Стимулирование экологических аспектов в работе персонала объекта повышенной опасности
Предоставления в СМИ информации, которую они могли бы опубликовать, рассказав таким образом о передовых разработках в области экологических технологий, что будет для их авторов хорошим мотивирующим фактором; Регулярно проводить «профилактические» мероприятия, направленные на повышение экологического сознания персонала ОПО, развитие способности распознавать возникшие проблемы и прилагать усилия… Читать ещё >
Стимулирование экологических аспектов в работе персонала объекта повышенной опасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исключительно высокое значение на практике имеет рассматриваемый здесь аспект обеспечения ПЭБ, который предполагает четкое определение соответствующих задач и методов, стимулов и приоритетов, их исполнения и поощрения, всестороннего информационного обеспечения и поддержки.
Что касается задач по соответствующей мотивации персонала ОНО, то они должны развивать у них следующие желания и возможности [4]:
- • работать энергично и творчески на достижение экологических целей ОПО;
- • на каждом рабочем месте действовать экологически целесообразно, добиваясь при этом высоких трудовых результатов в производственной сфере;
- • ответственно относиться к окружающей среде и содействовать становлению «экономики качества труда и сохранения окружающей среды»;
- • отстаивать идеи охраны окружающей среды не только на рабочем месте, но и при общении с людьми за его пределами.
В ходе подобного мотивирования сотрудников можно достичь высокого результата, если непосредственно апеллировать к таким их чертам, как:
- • чувства, делая упор на эмоциональную привязанность людей к природе;
- • интеллект, разъясняя персоналу ОНО, например, следующую последовательность неблагоприятных явлений: сокращение популяции птиц —> —> распространение вредных насекомых —" необходимость использования пестицидов —> загрязнение грунтовых вод. Каждое последующее звено в подобной цепи ведет к дополнительным негативным последствиям и взаимосвязям;
- • чувство ответственности не только за свое и других людей здоровье, но и за сохранность биологического разнообразия растений и животных;
- • проницательность в выборе, оценке и использовании экологической информации с целью принятия продуманных и ответственных решений;
- • желание планировать и соврешать действия на благо людей и природной среды.
Важно определиться и с методами мотивирования, включив в их число:
- 1) «постепенность убеждения», применение которой связано с реализацией администрацией ОПО следующих основных шагов:
- • пробудить любопытство и интерес к экологическим вопросам, например путем представления сведений об экологической аварии, оказавшей непосредственное воздействие на персонал ОПО, или надписей типа «Отказываясь использовать водосберегающее оборудование, вы теряете М литров воды в год»,
- • поэтапно повысить экологическую осведомленность сотрудников, обновляя информацию о мерах по охране окружающей среды внутри и за пределами ОПО на доске объявлений под названием «Экологические новости»,
- • регулярно проводить «профилактические» мероприятия, направленные на повышение экологического сознания персонала ОПО, развитие способности распознавать возникшие проблемы и прилагать усилия для их решения,
- • заинтересовывать и обучать сотрудников экологически верному поведению на рабочем месте, в производственном помещении и на территории ОПО;
- 2) «максимизацию способности обучения» персонала, предполагающая получение желаемого результата исходя из того, что человек запоминает:
- • только 10% из того, что он прочитал, например, в книге или газете,
- • 20% того, что лично услышал, например, прослушав аудиодиск,
- • 30% из того, что увидел сам, скажем, какую-либо презентацию,
- • 50% того, что он увидел и услышал, к примеру — лекцию с презентацией,
- • 70% из того, о чем говорил сам в процессе самостоятельного повторения,
- • 90% того, что он делал самостоятельно и несколько раз в месяц;
- 3) «Опору на потребности» персонала ОПО, особенно на те, которые служат предметом его постоянного внимания. Обычно это потребности людей:
- • в материальных благах, необходимых для удовлетворения бытовых повседневных нужд (допустим, крайне желательно премировать тех, кто добивается успеха в охране природы или предлагает экологические нововведения),
- • безопасности (например, информировать сотрудников о содержании ядовитых веществ в полуфабрикатах и важности использования ими спецодежды),
- • осознании необходимости обществу (в частности, укрепить «командное чувство» стажеров способны мероприятия типа экологических семинаров),
- • принадлежности к повышенному статусу (важнейшие методы укрепления чувства собственного достоинства сотрудников — это выражение благодарности, похвала, признание заслуг, награждение за примерную работу),
- • самореализации (лучший способ удовлетворения этой потребности сотрудников — их участие в разработке и решении экологических задач ОПО).
Опыт успешного руководства указывает также на важность привлечения персонала непосредственно к реализации программ мотивирования и тренингов. При этом формы привлечения могут быть следующими:
- • подготовка всеми ответственными сотрудниками списков реалистичных экологических целей для своих подразделений к началу каждого нового года;
- • обсуждение и количественная оценка предложенных целей, и их проверка на соответствии миссии ОПО и финансовым задачам подразделения;
- • мотивация персонала к использованию предложений для выявления и реализации новых возможностей сохранения окружающей среды;
- • согласование экологических целей с экономическими задачами и поддержка сотрудников, активно стремящихся к достижению тех и других;
- • доведение до персонала конечного варианта перечня задач и целей и подтверждение его уверенности в причастности к их составлению;
- • акцентирование на значимости выполнения подобного перечня и дополнение его административного контроля самооценкой персонала ОПО для развития инициативы и получения удовлетворения от сделанной им работы;
- • ежегодный анализ деятельности каждого сотрудника с целью определения степени реализации им задач, качества их решения и вскрытых дефектов.
При реализации изложенных выше форм привлечения персонала целесообразно внедрять систему поощрений в денежной или другой форме, например премий за сокращение издержек и экономии, поскольку премии всегда:
- • служат стимулом для достижения и улучшения экономических и экологических целей и задач;
- • могут варьироваться по степени совпадения достигнутых экономических показателей со связанными с ними экологическими целями и задачами ОПО;
• должны рассчитываться так, чтобы исключать компенсацию низкоэффективной экологической работы за счет успешной экономической и наоборот.
Важным стимулом для сотрудников являются также схемы рассмотрения природоохранных рационализаторских предложений, поэтому:
- • администрация ОПО должна разработать и внедрить порядок подачи предложений, при котором в случае их успешного внедрения сотрудник получает определенную часть сэкономленных средств;
- • при выплате вознаграждения за принятые рационального предложения следует повышать его размер, если одновременно с сокращением расхода энергии, воды и сырья снижается объем вредных выбросов в окружающую ОПО среду;
- • целесообразно иметь урны для сбора природоохранных предложений, напоминающие сотрудникам предлагать соответствующие мероприятия, не обязательно подкрепляя их инициативу какими-то вознаграждениями;
- • следует выражать признательность за подачу успешных экологических предложений объявлением благодарности, публикацией заметок в газете ОПО, а если предложение оказывается очень эффективным или сотрудник сделал целый ряд предложений, то награждать его специальным почетным значком;
- • желательно также ввести систему автоматического премирования за любое экологическое предложение, позволяющее хоть как-то снизить издержки;
- • нужно способствовать тому, чтобы члены персонала, работающие над улучшением качества продукции ОПО, также изучали возможности улучшения состояния окружающей среды, демонстрируя тем самым, что экологические аспекты являются составляющим компонентом качества продукции;
- • следует изучать возможности создания специальных «экологических кружков» и использовать такие творческие методы отыскания решений соответствующих проблем, как, например, «мозговой штурм»;
- • лучше всего отмечать сотрудников, подавших самые эффективные предложения, во время общественно значимых праздничных мероприятий;
- • уместно также приглашать супругов успешно работающего персонала на «вечера изобретателей», что даст возможность повысить свой статус в глазах семьи и поддержать усилия ОПО в сфере охраны окружающей среды.
Следует также признавать достижения сотрудников путем:
- • объявления благодарностей и выражения признательности за экологически сознательное поведение, прививая таким способом интерес другим сотрудникам к приложению усилий по охране окружающей среды;
- • вознаграждения авторов высоких показателей в работе по сохранению окружающей среды так же, как и за достижения в производстве или продажах продукции;
- • признания достижений ваших сотрудников в деле охраны окружающей среды, выдвигая их кандидатами на получение наград от смежных ОПО;
- • размещения информации о деятельности персонала по сохранению окружающей среды в средствах массовой информации, придавая ему уверенность в важности и успешности своей деятельности и укрепляя внутриорганизационные связи в этой сфере;
- • предоставления в СМИ информации, которую они могли бы опубликовать, рассказав таким образом о передовых разработках в области экологических технологий, что будет для их авторов хорошим мотивирующим фактором;
- • публикации пресс-релизов о высококачественных и экологически чистых товарах ОПО, создавая о нем положительное общественное мнение.
При этом всегда важна моральная поддержка экологической деятельности:
- • она требуется в тех случаях, когда меняются (снижаются) традиционные нормы и стандарты (например, бумага из вторичного сырья не будет такой же белой, как ранее используемая) и когда от сотрудника требуются дополнительные усилия для ее осуществления (например, идти к точке сбора отработанных материалов, расположенной за 50 м от его рабочего места);
- • в ситуациях, когда надо поощрять отказ от старых привычек (например, выбрасывать отработанные батарейки на улицу, а не в специальные урны);
- • даже если сотрудники ОПО уже достигли некоторых успехов в работе по охране окружающей среды;
- • когда благодарность высказана кому-то в присутствии других лиц, что не только ему вдвойне приятно, но и мотивирует других к ее получению.
Наконец, всегда следует стремиться к поощрению сотрудников ОПО, участвующих в любых массовых экологических проектах, для чего:
- • планируйте и проводите «бескорыстные» мероприятия в области охраны окружающей среды, давая понять всему рабочему коллективу, что администрация и акционеры тратят часть доходов для охраны окружающей среды;
- • руководствуясь принципом «первый шаг всегда самый трудный», добивайтесь того, чтобы каждый сотрудник ОПО внес свой, пусть небольшой, вклад в сохранение окружающей среды;
- • объявляйте, что в конце года администрация внесет в природоохранный фонд сумму, равную той, которая накопилась is результате отчислений сотрудников;
- • установите совместное управление экологическим фондом, наделив руководство ОПО и трудовой коллектив равным количеством голосов при принятии решений об использовании его средств;
- • принимайте согласованные с коллективом решения администрации ОПО, например, о патронаже сельскохозяйственной фермы с целью производства для столовой персонала свежих продуктов питания;
- • устраивайте праздники по случаю успешно проведенных экологических мероприятий подобно тому, как это обычно делают садоводы в спортивно-рекреационном центре ОПО, построенном на средства премиального экологического фонда.
Подобные мероприятия, как показывает передовой опыт, всегда мотивируют сотрудников к участию в новых экологических проектах, включая снижение отходов производства и их выброса в окружающую среду.