был обнародован закон о приватизации, согласно которому каждый гражданин получил особый инвестиционный купон, на который можно было приобретать государственную собственность. В том же году было объявлено о ликвидации государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий, и началась передача земли и скота в частную собственность.

Экономические реформы не привели к существенным переменам, особенно учитывая постепенную потерю интереса СЭВ к Монголии. С конца.

1989 г. в стране начались политические выступления, появились оппозиционные движения.

Это интересно!

Считается, что оппозиционные движения были в основном спровоцированы интервью шахматиста Г. Каспарова американскому изданию, в котором утверждалось, что СССР может улучшить экономическое положение, «продав» Монголию Китаю.

В марте 1990 г. начались митинги протеста и публичные голодовки. На чрезвычайном съезде МНРП в 1990 г. произошли кадровые перестановки. Генеральным секретарем партии и председателем Президиума Великого Народного Хурала МНР стал П. Очирбат (Р. Ochirbat). В мае партия перерегистрировалась, заявив, что порывает с «коммунистическим» прошлым и становится партией «социалистического» типа. Была легализирована многопартийная система. На первых многопартийных выборах в июле 1990 г. МНРП получила 85% мест в парламенте.

В течение почти всего биполярного периода внешняя политика Монголии была сосредоточена на укреплении связей с Советским Союзом. В 1953 г. (как и в 1944 г.) Улан-Батор даже обращался с просьбой о вхождении Монголии в состав СССР, но получил отказ из-за политических и геополитических причин.

В 1950;е гг. активно развивались и монгольско-китайские связи. В 1952 г. было подписано китайско-монгольское соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Пекин помогал строить железные дороги, предоставлял займы на строительство и даже направлял китайских работников. В 1960 г. был подписан Договор о дружбе и взаимной помощи. Однако по мере разворачивания советско-китайских противоречий УланБатор однозначно встал на советскую сторону, что вызвало самое серьезное недовольство Пекина.

Монголия развивала связи и с развивающимися государствами и приняла участие в Бандунгской конференции 1955 г. Благодаря их поддержке (и, естественно, социалистических стран) в 1961 г. Монголия стала членом ООН. В 1962 г. страна вступила в СЭВ.

Кульминацией официального визита Л. И. Брежнева в Улан-Батор в 1966 г. стало подписание нового Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в котором содержались положения о военно-политических связях. Началось создание в Монголии инфраструктуры для советских войск: базы, дороги, аэродромы, линии связи. Страна превращалась в передовую линию обороны против КНР. Китай прекратил оказание экономической помощи, резко сократился внешнеторговый оборот. Из Монголии были высланы граждане КНР (в середине 1960;х гг. в Монголии насчитывалось 25 тыс. китайцев).

В начале 1970;х гг. количество советских войск в Монголии уже превышало 100 тыс. человек. Москва не поддавалась на шантаж Пекина, который увеличил число военных учений вдоль границ с Монголией и поставил предусловием нормализации отношений с СССР вывод се войск из центрально-азиатской страны. Л. И. Брежнев, выступая в Улан-Баторе, назвал подобное предложение «абсолютно неприемлемым». Экономическая помощь СССР росла и составляла одну треть всего ВВП Монголии. Она стала сокращаться только в годы советской перестройки. Вывод советских войск начался с мая 1989 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой