Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансформации механизма хозяйствования театров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эта система в основных чертах просуществовала до 1969 г., когда было принято Постановление «О социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии», к которому отнесли помимо театров, филармонии, цирки, парки культуры и отдыха, зоопарки. Это был период хозяйственных реформ, нацеленных на усиление стимулирующего воздействия прибыли, внедрения методов хозяйственного расчета в экономику… Читать ещё >

Трансформации механизма хозяйствования театров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящее реформирование организационно-правовых форм учреждений — убедительное свидетельство динамизма хозяйственного механизма и его инструментов. Интересно проследить в ретроспективе за этими изменениями на примере театральных организаций.

В 2016 г. в РФ по статистике Министерства культуры РФ насчитывался 651 государственный и муниципальный театр разных ведомств[1]. Из них: 76 театров оперы и балета, 367 — драмы, комедии и музыкальные, 183 детских и юного зрителя, 25 — прочие.

На территории Москвы расположены 166 театров, из них 83 государственных[2], т. е. почти половина. Причем все 83 театров имеют одну организационно-правовую форму бюджетного учреждения.

Современные бюджетные театры имеют следующие основные финансовые источники.

  • Бюджетные субсидии:
    • — на выполнение государственного (муниципального) задания;
    • — на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества;
    • — бюджетные инвестиции;
  • Прочие бюджетные поступления (например, в рамках государственного заказа на постановку пьесы, поступление средств по Федеральной целевой программе «Культура России», поступления средств на реализацию гастрольных проектов и пр.)[3].
  • Доходы от собственности (в том числе от предоставления в пользование объектов интеллектуальной собственности) и другие поступления от приносящей доход деятельности (аренда костюмов, помещений, транспорта, торговля покупными товарами и предоставление посреднических услуг и др.).
  • Доходы от оказания платных услуг (по основным видам уставной деятельности, прежде всего — входная плата)
  • Иные доходы (в том числе — гранты, пожертвования, спонсорские поступления).

Так, в 2012 г. в государственные и муниципальные театры РФ поступило всего 58 815 270 тыс. рублей, из них:

  • — бюджетные средства — 42 844 539 (72,8%) рублей,
  • — доходы от платных услуг по уставной деятельности — 13 218 097 (22,5%)
  • — поступления от приносящей доход деятельности — 2 224 142 (3,78 %У.

По данным федерального государственного унитарного предприятия «Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации» (за 2014 г.), доля бюджетного финансирования в общем объеме финансовых поступлений составила в театрах — 73,1[4][5].

Таким образом, основным источником финансового обеспечения деятельности российских государственных (муниципальных) театров в настоящее время являются бюджетные поступления. И поскольку число частных театров значительно отстает от числа государственных и муниципальных можно сказать, что развитие театрального дела, его финансовая основа зависит от состояния бюджета страны и регионов.

До 1882 г. в театральном деле России существовала монополия императорских театров, расходы которых покрывались поступлениями из трех источников: более половины плановых расходов покрывалось за счет государственной дотации, сверхплановые расходы — из Кабинета Его Величества, входная плата составляла менее половины расходов театра[6].

В 1882 г. монополия была отменена, и появился первый в России частный театр — театр Корша (сейчас в здании в Камергерском переулке, где первоначально располагался театр, работает МХТ им. Чехова). С этого времени и до 1917 г. в России, помимо императорских действовали насколько сотен частных театров, существовавших в форме частных (индивидуальных) предприятий антрепренеров или в форме товариществ.

Говоря современным языком, рентабельность частных театров была невысока, держались они, как правило, за счет нищенских зарплат актерам, мастерства исполнителей, покровительства губернаторов и меценатов, многие быстро разорялись.

В 1919 г. В. И. Ленин подписал Декрет СНК РСФСР «Об объединении театрального дела», провозгласивший национализацию театров.

Правительство взяло театры на гособеспечение, возложив на них идеологическую функцию «окультуривания» масс.

С 1922 г. в связи с переходом к нэпу все отрасли, включая культуру, переведены на хозрасчет, дотации государства отменены, налоги и сборы достигают 70—130% валового сбора с уцелевших в национализацию частных театров, и к 1928 г. их остается немногим более ста (против полутора тысяч в 1920 г.), число государственных — от 14 до 17.

