Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Алюминиевые сплавы. 
Материаловедение и технология конструкционных материалов. 
Штамповочное и литейное производство

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокопрочный сплав ВАЛ 12 на основе системы А1—Zn—Mg— Си предназначен для изготовления деталей, к которым предъявляются повышенные требования по прочности и усталости. Он может успешно конкурировать как с алюминиевыми деформируемыми сплавами, так и с малоуглеродистыми сталями, некоторыми латунями и бронзами. Детали из сплава ВАЛ 12 могут длительно работать при 200 °C и кратковременно при 250 °C… Читать ещё >

Алюминиевые сплавы. Материаловедение и технология конструкционных материалов. Штамповочное и литейное производство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Алюминиевые сплавы подразделяют на сплавы, деформируемые обработкой (ГОСТ 4784—74) и прессованием (ГОСТ 21 488— 76), и литейные сплавы (ГОСТ 1583—89Е).

Деформируемые обработкой алюминиевые сплавы отличаются хорошей пластичностью (относительное удлинение 8 до 40%), но невысокой прочностью. К ним относят сплавы алюминия с магнием и марганцем. Это сплавы АМц, содержащие 1,0… 1,6% Мп, АМц2, АМц5, содержащие до 1,6% Мп и до 5,8% Mg. Данные сплавы используют для изготовления сварных или штампованных малонагруженных конструкций, они устойчивы к коррозии и могут быть упрочнены методами холодной деформации.

К прессованным сплавам относят сплавы системы А1—Си—Mg с добавками других компонентов (например, марганца) — дуралюмины. Наибольшее применение имеют сплавы Д18 (2,2… 3,0% Си; 0,2…0,5% Mg) и Д16 (3,8…4,6% Си; 1,2… 1,8% Mg и 0,3…0,9% Мп).

Дуралюмины в любом состоянии хорошо деформируются, могут быть подвергнуты закалке в воде и старению. Сплавы типа В95 являются наиболее прочными и содержат в своем составе 6% Zn, 2,3% Mg, 1,7% Си, 0,4% Мп, 0,2% Сг. Недостатки этих сплавов: возможность применения при температуре ниже 150 °C и подверженность коррозии. Для работы при повышенных температурах используются сплавы АК4, АК6, АК8, АК4−1, хорошо подвергающиеся ковке и штамповке.

Алюминиевые деформируемые сплавы обладают высокими физико-механическими характеристиками, технологичны при изготовлении, используются в судои авиастроении, в строительстве, сельском хозяйстве, производстве электрои бытовой техники и электронном машиностроении. В авиастроении эти сплавы являются основным конструкционным материалом (составляют 80… 85% массы планера современного самолета).

С целью повышения надежности самолетов разработаны новые высокопрочные алюминиевые деформируемые сплавы системы А1—Zn—Mg—Си и среднепрочные сплавы системы А1—Си—Mg. Эти сплавы имеют повышенные значения предела текучести и трещиностойкости, сопротивления усталости и коррозионной стойкости и обладают повышенными прочностными свойствами. Наиболее перспективными для авиации являются следующие марки: В95пчТ2, В95очТ2, 1973, 1933 системы А1—Zn—Mg—Си и 1161, 1163 системы А1—Си—Мп. Сплавы 1973, 1933 и 1161 содержат цирконий Zr (табл. 1.3).

Сплавы, легированные литием, характеризуются пониженной плотностью.

Сплав 1420 системы А1—Mg— Li—Zr отличается самой низкой плотностью (р = 2 470 кг/м3) и обеспечивает высокую удельную прочность (оп/(р?) = 17 км, где g — ускорение свободного падения), а также снижение массы конструкций на 20…25%.

Предел прочности ов сварных соединений составляет примерно 0,8ов основного материала.

Для изготовления тонких листов на базе системы А1—Си—Li—Zr разработаны сплавы 1450 и 1451, которые по основным техническим характеристикам не уступают сплаву В95, но позволяют на 10% снизить массу конструкции и на 10% повысить ее жесткость.

Сплавы 1430 и 1440, разработанные на базе системы А1—Mg— Li—Си—Zr, имеют более низкую (на 7…8%) плотность и более высокий (на 10%) модуль упругости и достаточно высокие значения сопротивления усталости и предела текучести по сравнению со сплавами системы А1—Си—Mg типа Д16.

Алюминиево-литиевые сплавы по сравнению с традиционными алюминиевыми довольно дорогостоящи и поэтому их применяют только в тех конструкциях, где необходимо снижение массы.

Таблица 1.3

Свойства алюминиевых деформируемых сплавов

Марка сплава.

Вид заготовки.

Предел прочности при растяжении о", МПа.

Условный предел текучести о0.2, МПа.

Относительное удлинение 6,.

%.

В95пчТ2.

Лист

510…540.

450…480.

10… 12.

1973Т2.

Лист

550…570.

500…520.

Плита

Панель

1933T3.

Поковка

1161НТМО.

Плита

1161 Т.

Панель

1163Т7.

Плита

Для изготовления корпусных деталей приборов используют сплавы типа 1420, обладающие эффектом сверхпластичности, что позволяет в 1,5 — 2 раза снизить трудоемкость без применения механической обработки.

В автомобилеи тракторостроении для деталей двигателей и механизмов газораспределения, работающих при температуре до 500 °C, используют легированный алюминиевый жаропрочный сплав (до 3% С), обладающий высокими параметрами прочности (с" = 470 МПа, Св50 = 190 МПа, = 110 МПа) и коррозионной стойкостью. Благодаря высоким антифрикционным свойствам его используют для изготовления деталей узлов трения, что позволяет при замене деталей из стали и титана обеспечить снижение массы на 30%.

Алюминиевые литейные сплавы обозначают буквами АЛ и подразделяют на 5 групп.

Группа I — силумины — сплавы системы А1—Si (АЛ2, АЛ4, АЛ9). Эти сплавы устойчивы к коррозии, обладают хорошей текучестью и малой усадкой. При модификации в них вводят металлический натрий, в результате чего структура сплава становится мелкозернистой, а сплав приобретает пластичность.

Группа 2 — сплавы системы А1—Si—Си (АЛЗ, АЛ5, АЛ6, а также сплав АЛ32, содержащий дополнительно марганец и титан).

Группа 3 — сплавы системы А1—Си (АЛ7 и АЛ 19), имеющие повышенное содержание меди.

Группа 4 — сплавы системы А1—Mg (АЛ8, АЛ 13, АЛ22), обладающие низкой плотностью, хорошей коррозионной стойкостью и высокими механическими характеристиками. Используют данные сплавы при изготовлении отливок в автомобильном производстве.

Группа 5— сплавы на основе алюминия и других компонентов. Например, сплав АЛ24 содержит марганец, магний, цинк, титан и другие компоненты.

Среди последних разработок можно выделить сплавы ВАЛ 12, ВАЛ 14, ВАЛ 16.

Высокопрочный сплав ВАЛ 12 на основе системы А1—Zn—Mg— Си предназначен для изготовления деталей, к которым предъявляются повышенные требования по прочности и усталости. Он может успешно конкурировать как с алюминиевыми деформируемыми сплавами, так и с малоуглеродистыми сталями, некоторыми латунями и бронзами. Детали из сплава ВАЛ 12 могут длительно работать при 200 °C и кратковременно при 250 °C.

Детали, получаемые литьем по методу жидкой штамповки, при которой кристаллизация происходит в металлической форме под давлением, обладают особо высокими механическими свойствами: ов = 550…600 МПа, 002 = 500…550 МПа, 5 = 3…6%, а_| = = 140… 160 МПа.

Высокопрочный и жаропрочный сплав ВАЛ 14 на основе системы А1—Си—Mn—Cd имеет высокие физико-механические характеристики (ав = = 400…500 МПа, а., = 104… 120 МПа, 6 = = 7… 15%), предназначен для деталей, испытывающих большие динамические и вибрационные нагрузки. Детали из этого сплава могут длительно работать при 300 °C и кратковременно при 350 °C.

Сплав ВАЛ 16 обладает высокой коррозионной стойкостью и хорошей свариваемостью. Детали из этого сплава могут успешно работать в любых климатических условиях при температуре до 150 °C. Сплав характеризуется высокими механическими свойствами (ав = = 300… 350 МПа, 6 = 10… 15%), что позволяет его применять для изготовления сварных конструкций совместно с деформируемыми сплавами типа АМгб.

В изделиях современного машиностроения алюминиевые литейные сплавы, обладающие высокой удельной прочностью, заменяют чугун и малоуглеродистые литейные стали. Свойства литейных алюминиевых сплавов, серого чугуна и стали, применяемых для изготовления литых заготовок деталей машин, приведены в табл. 1.4.

Области применения алюминиевых литейных сплавов:

  • • в авиастроении — силовые детали фюзеляжа, агрегатов, приборов;
  • • судостроении — кронштейны палубных надстроек, корпуса механизмов управления и компасов;
  • • машиностроении — корпуса электродвигателей, роторов компрессоров, насосов, редукторов, вентиляторов; крыльчатки, шкиТаблица 1.4

Свойства литейных алюминиевых сплавов, серого чугуна и стали

Материал

Марка сплава

ов, МПа

6, %

р, кг/м3

о, У (р?), КМ.

Литейные

АЛ4

230…240

2,0…3,5

2 650

8,5…9,0

алюминиевые сплавы

АЛ 5

220…250

0,5…2,5

2 680

8,2…9,0

АЛ 9

210…230

1,0…3,0

2 660

7,7…8,6

АЛ 9-АЛ

240…300

2,0…5,0

2 690

8.3…

11,2

АЛ 19

300…340

4,0…8,0

2 780

10,8…12,2

АЛ 32

250…270

1,5…2,0

2 650

9,4…10,1

ВАЛ 8

350…400

4,0…6,0

2 730

12,8…14,6

ВАЛ 12

550…580

3,0…5,0

2 820

18,7…20,5

ВАЛ 14

400…500

4,0… 10,0

2 800

14,2… 17,8

ВАЛ 16

300…350

о

(c)

о

2 570

11,7.

13,6

Серый чугун

СЧ18

7 200

2,5

СЧ28

—.

7 500

3,7

Сталь

15,0

7 800

5,1

вы ременных передач, муфты сцепления, корпуса и крышки картеров, коробки передач, редукторы, головки и блоки цилиндров, поршни;

  • • текстильной промышленности — станины ткацких станков, бобины, корпуса и кожухи швейных машин;
  • • пищевой промышленности — детали смесителей, просеивающих агрегатов, разливочных машин;
  • • электротехнической промышленности — детали контактных соединений, панели, радиаторы охлаждения, платы и корпуса приборов.

Алюминиевые литейные сплавы по сравнению с чугунами и сталями обладают рядом важных преимуществ: возможностью получения более точных литых заготовок с малой шероховатостью поверхности при использовании высокопроизводительных методов литья в металлические формы (в кокиль, под давлением, жидкой штамповкой), а также более высокой коррозионной стойкостью.

Замена чугуна и стали литейными алюминиевыми сплавами позволяет получать значительный технико-экономический эффект за счет следующих факторов: снижения массы (металлоемкости) конструкций; повышения эксплуатационной надежности и долговечности; уменьшения трудоемкости благодаря применению более точных литых заготовок, а также более легкой обрабатываемости резанием.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой