После изучения данной главы студент должен:
знать
- • теоретические основы классификации двигателей постоянного тока;
- • особенности и отличительные признаки двигателей постоянного тока по механическим характеристикам;
уметь
- • решать задачи, связанные с выбором двигателя постоянного тока для рабочих машин с различными механическими характеристиками;
- • использовать полученные знания для регулирования направления вращения и скорости двигателя постоянного тока;
владеть
• спецификой выбора двигателя постоянного тока для соблюдения технологического процесса.
Классификация двигателей постоянного тока
В настоящее время промышленность выпускает машины постоянного тока общего применения серий II и 2П.
Машины единой серии П классифицируют по габаритам в зависимости от наружного диаметра Д сердечника якоря. Выпускают двигатели диаметром якоря от 83 до 368 мм, мощностью от 0,3 до 200 кВт, массой от 18 до 1340 кг при частоте вращения 1500 мин Г Машины серии 2П классифицируют по высоте оси горизонтального вала над поверхностью установки (от 90 до 315 мм), по две длины в каждом габарите:
- — М (middle) — средняя,
- — L (long) — длинная.
Климатическое исполнение двигателей У — «умеренный». Мощность двигателей составляет от 0,37 до 200 кВт при номинальной частоте вращения 500, 600, 750, 1000, 1500 и 3000 мин-1.
Выводы обмоток двигателей постоянного тока для обеих серий согласно ГОСТ 183–74 обозначаются:
- — Я1, Я2 — якорь;
- — Kl, К2 — компенсационная обмотка;
- — Д1, Д2 — обмотка добавочных полюсов;
- — Cl, С2 — последовательная (сериесная) обмотка;
- — Ш1, Ш2 — параллельная (шунтовая) обмотка возбуждения.
У большинства машин серии 2П выводы обмоток якоря Я2 и добавочных полюсов Д1 соединены внутри двигателя, а цепь якоря имеет выводы Я1 — Д2.