В 1928—1931 гг. власть принимает «меры по изжитию частного сектора в художественном производстве»: в театральном деле ликвидируется множественность форм собственности, во всех театрах насильственно внедряется модель стационарного театра (актеры зачисляются в штат, контрактная система отменяется), здания переходят в собственность театров. Открытие новых театров становится прерогативой государства и местных властей с разрешения республиканских министерств культуры. Финансирование осуществлялось централизованно, в виде «дотаций на покрытие плановых убытков» и составляет приблизительно 30% от общей суммы поступлений (доходов) театра. Так завершается полное огосударствление театров.

Эта система в основных чертах просуществовала до 1969 г., когда было принято Постановление «О социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии», к которому отнесли помимо театров, филармонии, цирки, парки культуры и отдыха, зоопарки. Это был период хозяйственных реформ, нацеленных на усиление стимулирующего воздействия прибыли, внедрения методов хозяйственного расчета в экономику государственных организаций.

Поскольку театры могли зарабатывать деньги на продаже билетов, они были названы предприятиями т. е. коммерческими организациями, на неполном (полному хозрасчету «мешала» дотация государства) хозрасчете. Несколько десятков плановых показателей ориентировали театр на рост прибыли, экономию расходов, т. е. преодоление плановой убыточности. Стараясь «соответствовать», драматический театр давал в среднем 560 спектаклей, а кукольный — 1200 за сезон[7].

В 1988 г. Комиссия по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР одобрила перевод на новые условия хозяйствования театров страны, а в 1991 г. правительство РСФСР приняло постановление, которым утвердило «Положение о театре в РСФСР» и «Положение о принципах государственного финансирования государственных и муниципальных театров в РСФСР» — документы, положившие начало новому этапу в хозяйственном развитии театров.

Документы устанавливали:

  • — Творческую самостоятельность театров: театр обладает всеми правами, обеспечивающими свободу творческой деятельности, пользуется независимостью в выборе художественных направлений, репертуара. Восстанавливалась упраздненная ранее должность художественного руководителя театра, действующего в параллель с директором театра, руководящим экономикой театра.
  • — «Финансирование государственных и муниципальных театров в РСФСР является одним из важнейших социально-экономических обязательств государства как гаранта развития театрального искусства»[8];
  • — Хозяйственную самостоятельность театров, выражающуюся: в свободном распределении доходов театра, установлении цены на билеты, поиске дополнительных источников финансирования (договоры на оказание услуг, социально-творческий заказ, спонсоры, меценаты).

В 2010—2011 гг. произошла корректировка этого механизма в связи с реформой бюджетных учреждений, о которой сказано выше. Изменения касаются прежде всего формы предоставления бюджетных средств: от дотирования театров государство перешло к их субсидированию, что не меняет основных хозяйственных принципов современной экономики театра.

Как показывает этот краткий исторический экскурс, театральное дело может существовать на основе любой формы собственности (частной, государственной, муниципальной), в разных организационно-правовых формах (от коммерческих предприятий до бюджетных учреждений).

Например, в Москве работает «Театральное товарищество 814» под руководством Олега Меньшикова — в форме регионального фонда; театр «Я сам артист» — в форме общественной организации; Студия театрального искусства Сергея Женовача — в форме автономной некоммерческой организации; в Новосибирске ООО Театральная Компания «Актерская Антреприза».

Театральное дело зависимо от финансовых возможностей учредителя — антрепренера, продюсера, государственного органа власти. Перефразируя известную фразу народного комиссара здравоохранения РСФСР (1918—1930) Н. А. Семашко[9], можно сказать: народ (зрители) не прокормят театр. Поиск наиболее эффективного взаимодействия театра и учредителя составляет сверхзадачу всех реформ театрального дела.

  • [1] Российский статистический ежегодник. 2017.
  • [2] Департамент культуры г. Москвы, https://www.mos.ru/kultura/
  • [3] Все расчеты проведены на основе данных сайта http://ru.wikipedia.org/wiki /Театры Москвы.
  • [4] Театры Российской Федерации в цифрах. 2012 год: Справочник. М.: ГИВЦ, 2013.
  • [5] Лента.ру.
  • [6] Орлов Ю. М. Экономика московского художественного театра 1898—1914 годов: к вопросу о самоокупаемости частных театров // Отечественные записки. 4. 2005.
  • [7] Дадамян Г. Г. Театр одного продюсера // Отечественные записки. 4. 2005. Театральный сезон длится с сентября по май, т. е. 9 месяцев.
  • [8] 43 Постановление Правительства РСФСР от 31 мая 1991 г. «Положение о принципах государственного финансирования государственных и муниципальных театровв РСФСР».
  • [9] Крылатую фразу: «Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны» приписывают Н. А. Семашко.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой