Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этика профессионального бухгалтера и аудитора

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональная компетентность бухгалтера — непременное условие деятельности, без которого она невозможна. Она обеспечивается общим, специальным и высшим образованием с соответствующей сдачей аттестационных экзаменов и подтверждается аттестатами, дипломами и сертификатами. Важную роль в профессиональной компетенции работников учета играет опыт практической работы по специальности. Бухгалтер… Читать ещё >

Этика профессионального бухгалтера и аудитора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отличительной особенностью аудиторской и бухгалтерской профессий является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому их ответственность не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интересах, бухгалтеры и аудиторы обязаны соблюдать и подчиняться нормам профессиональной этики и морали.

Кодекс этики профессионального поведения существует главным образом для профессий, имеющих особую, повышенную ответственность перед обществом — государственных служащих, врачей, профессиональных бухгалтеров, к которым относят и аудиторов.

Этический кодекс профессионального поведения бухгалтеров был сформулирован и провозглашен Международной федерацией бухгалтеров сравнительно недавно — в конце прошлого столетия. В Российской Федерации он официально признан в 2003 г. как Кодекс этики членов ИПБ. Этот Кодекс разработан с учетом требований законодательства Российской Федерации и положений Кодекса этики аудиторов в России, принятых несколько ранее. " Кодекс этики профессиональных бухгалтеров — членов Института профессиональных бухгалтеров России" был утвержден решением Президентского Совета ИПБА России (протокол № 09/07 от 26.09.2007).

Хотя профессиональных бухгалтеров и аудиторов в международной практике иногда объединяют в одну профессию, кодексы этики их поведения имеют различия, и правильно будет говорить о наличии двух кодексов.

Необходимость специального кодекса этики поведения бухгалтеров, работающих в качестве учетных работников на предприятиях, в учреждениях и других организациях, обусловлена специфическим содержанием выполняемых бухгалтерией функций и общественным назначением учетной профессии.

Общественное предназначение бухгалтерской профессии проявляется в том, что бухгалтеры способствуют эффективному и рациональному использованию ресурсов, предотвращают нерациональные траты, непроизводительные расходы, обеспечивают сохранность своего, принадлежащего предприятию и примеченного для хозяйственной деятельности чужого имущества. Они контролируют соблюдение законодательства при совершении сделок и хозяйственных операций собственным персоналом и сторонними лицами и организациями. Вместе с аудиторами они обеспечивают необходимую для всех участников делового сообщества достоверность финансовой отчетности.

Правительство, инвесторы, кредиторы, работодатели и общественность в целом по данным этой отчетности в индивидуальном или свободном виде принимают решения, от которых зависят состояние экономики страны, финансовое положение и состояние организаций, которые имеют дело с данным предприятием. Без достоверных данных бухгалтерского учета невозможен эффективный финансовый менеджмент, а также налогообложение, осуществление всех основных функций управления. Они являются необходимым условием предоставления кредитов и займов, привлечения стороннего капитала отечественных и зарубежных инвесторов. Не будет преувеличением утверждение о том, что профессиональное поведение бухгалтеров и аудиторов в процессе их деятельности влияет на экономическое благосостояние общества и государства.

Профессиональные бухгалтеры могут пользоваться доверием всех, кто имеет с ними дело, если будут не только делать свою работу на высоком качественном уровне, но и вести себя в соответствии с этическими нормами своей профессии, кодексом профессионального поведения. Целями этого кодекса являются:

  • • установление общих принципов, которыми должны руководствоваться профессиональные бухгалтеры и аудиторы в своей работе и поведении;
  • • формулирование правил поведения профессиональных бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла предприятия и в разных ситуациях;
  • • изложение порядка разрешения этических конфликтов и ситуаций, когда взгляды и мнения профессиональных бухгалтеров, клиентов и работодателей не совпадают.

Для достижения целей бухгалтерской профессии и поддержания ее высокого авторитета в обществе необходимо соблюдение определенных условий и фундаментальных принципов. К ним относятся честность, объективность, профессиональная компетентность, должная тщательность (добросовестность) в работе, конфиденциальность, профессиональное поведение, необходимость регламентации и использования руководящих стандартов.

Честность — обязательное качество каждого порядочного человека. Применительно к бухгалтерам и аудиторам оно означает необходимость действовать открыто и честно, следуя общим нормам морали и представлениям о понятиях справедливости, правдивости, прямоты и искренности.

Объективность требует, чтобы профессиональный бухгалтер не был подвержен влиянию предубеждений, пристрастий, конфликтам интересов. Это особенно важно для аудиторов, которым для обеспечения объективности суждения о достоверности учета и отчетности необходимо избегать возможности давления со стороны заинтересованных лиц, руководствоваться здравым смыслом, избегать отношений, которые могут допустить предвзятость и необъективность.

Профессиональная компетентность бухгалтера — непременное условие деятельности, без которого она невозможна. Она обеспечивается общим, специальным и высшим образованием с соответствующей сдачей аттестационных экзаменов и подтверждается аттестатами, дипломами и сертификатами. Важную роль в профессиональной компетенции работников учета играет опыт практической работы по специальности. Бухгалтер и аудитор обязаны постоянно поддерживать свои профессиональные знания и навыки на уровне, необходимом для качественного выполнения своей работы.

Добросовестность в работе всегда была отличительным признаком бухгалтерской профессии. Без этого бухгалтер создаст много проблем не только для себя при поиске и исправлении ошибок, но и для других, для которых невнимательность или небрежность коллеги приведет к их собственным ошибкам или неправильным выводам и решениям при использовании учетной информации.

Принцип конфиденциальности означает, что профессиональный бухгалтер обязан не разглашать устно и письменно информацию, полученную в процессе предоставления профессиональных услуг. Обязательства по сохранению конфиденциальности сохраняются и после прекращения отношений между руководством организации и профессиональным бухгалтером.

Профессиональное поведение означает, что профессиональный бухгалтер обязан действовать в соответствии с высокой репутацией своей профессии и воздерживаться от каких-либо действий, высказываний и поступков, которые могли бы нанести ей ущерб. Это положение кодекса этики профессионального бухгалтера касается в первую очередь бухгалтеров — физических лиц.

Необходимость регламентации и использования единых стандартов в бухгалтерском учете — одна из отличительных особенностей этой профессии. Она обусловлена ее общественным предназначением. Бухгалтерский учет на предприятии не может быть творчеством свободного художника. Профессиональный бухгалтер обязан выполнять свою работу в соответствии с действующими нормативными положениями и документами, техническими и профессиональными стандартами.

" Кодекс этики аудиторов России" в новой редакции был одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России от 31.05.2007 (протокол № 56). «Кодекс этики аудиторов России» подготовлен с учетом требований законодательства РФ на основе рекомендаций Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров (IFAC) с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов.

В разделе 1 Кодекса приведены основные принципы профессиональной этики аудитора и руководство по применению этих принципов на практике (модель поведения аудитора и аудиторской организации). Аудиторы должны применять данную модель для выявления угроз нарушения основных принципов, оценки серьезности таких угроз, а в случаях, когда угроза оценивается иначе, чем явно незначительная, — для принятия мер предосторожности с целью устранения угрозы или сведения ее до приемлемого уровня, при котором соответствие основным принципам не подвергается опасности.

В разделах 2−9 Кодекса описан порядок применения указанной модели поведения в конкретных ситуациях. В них приведены примеры мер предосторожности против угроз нарушения основных принципов. Кроме того, приведены примеры ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности с должной тщательностью, компетентностью и старанием.

Кодекс признает, что основной целью аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов.

Для достижения профессиональных целей аудитор обязан соблюдать ряд исходных условий и принципов:

  • • честность. При предоставлении профессиональных услуг аудитор должен действовать открыто и честно;
  • • объективность. Аудитор должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица, ни другие факторы;
  • • профессиональная компетентность и должная тщательность. Аудитор предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы аудируемые организации и работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг;
  • • профессиональное поведение. Аудитор должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое могло бы ее дискредитировать;
  • • конфиденциальность, обусловленная тем, что аудиторские организации обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц. Размер оплаты профессиональных услуг аудитора не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме названных. Размер оплаты зависит от объема и качества предоставляемых услуг, может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионализма; его авторитета и степени ответственности аудитора.

Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.

Аудитор должен воздерживаться от нелояльных действий в отношении коллеги при замене клиентом аудитора, содействовать вновь назначенному аудитору в получении информации о клиенте и причинах замены аудитора.

Информирование вновь назначенного аудитора производится в письменной форме с соблюдением этических норм о конфиденциальности.

Аудитор имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для оказания профессиональных услуг других аудиторов и иных специалистов. Отношения с другими аудиторами (специалистами), привлекаемыми дополнительно, должны быть деловыми и корректными.

Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, всей своей деятельностью способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов.

Аттестованный аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушает профессиональную этику.

Взаимоотношения сотрудников и аудиторской фирмы должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания.

Аудитор обязан тщательно и квалифицированно выполнять указания аудируемой организации или работодателя в той мере, насколько они соответствуют требованиям честности, объективности и независимости.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой