Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Естественнонаучная и гуманитарная культура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На самом деле это противопоставление неправильно. Человек, будучи элементом и природы и общества, имеет биосоциальную природу. Он формируется под действием как гуманитарной, так и естественнонаучной культуры. Они формируют его мировоззрение, и в человеке оно представляет собой нечто целостное. В этом плане сходство и различие между этими двумя культурам, с одной стороны, неявны, а с другой… Читать ещё >

Естественнонаучная и гуманитарная культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гуманитарная культура — это созданные людьми и обществом посредством их субъективного сознания уникальные материальные и духовные ценности. Это всё, что связано с понятием духовного, а именно с моралью, религией, искусством, политикой, философией и т. п.

В отличие от гуманитарной культуры, естественнонаучная культура — это материальное достояние, созданное людьми и обществом на основе объективно существующих явлений природы. К естественнонаучной культуре относится то, что связано с понятием материального, а именно с естественными науками, промышленностью, строительством, сельским хозяйством, медициной, бытом и т. п.

Английский политик, физик и писатель барон Чарльз Перси Сноу (1905—1980) на основе анализа ситуации, сложившейся к середине XX в., констатировал, что традиционная гуманитарная культура Запада и возникшая на основе научного прогресса так называемая «научная культура» не только не понимают друг друга, но и находятся во враждебном состоянии друг к другу. Конфликт возник из-за того, что большие успехи естествознания в XX в. (космонавтика, атомная энергетика, электронная вычислительная техника, генетика и многое другое) радикально влияли на жизнь людей. А в это время гуманитарная культура не могла предъявить равнозначные результаты, но вместе с тем она претендовала на свою специфичность, обособленность и право господствовать над сознанием людей.

На самом деле это противопоставление неправильно. Человек, будучи элементом и природы и общества, имеет биосоциальную природу. Он формируется под действием как гуманитарной, так и естественнонаучной культуры. Они формируют его мировоззрение, и в человеке оно представляет собой нечто целостное. В этом плане сходство и различие между этими двумя культурам, с одной стороны, неявны, а с другой — очевидны. Техническое развитие общества дает новые возможности для духовного развития. А развитие естественнонаучной культуры без учета, например, морали опасно для всего человечества. Так что должно быть взаимодействие этих двух культур, а не война между ними.

Естествознание в контексте человеческой культуры. Культура накладывает отпечаток на предметную деятельность человека. Она влияет на методы и способы познания окружающего нас мира. Сама наука есть элемент духовной культуры, а это значит, что процессы, протекающие внутри культуры, как системы, влияют и на науку. Человек, как биосоциальный объект, создает внутри природной среды рукотворную культурную среду. При этом, находясь внутри природы, он занимается ее изучением, создает различные модели и образы окружающего мира. С помощью своего разума человек не только осваивает окружающий мир, но и преобразует его. В результате он «очеловечивает» природу, создает «искусственную» природу — цивилизацию, в которую обязательно входит и культура, и наука. В разные периоды истории существует определенная степень развития человеческого сообщества. Изменяется степень воздействия на природу, которое, в свою очередь, зависит от культурного развития общества. Например, на ранних этапах развития общества в культуре господствовали мистические представления. В античную эпоху господствовало мифологическое мировоззрение, в Средние века — религиозный подход к миру. Сегодня господствующим является научный подход. Справедливости ради следует отметить, что с развитием общества предшествующие подходы полностью не исчезают, но их роль в общем подходе незначительна.

Наука как элемент культуры имеет определенные отличия от других ее составляющих:

  • • если искусство занимается отражением действительности в художественных образах, то наука рациональна и образы (наблюдения, опыты) — это только начало исследования, итогом которого является создание теорий;
  • • в отличие от религии, основанной на внечувственном (вере), наука опирается на эмпирическую реальность;
  • • в отличие от идеологии, истины науки общезначимы и не определяются социальным заказом;
  • • в отличие от техники, наука считает своей целью изучение реальности, а не практическое применение полученного знания.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой