Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка реализуемости мер поддержки с учетом потребностей отраслевых товаропроизводителей в дополнительных субсидиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разумеется, субсидии отличаются и по форме, и по содержанию. Практикой доказано, что субсидии, выдаваемые под инвестиционные кредиты, реально способствуют модернизации производства и ресурсосбережению в отечественном АПК. В то же время многие виды субсидий носят чисто компенсационный характер и оказывают слабое стимулирующее воздействие на указанные процессы. Однако в условиях жесткой конкуренции… Читать ещё >

Оценка реализуемости мер поддержки с учетом потребностей отраслевых товаропроизводителей в дополнительных субсидиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сопоставление принятых Российской Федерацией обязательств по присоединению к ВТО и возможностей субсидирования отечественных СХТ позволяет обратить внимание на разный уровень защищенности отраслевых товаропроизводителей.

В своей монографии[1] авторы предприняли попытку прогноза среднегодовых импортных цен по основным продуктовым группам, производимым в стране и одновременно импортируемым ею в значительных объемах. Уже отмечалось, что к этим группам относятся основные виды мяса (говядина, свинина, мясо птицы, баранина), а также сахар свекловичный, молоко и молочные продукты.

Прогноз импортных цен производился как на основе определения их среднегодовых приростов в 2005—2012 гг., так и с использованием метода экспертных оценок. По аналогичной схеме определялись цены на соответствующие товары отечественных товаропроизводителей. То же самое относится и к оценке полной себестоимости указанных видов продукции.

Для расчета дополнительного объема субсидий авторами была предложена методика, в основу которой была положена следующая формула:

Оценка реализуемости мер поддержки с учетом потребностей отраслевых товаропроизводителей в дополнительных субсидиях.

где ДОСi — дополнительный объем субсидий на i-й вид продукции в соответствующем календарном году, млрд руб.; Цопi — прогнозная средняя цена отечественных производителей на i-й вид продукции в соответствующем календарном году, тыс. руб/т; Циi — прогнозная средняя цена импортеров на i-й вид продукции в соответствующем календарном году, тыс. руб/т (цепа импортеров рассчитывалась авторами путем умножения средней импортной цены соответствующего товара на коэффициент средней ввозной таможенной пошлины и нормативный коэффициент рентабельности, равный 1,25); разница (Цопi — Циi) соответствует ставке субсидии; Прi — физический объем отечественного производства i-гo вида продукции в соответствующем календарном году (по сценарию 1), млн т; Ктi — коэффициент товарности i-го вида продукции в соответствующем календарном году.

Расчеты по данной методике на примере свинины и молока представлены в табл. 10.3.

Что же касается баранины, то в силу убыточности ее производства ставка субсидии рассчитывалась на основе разницы между ценой производителя (Цопi) и полной себестоимостью данного вида продукции в соответствующем прогнозном периоде.

По нашим расчетам, среди производимых в стране и импортируемых в значительных объемах сельскохозяйственных и продовольственных товаров в дополнительной поддержке в 2013—2020 гг. будут нуждаться именно свинина, молоко и молочные продукты, баранина и козлятина. Расчеты показывают, что по указанным товарным группам цены импортеров, обеспечивающие даже 25%-ную рентабельность, в течение этого периода будут ниже цен отечественных товаропроизводителей. Чтобы лишить импортеров данного существенного преимущества, рассматривался сценарий 2 с выплатой дополнительных объемов субсидий отечественным СХТ. Для баранины и козлятины эти объемы рассчитывались в параметрах, обеспечивающих безубыточность функционирования отрасли.

Таблица 10.3.

Компонентная база для расчета прогнозных объемов дополнительных субсидий на свинину, баранину и молоко в Российской Федерации, 2013−2020 гг.

Год.

Вид продукции.

Цена, тыс. руб/т.

Ставка субсидии, тыс. руб/т.

Производство, тыс. т.

Коэффициент товарности.

Объем субсидий, млрд руб.

ОП*.

И*.

Свинина.

117,11.

106,52.

10,59.

0.744.

21,42.

Баранина.

121,71.

128.12**.

6,41.

198,5.

0,55.

0,70.

Молоко.

14,98.

13,78.

1,20.

32 000.

0,597.

22,91.

Свинина.

124,14.

111,49.

12,65.

0,744.

25,87.

Баранина.

129,02.

135.81**.

6,79.

204,1.

0,55.

0,76.

Молоко.

15,88.

14,12.

1,76.

32 100.

0,597.

33,81.

Свинина.

131,58.

119,58.

12,00.

0,744.

25,17.

Баранина.

136,76.

143,96**.

7,20.

209,9.

0,55.

0,83.

Молоко.

16,84.

14,96.

1,88.

32 300.

0,597.

36,18.

Свинина.

139,48.

128,09.

11,39.

0,744.

24,57.

Баранина.

144,96.

152,59**.

7,63.

215,9.

0,55.

0,91.

Молоко.

17,85.

15,77.

2,07.

32 700.

0,597.

40,48.

Свинина.

147,85.

140,59.

7,26.

0,744.

15,97.

Баранина.

153,66.

161,75**.

8,09.

222,1.

0,55.

0,99.

Молоко.

18,92.

17,51.

1,41.

33 200.

0,597.

27,86.

Свинина.

156,72.

153,35.

3,37.

0,744.

7,64.

Баранина.

162,88.

171,45**.

8,57.

228,4.

0,55.

1,08.

Молоко.

20,05.

18,93.

1,12.

33 500.

0,597.

22,47.

Свинина.

166,12.

163,62.

2,51.

0,744.

5,81.

Баранина.

172,65.

181.74**.

9,09.

0,55.

1,18.

Молоко.

21,25.

19,65.

1,60.

33 700.

0,597.

32,27.

Свинина.

176,09.

169,57.

6,52.

0,744.

15,51.

Баранина.

183,01.

192,64**.

9,63.

0,55.

1,27.

Молоко.

22,53.

19,84.

2,69.

34 000.

0,597.

54,52.

* Цена ОП — средняя цена отечественных СХТ; Цена И — цена импортеров (с учетом ввозной таможенной пошлины и нормативного коэффициента рентабельности).

** Полная себестоимость (ПС) 1 т баранины (в убойной массе).

Предполагается, что реализация подпрограммы «Развитие мясного скотоводства» выведет отрасль на должный уровень рентабельности и без дополнительных субсидий. В то же время значительные субсидии молочному скотоводству будут способствовать и улучшению финансово-экономических показателей производства сопутствующего продукта отрасли — мяса крупного рогатого скота.

Как таковое дополнительное субсидирование мясного птицеводства в силу его таможенной защищенности по сценарию 2 не предусматривается, однако инвестиционные кредиты предлагается поддерживать субсидиями и после 2015 г. После 2017 г. предлагается поддерживать инвестиционные кредиты и в свиноводстве. Также, но сценарию 2 предлагается вернуть механизм субсидируемого кредитования в целях приобретения СХТ энергонасыщенной техники, развивая его параллельно с механизмом продажи техники со скидкой.

Разумеется, субсидии отличаются и по форме, и по содержанию. Практикой доказано, что субсидии, выдаваемые под инвестиционные кредиты, реально способствуют модернизации производства и ресурсосбережению в отечественном АПК. В то же время многие виды субсидий носят чисто компенсационный характер и оказывают слабое стимулирующее воздействие на указанные процессы. Однако в условиях жесткой конкуренции с импортерами «компенсирующие» субсидии вполне уместны и в состоянии благотворно влиять на современный уровень и эффективность отечественного производства.

Повышение бюджетной нагрузки по сценарию 2 нам представляется оправданным, поскольку направлено на развитие эффективных механизмов государственной поддержки товаропроизводителей отечественного АПК. К их числу авторы относят и механизмы субсидируемого кредитования. Второй немаловажной задачей сценария 2 является проверка реализуемости Государственной программы с учетом ограничений ВТО по «желтой корзине» в случае корректировки бюджетных расходов в сторону увеличения на 20−30%.

Расчеты по сценарию 2 даны в табл. 10.4.

Представленные нами расчеты подтверждают возможность реализации Государственной программы при большем объеме ее финансирования с учетом обязательств страны перед ВТО по объемам АМП.

Расчеты показывают, что вполне возможно избежать превышения мер «желтой корзины», если Минсельхоз России будет в состоянии контролировать режим de minimis и грамотно управлять процессом внутренней поддержки сельского хозяйства. Необходимость в дополнительном субсидировании отечественного АПК вызывается еще и тем, что неизбежное ежегодное удорожание промышленных товаров и услуг, приобретаемых СХТ, будет приводить к частичному обесцениванию номинальных объемов субсидирования.

Таблица 10.4

Оценочные объемы и структура государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Российской Федерации на 2013−2020 гг. Сценарий 2.

Показатель.

Год.

Объем бюджетного финансирования Государственной программы — всего, млрд руб.

238,862.

236,753.

263,247.

280,033.

294,301.

310,327.

325,120.

338,670.

в том числе:

финансирование мероприятий «зеленой корзины» .

49,578.

38,360.

39,132.

57,146.

59,817.

65,940.

71,514.

78,775.

прямые производственные субсидии.

189,284.

198,392.

224,115.

222,887.

234,484.

244,387.

253,606.

259,895.

Дополнительный объем прямых производственных субсидий, млрд руб.

46,895.

65,038.

69,589.

76,453.

60,245.

51,366.

63,455.

98,568.

в том числе:

продуктовые субсидии.

45,030.

60,439.

62,553.

67,286.

49,247.

38,849.

49,719.

83,920.

субсидии по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники.

1,865.

4,600.

7,035.

9,167.

10,999.

12,518.

13,735.

14,648.

Совокупный объем прямых производственных субсидий, млрд руб.

236,179.

263,431.

293,704.

299,340.

294,730.

295,754.

317,060.

358,464.

в том числе:

продуктовые субсидии de minimis, млрд руб.

37.114.

37,582.

43,724.

44,853.

46,369.

47,927.

49,367.

51,969.

продуктовые субсидии «желтой корзины» (текущая АМПпс), млрд. руб.

101,090.

119,353.

127,865.

132,529.

113,606.

101,273.

110,424.

142,924.

непродуктовые субсидии (НС), млрд руб.

97,975.

106,496.

122,115.

121,958.

134,755.

146,554.

157,270.

163,571.

Косвенные субсидии (КС), млрд руб.

27.500.

27,700.

28.500.

28.700.

28,800.

28,900.

29,000.

29,000.

НС + КС, млрд руб.

125,475.

134,196.

150,615.

150,658.

163,555.

175,454.

186,270.

192,571.

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства (ВПсх), млрд руб.

3494,1.

3793,9.

4111,8.

4453,5.

4820,6.

5217.2.

5652,2.

6117,1.

Соотношение объема НС + КС и ВПсх, %.

3,59.

3,54.

3,66.

3,38.

3,39.

3,36.

3,30.

3,15.

Курс рубля по отношению к доллару США, руб/1 долл.

31,40.

32,10.

33,70.

34,90.

37,10.

39,30.

40,80.

41,20.

Совокупная текущая АМП («желтая корзина»): млрд руб.

101,090.

119,353.

127,865.

132,529.

113,606.

101,273.

110,424.

142,924.

млрд долл. США.

3,219

3,718

3,794

3,797

3,062

2,577

2,706

3,469

Допустимый уровень совокупной текущей, А ?11, млрд долл. США.

9,000.

8,100.

7,200.

6,300.

5,400.

4,400.

4,400.

4,400.

Исходя из фактического уровня цен, умеренно оптимистического варианта прогноза Минэкономразвития Российской Федерации, была принята к расчетам следующая прогнозная динамика среднегодовых индексов цен на промышленные товары и услуги, приобретаемые СХТ (рис. 10.5[2]).

Прогнозная динамика среднегодовых индексов цен на промышленные товары и услуги, приобретаемые СХТ Российской Федерации.

Рис. 10.5. Прогнозная динамика среднегодовых индексов цен на промышленные товары и услуги, приобретаемые СХТ Российской Федерации.

Используя вышеуказанный инструментарий, можно рассчитать покупательную способность субсидий (ПСС), взяв за базу, например, 2012 г. — год, предшествующий реализации Государственной программы. При этом расчет можно провести по следующей формуле:

Оценка реализуемости мер поддержки с учетом потребностей отраслевых товаропроизводителей в дополнительных субсидиях.

где СПn — объем приведенных субсидий n-го года реализации Государственной программы, пересчитанный по покупательной способности субсидий 2012 г. (млрд руб.); CHn — объем номинальных (запланированных) субсидий на n-й год реализации Государственной программы (млрд руб.); Inб — базисный индекс цен «-го года на промышленные товары и услуги, приобретаемые отечественными СХТ (единиц).

На рис. 10.6 представлены плановые (номинальные) объемы субсидирования отечественных СХТ и те же объемы, но пересчитанные по покупательной способности субсидий 2012 г.[3] Обращает на себя внимание тот факт, что к 2020 г. даже при условии реализации умеренно оптимистического сценария социально-экономического развития страны предусмотренные объемы финансирования Государственной программы по покупательной способности субсидий будут в 2 раза меньше своих плановых значений.

Прогнозная динамика номинальных и приведенных объемов бюджетного финансирования мероприятий Государственной программы по сценариям 1 и 2.

Рис. 10.6. Прогнозная динамика номинальных и приведенных объемов бюджетного финансирования мероприятий Государственной программы по сценариям 1 и 2.

К сожалению, расчеты показывают, что в период реализации Государственной программы (в рамках заданных сценарных условий) диспаритет цен па промышленную и сельскохозяйственную продукцию будет углубляться (рис. 10.7).

В связи с прогнозируемым углублением ценового диспаритета были бы оправданными действия федеральных и региональных властей по изысканию дополнительных средств государственной поддержки СХТ.

Прогнозная динамика базисных индексов цен на производимую и потребляемую продукцию в сельском хозяйстве Российской Федерации (2012 г. = 1).

Рис. 10.7. Прогнозная динамика базисных индексов цен на производимую и потребляемую продукцию в сельском хозяйстве Российской Федерации (2012 г. = 1).

Дополнительные средства господдержки необходимы еще и потому, что в случае реализации сценария 1 уровни прямого производственного субсидирования отечественных СХТ в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в течение 2013−2020 гг. практически останутся на отметке 2010 г. (в долларовом эквиваленте). По данным экспертов, в 2010 г. значение этого показателя в среднем по России составляло 77,2% от соответствующего уровня господдержки фермеров Канады, 56,5% - от уровня США, 6,3% (!) — от уровня Европейского союза. Конкурировать с продукцией стран, где на протяжении десятилетий сельское хозяйство поддерживается существенно выше отечественного уровня, будет весьма непросто.

Важно обратить внимание на то, что в современных условиях в особой поддержке нуждается отечественное свиноводство. Во-первых, потому что с присоединением к ВТО отрасль лишилась необходимого уровня таможенной защиты (на что уже обращалось внимание). Во-вторых, потому что развитие отрасли сопряжено с огромными затратами и рисками, связанными с наличием реальной эпизоотической угрозы — африканской чумы свиней. В этой связи отраслевые товаропроизводители (в том числе и ведущие личное подсобное хозяйство) вправе рассчитывать на благоприятный режим поддержки со стороны федеральных и региональных властей России.

  • [1] Меры государственной поддержки АПК в условиях членства России в ВТО: монография / В. М. Кошелев [и др.]. М.: Изд-во РГАУ — МСХА им. К. А. Тимирязева, 2014. С. 81−88.
  • [2] График составлен и рассчитан на основе среднегодовых приростов уровней цен и данным умеренно оптимистического варианта прогноза социально-экономическою развития Российской Федерации (разработчик — Минэкономразвития Российской Федерации). URI-: economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/macro/prognoz/indexprognoz
  • [3] Графики на рис. 10.6 и 10.7 составлены и рассчитаны на основе плановых показателей Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013- 2020 гг., прогнозных сценариев развития и уровней базисных индексов цен. Материалы Государственной программы размещены на сайте Минсельхоза России. URL: mcx.ru/documents/document/show/22 026.htm
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой