Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура парламента и его конституционное закрепление

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реальная власть верхних палат может быть разной. В зависимости от этого различают систему сильной и слабой верхней палаты. Сильная верхняя палата предполагает ее равноправие с нижней палатой, прежде всего при осуществлении законодательных полномочий (функций). Это означает, что ни один закон не может быть принят без согласия обеих палат, включая верхнюю (Италия, США). Система слабой верхней… Читать ещё >

Структура парламента и его конституционное закрепление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структура парламентов в современном мире бывает однои двухпалатной, реже — трехпалатной.

Двухпалатная структура называется бикамерализмом, который характерен для большинства современных парламентов (Великобритания, Италия, Испания, США, Франция, Германия, Япония и др.). Однопалатные парламенты существуют в немногих странах (Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Израиль и др.)[1].

Федеративные государства имеют, как правило, двухпалатный парламент. При этом верхняя палата представляет субъекты, входящие в состав федерации (США, Германия, Бразилия, Мексика, Швейцария и др.). Двухпалатные парламенты имеются и в некоторых унитарных государствах (Италия, Испания, Франция, Япония и др.), причем верхняя палата формируется от административно-территориальных образований.

В континентальной Европе многие страны имеют однопалатные парламенты (Болгария, Венгрия, Дания, Швеция, Финляндия и др.).

В большинстве стран Америки и во многих странах Азии (Индия, Малайзия, Филиппины и др.) действуют двухпалатные парламенты.

Нижние палаты и однопалатные парламенты называются по-разному: национальное собрание (Франция, Вьетнам), национальный совет (Австрия, Швейцария), палата депутатов (Италия, Бразилия, Чехия), палата представителей (Бельгия, США, Япония).

Верхние палаты называются сенатом, но нередко имеют и другие названия, например, Федеральный совет (Австрия), Бундесрат (Германия), Совет штатов (Индия)[2].

Преимущества однопалатного парламента:

1) более простая процедура согласования позиций разных политических Групп;

2) большая предсказуемость результатов (отсутствует интрига взаимоотношений палат).

Отрицательные черты однопалатного парламента являются продолжением положительных, поскольку таким органом легче манипулировать, а доминирование одной партии (в сочетании с несовершенной избирательной системой и невысокой политической культурой элит) может привести к игнорированию мнения реального большинства, что, в свою очередь, чревато социальными потрясениями. Соответственно, все эти рассуждения применялись и к двухпалатному парламенту, но иначе[3].

Применительно к федеративному государству и западная, и социалистическая доктрина отдавали предпочтение двухпалатному парламенту[4].

В унитарных государствах западная доктрина также признавала необходимость существования второй палаты, обосновывая это необходимостью сдерживать «горячность» нижней (формировавшейся на более демократической основе). Эта аргументация была подвергнута критике как учеными социалистического направления, так и многими западными исследователями.

Тем не менее и в настоящее время существуют и однопалатные (Болгария, Дания, Финляндия), и двухпалатные парламенты в унитарных государствах (Польша, Франция, Япония). Две палаты создаются для:

  • а) представительства интересов аристократии (Палата лордов Великобритании, сильно реформированная);
  • б) представительства политике)-территориальных единиц (Польша, Испания, Япония).

В федерациях, как правило, двухпалатные парламенты (США, ФРГ, Германия и др.).

Более двух палат создается обычно для реализации какой-либо политической концепции данного конкретного государства (то есть она не является общераспространенной, а прямо продиктована конкретной ситуацией и может быть понята только в конкретном историческом контексте). Так, например, в Югославии для реализации концепции самоуправляющегося общества, в котором каждый индивид выступал в нескольких «ипостасях» (как член политической организации, как работник, как член местного сообщества) и каждая из них должна была реализовываться в представительстве, был создан шестипалатный парламент[5].

Статус парламентария предопределен полномочиями, которые он осуществляет как член представительного и законодательного органа. Соответственно, законодательство призвано обеспечить ему максимально «комфортные» условия для этого.

Правовой статус парламентария включает:

  • 1) свободный мандат (то есть он является представителем всей нации, а не своей избирательной единицы, не может быть отозван избирателями);
  • 2) ряд привилегий и иммунитетов (его нельзя привлечь к ответственности за высказывания в парламенте, арестовать иначе как с разрешения парламента и др.);
  • 3) права и обязанности по участию в деятельности парламента;
  • 4) определенное материальное содержание, позволяющее ему заниматься парламентской деятельностью профессионально, то есть не выполняя другой работы[6].

Реальная власть верхних палат может быть разной. В зависимости от этого различают систему сильной и слабой верхней палаты. Сильная верхняя палата предполагает ее равноправие с нижней палатой, прежде всего при осуществлении законодательных полномочий (функций). Это означает, что ни один закон не может быть принят без согласия обеих палат, включая верхнюю (Италия, США). Система слабой верхней палаты характеризуется превосходством нижней палаты в законодательном процессе, то есть при возникновении разногласий между ними относительно текста закона решающее слово остается за нижней палатой, которая может преодолеть возражения верхней палаты (Германия, Великобритания, Испания)[7].

  • [1] Смоленский М. Б. Указ. соч. С. 103.
  • [2] Смоленский М. Б. Указ. соч. С. 103.
  • [3] Андреева Г. Н. Указ. соч. С. 167.
  • [4] Но при этом социалистическая наука конституционного права исходила из того, что федерация должна быть построена на национальной основе, в мононациональном государствеоснований для создания федерации не видели. Именно поэтому в восточных землях Германии (ГДР) было создано унитарное государство вместо федеративного.
  • [5] Андреева Г. Н. Указ соч. С. 168.
  • [6] Там же. С. 168.
  • [7] 441 Смоленский М. Б. Указ. соч. С. 104.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой