Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Транспортный налог. 
Налоговое право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сроки уплаты налога и авансовых платежей. Суммы налога и авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате налогоплательщиком в региональный бюджет, исчисляются законами субъектов РФ в порядке, установленном ст. 362 НК РФ. Например, Законом Рязанской области от 22.11.2002 № 76−03 «О транспортном налоге на территории Рязанской области» установлены следующие сроки: 1) срок уплаты налога, подлежащего… Читать ещё >

Транспортный налог. Налоговое право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно гл. 28 НК РФ.

Законодательные (представительные) органы власти субъекта РФ в своих законодательных актах определяют только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Ставки транспортного налога в пределах, установленных гл. 28 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Признание физических и юридических лиц в соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приказ Министерства внутренних дел РФ от 24.11.2008 № 1001) предусмотрено, что транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных этими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств — юридическими или физическими лицами, указанными:

  • — в паспорте транспортного средства, предусмотренном Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом Министерства внутренних дел РФ № 496, Министерства промышленности и энергетики РФ № 192, Министерства экономического развития и торговли РФ № 134 от 23.06.2005;
  • — в справке-счете или заключенном в установленном порядке договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство.

Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 16.01.1995, предусмотрено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными:

  • — в документе, подтверждающем право собственности;
  • — в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Таким образом, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога.

Государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него[1]. В отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна.

Государственная регистрация гражданских воздушных судов РФ является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника[2].

Документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться:

  • — договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату;
  • — справка-счет;
  • — документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств па собственника транспортных средств).

Документами, подтверждающими передачу транспортных средств, могут являться:

  • — расписка в получении транспортных средств;
  • — документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю.

Документами, подтверждающими передачу па основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством, могут являться:

  • — доверенность на право, в том числе владения и распоряжения;
  • — копия доверенности, заверенная нотариусом.

Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ[3].

В перечень транспортных средств для целей налогообложения не вошли:

  • 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.;
  • 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • 3) промысловые морские и речные суда;
  • 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • 6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • 7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • 9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • 10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Статьей 359 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по типу транспортного средства:

  • 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • 1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • 2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • 3) в отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше, — как единица транспортного средства.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 10 раз (ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно). Субъекты РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ.

Рассмотрим несколько примеров. На примере Хабаровского Края и Рязанской области можно проследить, как реализуются нормы НК РФ в части установления налоговых ставок по транспортному налогу.

Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском краe» установлены следующие налоговые ставки по транспортному налогу.

Наименование объекта налогообложения.

Налоговая ставка, руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.

свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно.

Продолжение таблицы

Наименование объекта налогообложения.

Налоговая ставка, руб.

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно.

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно.

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт).

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно.

свыше 20 л.с. до 30 л.с. (свыше 14,7 кВт до 22,06 кВт) включительно.

свыше 30 л.с. до 40 л.с. (свыше 22,06 кВт до 129, 42 кВт) включительно.

свыше 40 л.с. (свыше 29,42 кВт).

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно.

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт).

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно.

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно.

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно.

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт).

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы).

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно.

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт).

Окончание таблицы

Наименование объекта налогообложения.

Налоговая ставка, руб.

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт).

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт).

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт).

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости).

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы).

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги).

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства).

Законом Рязанской области от 22.11.2002 № 76−03 «О транспортном налоге па территории Рязанской области» установлены налоговые ставки в следующих размерах.

Наименование объекта налогообложения.

Налоговая ставка, руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно.

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно.

Продолжение таблицы

Наименование объекта налогообложения.

Налоговая ставка, руб.

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно.

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт).

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно.

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно.

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт).

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно.

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт).

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно.

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно.

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно.

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт).

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы).

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно.

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт).

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт).

Окончание таблицы

Наименование объекта налогообложения.

Налоговая ставка, руб.

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт).

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт).

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости).

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы).

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги).

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства).

Налоговые льготы по данному налогу могут устанавливаться законами субъектов РФ. Правовая позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу изложена в его Постановлении от 02.12.2013 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области „О транспортном налоге“ в связи с запросом Законодательного Собрания Челябинской области». Предметом рассмотрения стал п. 2 ст. 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» в части, регулирующей предоставление налоговой льготы по транспортному налогу пенсионерам, в собственности которых находятся легковые автомобили.

Статьей 362 НК РФ установлен следующий порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по транспортному налогу.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
  • 1,3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
  • 1,5 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление сроков начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. разметается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей. Суммы налога и авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате налогоплательщиком в региональный бюджет, исчисляются законами субъектов РФ в порядке, установленном ст. 362 НК РФ. Например, Законом Рязанской области от 22.11.2002 № 76−03 «О транспортном налоге на территории Рязанской области» установлены следующие сроки: 1) срок уплаты налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода, для налогоплательщиков, являющихся организациями, устанавливается 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом; 2) срок уплаты налога, подлежащего уплате, но итогам налогового периода, для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, устанавливается 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Законом Республики Башкортостан от 27.11.2002.

№ 365-з «О транспортном налоге» установлены следующие сроки уплаты налогов и авансовых платежей: 1) налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода налогоплательщиками, являющимися организациями, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом; 2) налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, уплачивается не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения по транспортному налогу установлены приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7−11/99@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения» .

  • [1] См. ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ и ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001.4″ 24-ФЗ.
  • [2] См.: приказ Министерства транспорта РФ от 02.07.2007 № 85 «Об утверждении Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации» .
  • [3] См.: постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.02.2013 № 11 418/12 по делу № А29−8355/2011.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой