Оценка реализуемости мер поддержки с учетом потребностей отраслевых товаропроизводителей в дополнительных субсидиях
Разумеется, субсидии отличаются и по форме, и по содержанию. Практикой доказано, что субсидии, выдаваемые под инвестиционные кредиты, реально способствуют модернизации производства и ресурсосбережению в отечественном АПК. В то же время многие виды субсидий носят чисто компенсационный характер и оказывают слабое стимулирующее воздействие на указанные процессы. Однако в условиях жесткой конкуренции… Читать ещё >
Оценка реализуемости мер поддержки с учетом потребностей отраслевых товаропроизводителей в дополнительных субсидиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сопоставление принятых Российской Федерацией обязательств по присоединению к ВТО и возможностей субсидирования отечественных СХТ позволяет обратить внимание на разный уровень защищенности отраслевых товаропроизводителей.
В своей монографии[1] авторы предприняли попытку прогноза среднегодовых импортных цен по основным продуктовым группам, производимым в стране и одновременно импортируемым ею в значительных объемах. Уже отмечалось, что к этим группам относятся основные виды мяса (говядина, свинина, мясо птицы, баранина), а также сахар свекловичный, молоко и молочные продукты.
Прогноз импортных цен производился как на основе определения их среднегодовых приростов в 2005—2012 гг., так и с использованием метода экспертных оценок. По аналогичной схеме определялись цены на соответствующие товары отечественных товаропроизводителей. То же самое относится и к оценке полной себестоимости указанных видов продукции.
Для расчета дополнительного объема субсидий авторами была предложена методика, в основу которой была положена следующая формула:
где ДОСi — дополнительный объем субсидий на i-й вид продукции в соответствующем календарном году, млрд руб.; Цопi — прогнозная средняя цена отечественных производителей на i-й вид продукции в соответствующем календарном году, тыс. руб/т; Циi — прогнозная средняя цена импортеров на i-й вид продукции в соответствующем календарном году, тыс. руб/т (цепа импортеров рассчитывалась авторами путем умножения средней импортной цены соответствующего товара на коэффициент средней ввозной таможенной пошлины и нормативный коэффициент рентабельности, равный 1,25); разница (Цопi — Циi) соответствует ставке субсидии; Прi — физический объем отечественного производства i-гo вида продукции в соответствующем календарном году (по сценарию 1), млн т; Ктi — коэффициент товарности i-го вида продукции в соответствующем календарном году.
Расчеты по данной методике на примере свинины и молока представлены в табл. 10.3.
Что же касается баранины, то в силу убыточности ее производства ставка субсидии рассчитывалась на основе разницы между ценой производителя (Цопi) и полной себестоимостью данного вида продукции в соответствующем прогнозном периоде.
По нашим расчетам, среди производимых в стране и импортируемых в значительных объемах сельскохозяйственных и продовольственных товаров в дополнительной поддержке в 2013—2020 гг. будут нуждаться именно свинина, молоко и молочные продукты, баранина и козлятина. Расчеты показывают, что по указанным товарным группам цены импортеров, обеспечивающие даже 25%-ную рентабельность, в течение этого периода будут ниже цен отечественных товаропроизводителей. Чтобы лишить импортеров данного существенного преимущества, рассматривался сценарий 2 с выплатой дополнительных объемов субсидий отечественным СХТ. Для баранины и козлятины эти объемы рассчитывались в параметрах, обеспечивающих безубыточность функционирования отрасли.
Таблица 10.3.
Компонентная база для расчета прогнозных объемов дополнительных субсидий на свинину, баранину и молоко в Российской Федерации, 2013−2020 гг.
Год. | Вид продукции. | Цена, тыс. руб/т. | Ставка субсидии, тыс. руб/т. | Производство, тыс. т. | Коэффициент товарности. | Объем субсидий, млрд руб. | |
ОП*. | И*. | ||||||
Свинина. | 117,11. | 106,52. | 10,59. | 0.744. | 21,42. | ||
Баранина. | 121,71. | 128.12**. | 6,41. | 198,5. | 0,55. | 0,70. | |
Молоко. | 14,98. | 13,78. | 1,20. | 32 000. | 0,597. | 22,91. | |
Свинина. | 124,14. | 111,49. | 12,65. | 0,744. | 25,87. | ||
Баранина. | 129,02. | 135.81**. | 6,79. | 204,1. | 0,55. | 0,76. | |
Молоко. | 15,88. | 14,12. | 1,76. | 32 100. | 0,597. | 33,81. | |
Свинина. | 131,58. | 119,58. | 12,00. | 0,744. | 25,17. | ||
Баранина. | 136,76. | 143,96**. | 7,20. | 209,9. | 0,55. | 0,83. | |
Молоко. | 16,84. | 14,96. | 1,88. | 32 300. | 0,597. | 36,18. | |
Свинина. | 139,48. | 128,09. | 11,39. | 0,744. | 24,57. | ||
Баранина. | 144,96. | 152,59**. | 7,63. | 215,9. | 0,55. | 0,91. | |
Молоко. | 17,85. | 15,77. | 2,07. | 32 700. | 0,597. | 40,48. | |
Свинина. | 147,85. | 140,59. | 7,26. | 0,744. | 15,97. | ||
Баранина. | 153,66. | 161,75**. | 8,09. | 222,1. | 0,55. | 0,99. | |
Молоко. | 18,92. | 17,51. | 1,41. | 33 200. | 0,597. | 27,86. | |
Свинина. | 156,72. | 153,35. | 3,37. | 0,744. | 7,64. | ||
Баранина. | 162,88. | 171,45**. | 8,57. | 228,4. | 0,55. | 1,08. | |
Молоко. | 20,05. | 18,93. | 1,12. | 33 500. | 0,597. | 22,47. | |
Свинина. | 166,12. | 163,62. | 2,51. | 0,744. | 5,81. | ||
Баранина. | 172,65. | 181.74**. | 9,09. | 0,55. | 1,18. | ||
Молоко. | 21,25. | 19,65. | 1,60. | 33 700. | 0,597. | 32,27. | |
Свинина. | 176,09. | 169,57. | 6,52. | 0,744. | 15,51. | ||
Баранина. | 183,01. | 192,64**. | 9,63. | 0,55. | 1,27. | ||
Молоко. | 22,53. | 19,84. | 2,69. | 34 000. | 0,597. | 54,52. |
* Цена ОП — средняя цена отечественных СХТ; Цена И — цена импортеров (с учетом ввозной таможенной пошлины и нормативного коэффициента рентабельности).
** Полная себестоимость (ПС) 1 т баранины (в убойной массе).
Предполагается, что реализация подпрограммы «Развитие мясного скотоводства» выведет отрасль на должный уровень рентабельности и без дополнительных субсидий. В то же время значительные субсидии молочному скотоводству будут способствовать и улучшению финансово-экономических показателей производства сопутствующего продукта отрасли — мяса крупного рогатого скота.
Как таковое дополнительное субсидирование мясного птицеводства в силу его таможенной защищенности по сценарию 2 не предусматривается, однако инвестиционные кредиты предлагается поддерживать субсидиями и после 2015 г. После 2017 г. предлагается поддерживать инвестиционные кредиты и в свиноводстве. Также, но сценарию 2 предлагается вернуть механизм субсидируемого кредитования в целях приобретения СХТ энергонасыщенной техники, развивая его параллельно с механизмом продажи техники со скидкой.
Разумеется, субсидии отличаются и по форме, и по содержанию. Практикой доказано, что субсидии, выдаваемые под инвестиционные кредиты, реально способствуют модернизации производства и ресурсосбережению в отечественном АПК. В то же время многие виды субсидий носят чисто компенсационный характер и оказывают слабое стимулирующее воздействие на указанные процессы. Однако в условиях жесткой конкуренции с импортерами «компенсирующие» субсидии вполне уместны и в состоянии благотворно влиять на современный уровень и эффективность отечественного производства.
Повышение бюджетной нагрузки по сценарию 2 нам представляется оправданным, поскольку направлено на развитие эффективных механизмов государственной поддержки товаропроизводителей отечественного АПК. К их числу авторы относят и механизмы субсидируемого кредитования. Второй немаловажной задачей сценария 2 является проверка реализуемости Государственной программы с учетом ограничений ВТО по «желтой корзине» в случае корректировки бюджетных расходов в сторону увеличения на 20−30%.
Расчеты по сценарию 2 даны в табл. 10.4.
Представленные нами расчеты подтверждают возможность реализации Государственной программы при большем объеме ее финансирования с учетом обязательств страны перед ВТО по объемам АМП.
Расчеты показывают, что вполне возможно избежать превышения мер «желтой корзины», если Минсельхоз России будет в состоянии контролировать режим de minimis и грамотно управлять процессом внутренней поддержки сельского хозяйства. Необходимость в дополнительном субсидировании отечественного АПК вызывается еще и тем, что неизбежное ежегодное удорожание промышленных товаров и услуг, приобретаемых СХТ, будет приводить к частичному обесцениванию номинальных объемов субсидирования.
Таблица 10.4
Оценочные объемы и структура государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Российской Федерации на 2013−2020 гг. Сценарий 2.
Показатель. | Год. | |||||||
Объем бюджетного финансирования Государственной программы — всего, млрд руб. | 238,862. | 236,753. | 263,247. | 280,033. | 294,301. | 310,327. | 325,120. | 338,670. |
в том числе: финансирование мероприятий «зеленой корзины» . | 49,578. | 38,360. | 39,132. | 57,146. | 59,817. | 65,940. | 71,514. | 78,775. |
прямые производственные субсидии. | 189,284. | 198,392. | 224,115. | 222,887. | 234,484. | 244,387. | 253,606. | 259,895. |
Дополнительный объем прямых производственных субсидий, млрд руб. | 46,895. | 65,038. | 69,589. | 76,453. | 60,245. | 51,366. | 63,455. | 98,568. |
в том числе: продуктовые субсидии. | 45,030. | 60,439. | 62,553. | 67,286. | 49,247. | 38,849. | 49,719. | 83,920. |
субсидии по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники. | 1,865. | 4,600. | 7,035. | 9,167. | 10,999. | 12,518. | 13,735. | 14,648. |
Совокупный объем прямых производственных субсидий, млрд руб. | 236,179. | 263,431. | 293,704. | 299,340. | 294,730. | 295,754. | 317,060. | 358,464. |
в том числе: продуктовые субсидии de minimis, млрд руб. | 37.114. | 37,582. | 43,724. | 44,853. | 46,369. | 47,927. | 49,367. | 51,969. |
продуктовые субсидии «желтой корзины» (текущая АМПпс), млрд. руб. | 101,090. | 119,353. | 127,865. | 132,529. | 113,606. | 101,273. | 110,424. | 142,924. |
непродуктовые субсидии (НС), млрд руб. | 97,975. | 106,496. | 122,115. | 121,958. | 134,755. | 146,554. | 157,270. | 163,571. |
Косвенные субсидии (КС), млрд руб. | 27.500. | 27,700. | 28.500. | 28.700. | 28,800. | 28,900. | 29,000. | 29,000. |
НС + КС, млрд руб. | 125,475. | 134,196. | 150,615. | 150,658. | 163,555. | 175,454. | 186,270. | 192,571. |
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства (ВПсх), млрд руб. | 3494,1. | 3793,9. | 4111,8. | 4453,5. | 4820,6. | 5217.2. | 5652,2. | 6117,1. |
Соотношение объема НС + КС и ВПсх, %. | 3,59. | 3,54. | 3,66. | 3,38. | 3,39. | 3,36. | 3,30. | 3,15. |
Курс рубля по отношению к доллару США, руб/1 долл. | 31,40. | 32,10. | 33,70. | 34,90. | 37,10. | 39,30. | 40,80. | 41,20. |
Совокупная текущая АМП («желтая корзина»): млрд руб. | 101,090. | 119,353. | 127,865. | 132,529. | 113,606. | 101,273. | 110,424. | 142,924. |
млрд долл. США. | 3,219 | 3,718 | 3,794 | 3,797 | 3,062 | 2,577 | 2,706 | 3,469 |
Допустимый уровень совокупной текущей, А ?11, млрд долл. США. | 9,000. | 8,100. | 7,200. | 6,300. | 5,400. | 4,400. | 4,400. | 4,400. |
Исходя из фактического уровня цен, умеренно оптимистического варианта прогноза Минэкономразвития Российской Федерации, была принята к расчетам следующая прогнозная динамика среднегодовых индексов цен на промышленные товары и услуги, приобретаемые СХТ (рис. 10.5[2]).
Рис. 10.5. Прогнозная динамика среднегодовых индексов цен на промышленные товары и услуги, приобретаемые СХТ Российской Федерации.
Используя вышеуказанный инструментарий, можно рассчитать покупательную способность субсидий (ПСС), взяв за базу, например, 2012 г. — год, предшествующий реализации Государственной программы. При этом расчет можно провести по следующей формуле:
где СПn — объем приведенных субсидий n-го года реализации Государственной программы, пересчитанный по покупательной способности субсидий 2012 г. (млрд руб.); CHn — объем номинальных (запланированных) субсидий на n-й год реализации Государственной программы (млрд руб.); Inб — базисный индекс цен «-го года на промышленные товары и услуги, приобретаемые отечественными СХТ (единиц).
На рис. 10.6 представлены плановые (номинальные) объемы субсидирования отечественных СХТ и те же объемы, но пересчитанные по покупательной способности субсидий 2012 г.[3] Обращает на себя внимание тот факт, что к 2020 г. даже при условии реализации умеренно оптимистического сценария социально-экономического развития страны предусмотренные объемы финансирования Государственной программы по покупательной способности субсидий будут в 2 раза меньше своих плановых значений.
Рис. 10.6. Прогнозная динамика номинальных и приведенных объемов бюджетного финансирования мероприятий Государственной программы по сценариям 1 и 2.
К сожалению, расчеты показывают, что в период реализации Государственной программы (в рамках заданных сценарных условий) диспаритет цен па промышленную и сельскохозяйственную продукцию будет углубляться (рис. 10.7).
В связи с прогнозируемым углублением ценового диспаритета были бы оправданными действия федеральных и региональных властей по изысканию дополнительных средств государственной поддержки СХТ.
Рис. 10.7. Прогнозная динамика базисных индексов цен на производимую и потребляемую продукцию в сельском хозяйстве Российской Федерации (2012 г. = 1).
Дополнительные средства господдержки необходимы еще и потому, что в случае реализации сценария 1 уровни прямого производственного субсидирования отечественных СХТ в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в течение 2013−2020 гг. практически останутся на отметке 2010 г. (в долларовом эквиваленте). По данным экспертов, в 2010 г. значение этого показателя в среднем по России составляло 77,2% от соответствующего уровня господдержки фермеров Канады, 56,5% - от уровня США, 6,3% (!) — от уровня Европейского союза. Конкурировать с продукцией стран, где на протяжении десятилетий сельское хозяйство поддерживается существенно выше отечественного уровня, будет весьма непросто.
Важно обратить внимание на то, что в современных условиях в особой поддержке нуждается отечественное свиноводство. Во-первых, потому что с присоединением к ВТО отрасль лишилась необходимого уровня таможенной защиты (на что уже обращалось внимание). Во-вторых, потому что развитие отрасли сопряжено с огромными затратами и рисками, связанными с наличием реальной эпизоотической угрозы — африканской чумы свиней. В этой связи отраслевые товаропроизводители (в том числе и ведущие личное подсобное хозяйство) вправе рассчитывать на благоприятный режим поддержки со стороны федеральных и региональных властей России.
- [1] Меры государственной поддержки АПК в условиях членства России в ВТО: монография / В. М. Кошелев [и др.]. М.: Изд-во РГАУ — МСХА им. К. А. Тимирязева, 2014. С. 81−88.
- [2] График составлен и рассчитан на основе среднегодовых приростов уровней цен и данным умеренно оптимистического варианта прогноза социально-экономическою развития Российской Федерации (разработчик — Минэкономразвития Российской Федерации). URI-: economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/macro/prognoz/indexprognoz
- [3] Графики на рис. 10.6 и 10.7 составлены и рассчитаны на основе плановых показателей Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013- 2020 гг., прогнозных сценариев развития и уровней базисных индексов цен. Материалы Государственной программы размещены на сайте Минсельхоза России. URL: mcx.ru/documents/document/show/22 026.htm