Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды как финансовая база социального обеспечения населения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ЕСН должно было укрепить бюджетно-финансовые позиции в области социального обеспечения, но ослабило развитие системы социального страхования. Для развития системы социального страхования, а значит и расширения круга лиц, заинтересованных в формировании надежных источников финансирования социальных обязательств, необходимо, чтобы основную часть доходов государственных внебюджетных фондов… Читать ещё >

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды как финансовая база социального обеспечения населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В России сформирована бюджетная система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая законодательством и представляющая собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, в том числе для обеспечения эффективного функционирования системы социального обеспечения.

Социальное обеспечение в Российской Федерации ;

это система материального обеспечения граждан в случае необходимости получения медицинской помощи, наступления временной нетрудоспособности, трудового увечья и профессионального заболевания, материнства, инвалидности, наступления старости, потери кормильца, признания безработным, смерти физического лица или нетрудоспособных членов семьи, находящихся на его иждивении.

В России финансовый механизм социального обеспечения строится на сочетании форм финансирования:

  • • через обязательную систему страхования;
  • • через бюджет государства, т. е. через формирование источников за счет налоговых и иных поступлений в бюджет;
  • • через добровольную систему страхования.

Одним из важных элементов финансирования конкретных видов обязательного социального страхования является процесс создания эффективной социальной политики государства, которая может быть реализована посредством одной из форм финансирования, а именно через обязательную систему страхования путем создания государственных внебюджетных фондов. С начала 1990;х гг. система государственных внебюджетных фондов включает следующие фонды:

  • • Фонд социального страхования РФ (ФСС);
  • • Пенсионный фонд РФ (ПФР);
  • • Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

С созданием в 1990;х гг. государственных внебюджетных фондов в России образовалась новая система финансирования социального, медицинского и пенсионного обеспечения, на смену социальному обеспечению пришло социальное страхование за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Администраторами доходов, т. е. лицами, контролирующими поступление страховых взносов в соответствующие фонды, были государственные внебюджетные фонды. Все страховые взносы от работодателей поступали непосредственно в данные фонды и являлись основными источниками финансирования социального обеспечения граждан Российской Федерации (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Исполнение бюджетов внебюджетных фондов Российской Федерации по доходам, млрд руб.1

Внебюджетный фонд.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

ФСС.

440,05.

463,78.

558,59.

285,85.

ПФР.

3222,65.

4610,08.

5255,64.

5890,36.

ФОМС.

126,60.

101,80.

348,40.

966,50.

Таким образом, с конца XX в. основным принципом обязательного социального страхования является формирование за счет страховых взносов самостоятельных государственных внебюджетных фондов, независимых от федеральных, региональных и местных государственных бюджетов. Однако сегодня данный принцип не может полностью быть реализован, так как фонды не обладают необходимыми полномочиями и не представляют интересы значительного круга лиц, средств государственных внебюджетных фондов недостаточно на покрытие государственных социальных обязательств, а значит, часть средств на социальное обеспечение выделяется из федерального бюджета. Вопрос дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов и эффективного их формирования встал очень остро, что способствовало появлению идеи консолидации бюджетов государственных внебюджетных фондов в составе федерального бюджета. Но тогда возникла бы угроза развитию системы страхования и перехода на социальное обеспечение за счет государственной казны. Кроме того, такой переход предполагает длительный и трудоемкий процесс формирования новой нормативной базы. Необходимо отметить, что процедура администрирования страховых взносов в эти годы имела ряд недостатков:

  • • средства фондов использовались не, но целевому назначению или неэффективно;
  • • процедура регистрации плательщиков страховых вносов в фондах занимала значительное время, так, например, плательщикам страховых взносов приходилось подавать на регистрацию большой объем учредительных документов[1]

в каждый фонд, и проверка этих документов занимала значительное время;

  • • процедура отчетности в фонды также была трудоемкой в связи с отсутствием в то время совершенной материальнотехнической базы и компьютерных технологий, к тому же отчетность плательщики страховых взносов сдавали ежеквартально и в каждый фонд;
  • • для каждого вида страхования и в каждый фонд устанавливались свои особые правила исчисления страховых взносов, не имевшие обоснования в глазах плательщиков и приводившие к многочисленным нарушениям при исчислении и уплате страховых взносов.

Все перечисленные выше факторы вызвали необходимость введения единых подходов к вопросам исчисления страховых взносов и создания единого администратора данных платежей с хорошей материальной и кадровой базой.

В результате в 2001 г. в Российской Федерации был введен единый социальный налог (ECII), администратором которого стали налоговые органы, обладающие более совершенной материально-профессиональной базой. Главой 24 НК РФ устанавливался единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды не были реорганизованы, но с них сняли роль администрирования страховых взносов, при этом ЕСН полностью перечислялся на счета государственных внебюджетных фондов, но счета открывались не в кредитных учреждениях, а в государственных органах казначейства с целью осуществления оперативного контроля за данными средствами. Переход на казначейскую систему финансирования не позволил фондам быть полноправными распорядителями, в то же время все поступавшие средства в данные фонды направлялись только на социальное обеспечение и не перераспределялись между другими бюджетами государства.

Введение

ЕСН предполагало усиление администрирования данного вида доходов. Таким образом, основная деятельность фондов — социальное обеспечение — теоретически не пострадала, но такие преобразования, как замена страховых взносов налогом, вызвали массу нареканий со стороны научных кругов и застрахованных лиц.

Введение

ЕСН должно было укрепить бюджетно-финансовые позиции в области социального обеспечения, но ослабило развитие системы социального страхования. Для развития системы социального страхования, а значит и расширения круга лиц, заинтересованных в формировании надежных источников финансирования социальных обязательств, необходимо, чтобы основную часть доходов государственных внебюджетных фондов составляли страховые взносы. Такие взносы не относятся к налогам и налоговой системе. Существует различие между налогом и страховым взносом. Налог является индивидуальным безвозмездным платежом, страховой платеж является возмездным: например, при достижении пенсионного возраста накопленный пенсионный капитал возвращается работнику через ежемесячные пенсионные выплаты. Налог является платежом общего покрытия, т. е. не адресным платежом. А страховой взнос является адресным, так как платится за конкретного работника, от величины этого взноса зависит размер пенсионных и социальных прав данного работника. Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос, например на обязательное пенсионное страхование, как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности.

К 2010 г. возникла неординарная ситуация: страховщиком по отношению к страхователям и застрахованным лицам являлись государственные внебюджетные фонды, которые производили им соответствующие социальные выплаты, а контроль за поступлением средств от страхователей осуществляли налоговые органы. Персонифицированная отчетность предоставлялась в ПФР, а отчетность по ЕСН, формировавшему средства ФСС и ФОМС, — в налоговый орган. Разделение информационного и финансового потоков привело к сбою системы социальных выплат. Дефицит бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, в начале пенсионной реформы 2002 г. составлявший 134 млрд руб., к концу 2009 г. увеличился до 465 млрд руб.

Введение

ЕСН и его администрирование налоговыми органами не обеспечили необходимого финансирования государственных внебюджетных фондов, чья доходная часть значительно уменьшилась. Потеря финансовой устойчивости внебюджетными фондами, отвлечение средств государственного бюджета для финансирования программ социального страхования привели к нарушению принципа автономности внебюджетных фондов. В целях восстановления системы внебюджетного финансирования социального страхования в 2010 г. ЕСН был отменен, и на смену ему вновь пришли страховые взносы, администрируемые внебюджетными фондами (табл. 7.2). Администрирование включает контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) взносов, зачет и возврат излишне уплаченных взносов, взыскание задолженности.

Таблица 7.2.

Распределение полномочий, но администрированию взносов на социальное страхование.

Вид страховых взносов.

Формирует доходы.

ПФР.

ФСС.

На обязательное пенсионное страхование.

ПФР.

X.

;

На обязательное медицинское страхование.

ФОМС.

X.

;

На случай временной нетрудоспособности.

ФСС.

;

X.

В связи с материнством.

ФСС.

;

X.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты государственных внебюджетных фондов являются налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные и прочие поступления, представленные в табл. 7.3.

Бюджет государственного внебюджетного фонда — это экономические отношения, связанные с образованием и расходованием денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства в области социального, пенсионного и медицинского страхования. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами и законами субъектов РФ.

Нецелевое расходование денежных средств бюджетов не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с действующим законодательством.

Доходы, подлежащие зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов

Таблица 73

Пенсионный фонд РФ.

Фонд социального страхования РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Территориальные государственные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования.

Налоговые доходы: на основании п. 12 ст. 241 НК РФ (задолженность по единому социальному налогу).

Налоговые доходы: на основании п. 12 ст. 241 НК РФ (задолженность по единому социальному налогу).

Налоговые доходы: на основании п. 12 ст. 241 НК РФ (задолженность по единому социальному налогу).

Налоговые доходы: на основании п. 12 ст. 241 НК РФ (задолженность по единому социальному налогу).

Неналоговые доходы:

  • • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • • дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы

на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР;

• взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

Неналоговые доходы:

  • • страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной н етрудосп особ н ости и в связи с материнством;
  • • страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний;

• недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС;

Неналоговые доходы:

  • • страховые взносы на обязательное медицинское страхование;
  • • недоимки, пени

и штрафы по взносам в ФОМС;

  • • доходы от размещения временно свободных средств ФОМС;
  • • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба

Неналоговые доходы:

  • • доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба

Пенсионный фонд РФ.

Фонд социального страхования РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Территориальные государственные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования.

  • • недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФР;
  • • доходы от размещения средств ПФР;
  • • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба
  • • доходы от размещения временно свободных средств ФСС;
  • • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба

Безвозмездные поступления:

• межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФР;

  • • безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
  • • взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций

Безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС.

Безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФОМС.

Безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из ФОМС, в том числе субвенции.

Прочие поступления.

Прочие поступления.

Прочие поступления.

Прочие поступления.

С 2010 г. в государственных внебюджетных фондах реализуется информационная модель процесса администрирования, предусматривающая упрощение работы плательщиков страховых взносов и снижение издержек по их администрированию. Организована синхронизация финансового (страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование) и информационного (сведения персонифицированного учета) потоков, позволяющая обеспечить эффективность администрирования и достоверность информации персонифицированного учета.

В рамках программы развития системы социального страхования с 2010 г. осуществляются межбюджетные трансферты из государственного бюджета и стимулирование добровольного страхования в виде добровольных взносов граждан и работодателей. Распределение нагрузки по финансированию социальных программ между государством и страхователями (работодателями и населением) обязывает государство нести дополнительную ответственность перед частными инвесторами — участниками добровольного государственного страхования в части эффективного использования, размещения и администрирования соответствующих взносов.

Вопросы и задания для самоконтроля.

  • 1. Какие формы финансирования присущи финансовому механизму социального обеспечения в России?
  • 2. Какие факторы в 1990;х гг. вызвали необходимость введения единых подходов к вопросам исчисления страховых взносов и создания единого администратора — налогового органа?
  • 3. Кто является администратором страховых взносов на медицинское страхование в настоящее время?
  • 4. Укажите различия между налогом и страховым взносом.
  • 5. Назовите плюсы и минусы единого социального налога.
  • 6. Почему возникла необходимость отмены единого социального налога?
  • 7. Каков был дефицит бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии в начале пенсионной реформы в 2002 г. и каков он на современном этапе развития пенсионной реформы?
  • 8. Перечислите источники поступлений денежных средств в бюджеты государственных внебюджетных фондов, в частности, в ПФР.

Тесты

  • 1. Финансовый механизм социального обеспечения в России строится на сочетании следующих форм финансирования:
    • а) через обязательную систему страхования;
    • б) через бюджет государства, т. е. через формирование источников за счет налоговых и иных поступлений в бюджет;
    • в) через добровольную систему страхования;
    • г) все ответы верны.
  • 2. Единый социальный налог был введен в Российской Федерации:
    • а) в 2001 г.;
    • б) 2004 г.;
    • в) 1991 г.
  • 3. Администратором ЕСН были:
    • а) налоговые органы;
    • б) государственные внебюджетные фонды;
    • в) все ответы верны.
  • 4. Единый социальный налог был отменен в России:
    • а) в 2001 г.;
    • б) 2004 г.;
    • в) 2010 г.
  • 5. Источниками поступлений денежных средств в бюджеты государственных внебюджетных фондов являются:
    • а) налоговые доходы;
    • б) неналоговые доходы;
    • в) безвозмездные и прочие поступления;
    • г) все ответы верны.
  • 6. Укажите, какое утверждение верно:
    • а) страховые взносы нс относятся к налогам и налоговой системе;
    • б) различие между налогом и страховым взносом возникает только на этапе администрирования;
    • в) страховой платеж является индивидуальным безвозмездным платежом.
  • [1] Источник: Министерство финансов Российской Федерации: [офиц.сайт). URL: http://info.minfin.ru/fss.php; http://info.minfin.ru/pf.php; http://info.minfin.ru/foms.php (дата обращения: 28.10.2013).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой