Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Далекий и близкий поэт. 
Лирика а. В. Кольцова. 
Приобщение к поэтическому и драматическому миру крестьянской жизни. 
Выразительное чтение стихотворений и подбор картин русских художников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сказать здесь, что «автор использует прием одушевления» было бы не совсем верно. Поэту не нужно «одушевлять» природу, она может изначально мыслиться и чувствоваться им только как живая. Обратим внимание на то, что устойчивые сочетания «туман стелется», «заря вспыхнула» в стихотворении Кольцова звучат по-новому, а авторские обороты речи — по-народному: «красным полымем», «по лицу земли». Это… Читать ещё >

Далекий и близкий поэт. Лирика а. В. Кольцова. Приобщение к поэтическому и драматическому миру крестьянской жизни. Выразительное чтение стихотворений и подбор картин русских художников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Представить творчество русского поэта Алексея Васильевича Кольцова на уроках литературы в 5 классе — дело чрезвычайно трудное. И дело здесь не в возрасте и не в уровне литературного развития пятиклассника. Напротив, мы полагаем, что встреча с поэзией Кольцова наиболее удачна именно на этом этапе литературного развития читателя-школьника, когда он эмоционально-отзывчив, открыт миру и способен целостно охватить художественное произведение, уловить его интонационный лейтмотив.

Когда мы создаем установку на чтение художественного произведения, мы ищем основу для восприятия в жизненном или литературном опыте читателя-школьника. Сложность восприятия лирики Кольцова, поэта из народа и пишущего для народа, поэта, воспевшего крестьянский труд и русскую природу, заключается даже не в том, что для сегодняшних школьников этот исторический и бытийный пласт не существует. Проблема восприятия, на наш взгляд, в том, что в нашем жизненном опыте как взрослых, так и детей, все реже находит место чувство радости от физического труда и общения с природой, а образ родины, традиционно ассоциируемый с русской природой, родной землей и крестьянским трудом, кардинально трансформировался в сознании или вообще отсутствует как таковой. Из нашей речи ушла напевность, из чувств — сила и глубина, представление о «русскости» деформировалось настолько, что принадлежность ко всему «русскому», в отличие от всего «иностранного», вызывает негативную реакцию. В речи и музыке, которую мы слышим, преобладают «рваные» интонации или грубые стилизации «под народность».

Еще Гоголь писал о том, что подлинная народность «состоит не в описании русского сарафана», а в «самом духе народа». В творчестве Кольцова, на наш взгляд, естественным образом переплелись материальное и духовное начало русского человека: «крепость» к земле, любовь к крестьянскому труду, умение глубоко и сильно чувствовать.

Место изучения лирики Кольцова в программе обозначено, на наш взгляд, очень удачно: предваряет ее анализ «Бородино» Лермонтова, а следует за этой темой изучение рассказа И. С. Тургенева «Муму».

Тема простого русского человека, солдата, крепостного крестьянина, на плечах которого и держится матушка-Россия, в каждом из этих произведений находит свое отражение. Лирика Кольцова, таким образом, как бы служит «прологом» к тургеневскому рассказу, погружает учащихся в ритм жизни крестьянина-труженика, помогает открыть мир души русского человека, создает установку на чтение рассказа.

Поскольку в школьном курсе литературы это единственная возможность познакомить учащихся с творчеством Алексея Кольцова, мы должны очень отчетливо представлять себе, какого поэта мы хотим открыть учащимся. Чем заслужил он право на высокую оценку великих современников В. Г. Белинского и А. С. Пушкина? Почему стихи Кольцова были так притягательны для русских композиторов, писавших к ним музыку, почему спустя почти два века звучат его песни, которые мы зовем «народными»?

В. Г. Белинский, знавший и любивший поэта, определил талант Кольцова как «гениальный». В статье «О жизни и сочинениях Кольцова» он писал: «Когда талант в человеке есть не просто внешняя сила производить на основании увлечения самобытными образцами, но выражение внутренней сущности человека, его личности, его натуры, — тогда, каков бы и был объем этого таланта, но он уже сила творческая, зиждительная, следовательно, в нем уже заключается искра гениальности, и если, по его объему, его нельзя назвать „гением“, то можно и должно назвать „гениальным талантом“».

По мысли Белинского, именно Кольцов создал «художественные народные песни», которые не подражали народным, а были ими по духу и исходили из мироощущения самого поэта. «…Кольцов один и безраздельно владел тайною этой песни. Этою песнею он создал свой особенный, только одному ему довлевший мир… Кольцов родился для поэзии, которую он создал. Он не для фразы, не для красного словца, не воображением, не мечтою, а душою, сердцем, кровью любил русскую природу, и все хорошее и прекрасное, что, как зародыш, как возможность, живет в натуре русского селянина. Не на словах, а на деле сочувствовал он простому народу в его горестях, радостях и наслаждениях. Он знал его быт, его нужды, горе и радость, прозу и поэзию его жизни, — знал их не понаслышке, не из книг, не через изучение, а потому что сам, и по своей натуре и по своему положению, был вполне русский человек. Он носил в себе все элементы русского духа, в особенности — страшную силу в страдании и в наслаждении, способность бешено предаваться и печали и веселию…» — писал критик.

Чтобы подчеркнуть своеобразие поэтического творчества Кольцова, необходимо расслышать особую тональность звучания «народности» в его стихах. Если у Некрасова — это тема крестьянской доли, то у Кольцова — это поэзия крестьянского труда: без стилизации, без фальшивого подражания «народу», без дани литературной традиции. Кольцов в этом отношении — «сам традиция» и «сам» есть народ и выразитель его поэтического духа. Он смотрит на крестьянский мир не со стороны, и ему открывается бытие, которое способен прожить и прочувствовать только его участник, а не наблюдатель. Знакомство с творчеством поэта помогает учащимся расслышать «звучание» русской жизни: без интонации Кольцова представление о крестьянской жизни в их сознании было бы однозвучным, однотемным. В этом смысле, полагаем, близки творчеству Кольцова произведения писателей-деревенщиков: не столько тематически, сколько по духу, по ракурсу зрения.

Программа предлагает для изучения следующие стихи Кольцова: «Песня пахаря», «Лес», «Урожай», «Разлука», «Не шуми ты, рожь…». Последовательность изучения стихотворений в соответствии с общим принципом построения программы (тематическим) видится следующей: тема крестьянского труда («Урожай», «Песня пахаря»), тема любви («Разлука», «Не шуми ты, рожь»), стихотворение памяти А. С. Пушкина «Лес». На изучение темы программа отводит два часа.

Первый урок назовем так: «Алексей Васильевич Кольцов — поэт из народа».

Установкой на восприятие творчества поэта может служить прослушивание народных песен, среди которых ребята услышат и музыкальное переложение одного из стихотворений Кольцова (например, лирическая жалоба «Без ума, без разума» Даргомыжского). Хотя тема «Народные песни» будет представлена на уроках лишь в 7 классе, уже в этом возрасте учащиеся легко улавливают народные интонации звучащих текстов и мелодий. Простота, сердечность, сопоставление картин природы и чувств человека — характерные черты народной песни. Скажем ребятам о том, что стихи одной из них — авторские, перейдя таким образом к небольшому рассказу о жизни и судьбе Алексея Васильевича Кольцова. Началом встречи с творчеством Кольцова может стать и небольшая композиция из его стихотворений, составленная и выразительно прочитанная учителем. После прослушивания зададим учащимся вопросы: «Какое настроение создали стихи? Какие чувства вызвали? Что объединяет услышанные стихотворения? Что радует и что огорчает поэта в окружающей его жизни? Каким вы представляете себе автора этих стихов?».

В ходе рассказа о жизни поэта обратимся к статье учебника, в которой ярко и просто представлен поэт, современник Пушкина. В зависимости от композиции уроков стихотворение «Лес», посвященное памяти Пушкина, может быть прочитано сразу после знакомства учащихся с эпизодами из жизни Кольцова, связанными с великим поэтом, или в заключительной части второго урока. В последнем случае мы включаем стихотворение в композицию нашего урока, исходя не только из биографических мотивов, но и подводя учащихся к размышлению о том, почему рассказ о трагических событиях — гибели Пушкина — дается в фольклорном ключе. Такой иносказательный характер лирического раздумья отвечает мировосприятию поэта, для которого Пушкин был частью самой природы, народной стихии.

Перед чтением стихотворений «Урожай», «Песня пахаря» спросим ребят о том, какие ощущения они испытывают от физического труда: усталость, бодрость, радость, скуку; приходилось ли кому-нибудь из них заниматься деревенским трудом?

Несколько слов учитель скажет о том, что благодаря физическому труду, и крестьянскому в особенности, жили люди многие века. В процессе рассказа создать опору для воображения помогут картины русских художников: А. Г. Венецианова («Гумно», «Весна», «Лето», «Осень» и др.), М. К. Клодта («На пашне»), И. И. Шишкина («Рожь»), А. Васнецова («Родина») и многие другие по выбору учителя.

Наиболее близки, на наш взгляд, поэзии Кольцова картины художника Венецианова. Особенно наглядно это можно увидеть на примере его картин «Весна», «Лето», «Осень». В отличие от давней традиции аллегорического изображения времена года, существующей в разных видах искусства, Венецианов соотносит каждое из них с работой крестьянина — ведь именно этим определяется образ жизни человека, живущего и трудящегося на земле.

Стихотворение «Урожай» достаточно большое по объему, поэтому для анализа выделим его основные композиционные части:

  • 1. Пейзажный зачин (до слов «Словно вспомнила / Свою родину»).
  • 2. Ожидание (до слов «Их заветные / Думы мирные»),
  • 3. «Думы» сельских людей (до слов «Богу-господу / Помолилися»).
  • 4. Жатва (до слов «Широко сидят, / Подняв головы»).
  • 5. Лирическая концовка.

Каждая из частей не только организована тематически, но и имеет свою особую интонацию, ритм, вызывает определенные чувства. После чтения учителем стихотворения и на усмотрение учителя выделения композиционных частей работу над текстом помогут организовать вопросы и задания.

Вопросы и задания.

  • 1. Сколько интонаций вы услышали в стихотворении? Какая из них выражает основное настроение стихотворения?
  • 2. О чем мечтают сельские люди? Почему автор называет их заботы об урожае «думушками»?
  • 3. С каким чувством автор описывает уборку урожая? Найдите глаголы, «рассказывающие» о процессе труда. Что их объединяет?
  • 4. Почему стихотворение начинается и заканчивается описанием природы?
  • 5. Когда и почему в стихотворении возникает тема Бога и молитвы?
  • 6. Найдите в стихотворении примеры звукописи. Как они помогают поэту нарисовать картины природы и труда?

Стихотворение открывается картиной природы.

Красным полымем Заря вспыхнула;

По лицу земли Туман стелется.

Сказать здесь, что «автор использует прием одушевления» было бы не совсем верно. Поэту не нужно «одушевлять» природу, она может изначально мыслиться и чувствоваться им только как живая. Обратим внимание на то, что устойчивые сочетания «туман стелется», «заря вспыхнула» в стихотворении Кольцова звучат по-новому, а авторские обороты речи — по-народному: «красным полымем», «по лицу земли». Это переплетение в тексте происходит настолько естественно, что мы почти не различаем авторских и народных пластов речи. Это четверостишие рождает яркие контрастные образы: алой зари и тумана. Глаголы, передающие движения природных явлений, также антонимичны: заря — «вспыхнула», туман — «стелется». Учащиеся легко заметят здесь и использованный автором прием звукописи: энергичное [р] контрастирует с плавным [л'].

В сказочно-поэтическое описание нового дня «вторгается» тема «заботы»: солнечный огонь дня может быть омрачен хмурой тучей, которая помешает убрать урожай. В третьей и четвертой строфах стихотворения настойчиво повторяется угрюмое [у]: «в тучу черную», «понахмурилась», «задумалась». Радостные и нежные интонации первых восьми строк сменяются тревожными. Финальные строки этой части заканчиваются многоточием, создающим пространство для домысливания чувств тучки, которой хочется вернуться дождем на «свою родину».

«Люди сельские», так ласково и уважительно называет Кольцов крестьян, «не насмотрятся» на поля и сады «зеленые». Обычно выражение «не насмотрится», ассоциирующееся с постоянным эпитетом «ненаглядный», связывается с обликом любимого человека. Используя это выражение, автор не только подчеркивает красоту природы, но и влюбленность в нее человека, который на ней трудится.

Заботы крестьян об уборке урожая поэт не случайно называет «думушками». Для человека, оторванного от земли, мысль о хлебе насущном не может быть предметом «думы», но для «людей сельских» — это забота кровная, главная, и потому она — «думушка». Уменьшительно-ласкательный суффикс, характерный для народной речи, передает уважительное отношение автора к крестьянскому труду, трогательное и трепетное отношение к хлебу. Рассказ о «думушках» пронизан интонациями ласковыми и в то же время тревожными.

Основная часть стихотворения описывает уборку урожая. Глагольный ряд — «пошли гулять», «раскидывать», «давай пахать», «перепахивать», «порасчесывать», «принялися жать» — передает слаженность коллективного труда («друг за дружкою», «семьями»), ловкость действий, идущую от привычности и любви к этой работе. Человек в труде красив. Поэт любуется красотой землепашцев и красотой хлебного поля. Природа щедра к человеку «за труды» его: рожь «Выше пояса / Рожь зернистая», «Словно божий гость, / На все стороны, / Дню веселому / Улыбается».

Дружно выполненная работа — «В копны частые / Снопы сложены» — вызывает в людях чувство большой радости. И даже ночной труд — вывозить собранный урожай — воспринимается как веселое праздничное действо: «От возов всю ночь / Скрыпит музыка».

Природа живет в согласии с людьми: солнышко становится холодней, лишь когда «жатва кончена». Кольцевая композиция стихотворения помогает поэту передать ощущение единения людей с природой, слиянность ритма жизни человека и природы.

Лейтмотивом через все стихотворение проходит мысль и о неустанном труде души землепашцев. В стихотворении неоднократно возникает мысль о Боге: с молитвой приступают крестьяне к труду, богатый урожай «за труды» посылает «господь», рожь — «словно божий гость».

И если солнышко холодеет «к осени», то свеча «Пред иконою / Божьей Матери» всегда «жарка». Труд физический и труд души в жизни простых людей создают ощущение полноты бытия, гармонии с миром.

В заключение предложим учащимся выучить понравившийся отрывок из стихотворения наизусть.

Стихотворение «Песня пахаря» созвучно предыдущему по тематике и отчасти интонационно. Если предыдущее стихотворение проанализировано на уроке подробно, то, учитывая ограниченность во времени, здесь мы можем несколько ускорить темп анализа, в котором можно опираться на вопросы, предложенные в учебнике.

Жанр стихотворения — песня. Нелегкий труд пахарь сопровождает веселой песней. Его веселит «красавица зорька», «солнышко», веселит и радует свое умение трудиться:

Весело я лажу Борону и соху, Телегу готовлю, Зерна насыпаю.

Ласково и образно крестьянин описывает рождение хлеба:

Пашенку мы рано С сивкою распашем, Зернышку сготовим Колыбель святую.

Его вспоит-вскормит Мать-земля сырая;

Выйдет в поле травка —.

Ну! тащися, сивка!

Пахарь надеется на богатый урожай, ведь «Сладок будет отдых / На снопах тяжелых».

Единственный помощник и собеседник труженика — конь, «сивка», для которого он и слуга, и хозяин. Заботливо и ласково относится пахарь к коню, но при этом по-хозяйски правит своим другом. Рефреном звучат строчки, обращенные к коню: «Ну! тащися, сивка!» На фоне бодрых, веселых интонаций припев звучит безрадостно, уныло. Протяжное «тащися» передает тяжесть труда, создает ощущение натуги, нелегкое™ работы, которую взяли на себя человек и животное.

Молитва — неизменный спутник человека, трудящегося на земле и связанного неразрывно с природой:

С тихою молитвой Я вспашу, посею;

Уроди мне, Боже, Хлеб — мое богатство!

В заключении урока можно предложить учащимся рассмотреть картину А. Г. Венецианова «Портрет крестьянина» и спросить их о том, чем похожи и что отличает героя песни Кольцова и героя картины.

Второй урок посвятим стихотворениям о любви «Не шуми ты, рожь» и «Разлука». Эпиграфом к уроку могут стать строчки В. Г. Белинского о Кольцове: «Любовь и симпатия были основною стихиею его натуры». Поскольку учащимся уже известны необходимые для понимания стихотворений страницы сердечной жизни поэта, основное внимание уделим чтению и анализу произведений, а также прослушиванию романсов на стихи Кольцова.

Несмотря на драматизм судьбы, мироощущение Кольцова было поразительно цельным. Любовь для поэта была высшей жизненной ценностью. При анализе стихотворения «Не шуми ты, рожь» важно пробудить у учащихся ответное сочувствие герою, для которого все теряет смысл, если «Спит могильным сном / Красна девица».

Главным элементом анализа стихотворения может стать составление партитуры чувств для выразительного чтения стихотворения. В стихотворении шесть строф. Первые две строфы звучат как заклинание, вторая и третья как сладкое воспоминание, в пятой звучит чувство ни с чем не сравнимой утраты. Замыкает стихотворение тяжелая интонация безысходности. Предложим учащимся прослушать песню А. Л. Гурилева на стихи Кольцова, предварительно задав вопрос: какой бы мелодией они сопроводили стихи Кольцова? Удалось ли композитору передать в музыке трагизм чувств героя?

Работу над стихотворением «Разлука» можно построить, опираясь на вопросы, предложенные в учебнике.

Если интонации стихотворения «Не шуми ты, рожь» постепенно сменяют друг друга, то интонации «Разлуки» отчаянно-отрывисты, надломлены. Сочетание фольклорных формул и простых разговорных фраз придает рассказу героя особую лиричность и драматизм. Неутихающая боль в сердце не сглаживает горьких воспоминаний, которых «не забыть». Обыденность, расхожесть житейской ситуации — разлука против воли — приближает читателя к героям стихотворения, придает сюжету всеобщий характер.

При анализе стихотворения важно, чтобы учащиеся, опираясь на детали текста, представили себе героев, подобрали бы верные интонации для передачи их чувств.

Характеры и чувства героев выражены и в коротком диалоге. На последнюю реплику «милой»: «Не ходи, постой! Дай время мне / Задушить грусть, печаль выплакать, / На тебя, на ясна сокола…» — у героя нет ответа: «Занялся дух — слово замерло…».

Несопротивление разлуке «на заре туманной юности», приятие ее как судьбы навсегда лишает героя счастья. В его жизни остается только воспоминание — незаживающая рана: не случайно стихотворение обрывается многоточием. Несмотря на то, что последняя строка состоит из двух устойчивых в народной речи сочетаний, композиционно она индивидуализирует героя. Не случайно по жанру это стихотворение оказалось созвучно романсу. Анализ стихотворения завершим прослушиванием романса А. Л. Гурилева. Средствами музыки композитору удалось передать драматический диалог героев. Мелодия, вначале широкая, перерастает в сцене свидания в напряженный речитатив, ярко передающий невыносимую боль расставания любящих друг друга людей.

В качестве домашнего задания предложим учащимся выучить одно из стихотворений наизусть, а также попросим ребят подобрать картины русских художников, созвучные лирике Кольцова, прокомментировав письменно свой выбор.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой