Транспортный налог.
Налоговое право
Сроки уплаты налога и авансовых платежей. Суммы налога и авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате налогоплательщиком в региональный бюджет, исчисляются законами субъектов РФ в порядке, установленном ст. 362 НК РФ. Например, Законом Рязанской области от 22.11.2002 № 76−03 «О транспортном налоге на территории Рязанской области» установлены следующие сроки: 1) срок уплаты налога, подлежащего… Читать ещё >
Транспортный налог. Налоговое право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.
Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно гл. 28 НК РФ.
Законодательные (представительные) органы власти субъекта РФ в своих законодательных актах определяют только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Ставки транспортного налога в пределах, установленных гл. 28 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Признание физических и юридических лиц в соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приказ Министерства внутренних дел РФ от 24.11.2008 № 1001) предусмотрено, что транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных этими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств — юридическими или физическими лицами, указанными:
- — в паспорте транспортного средства, предусмотренном Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом Министерства внутренних дел РФ № 496, Министерства промышленности и энергетики РФ № 192, Министерства экономического развития и торговли РФ № 134 от 23.06.2005;
- — в справке-счете или заключенном в установленном порядке договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство.
Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 16.01.1995, предусмотрено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными:
- — в документе, подтверждающем право собственности;
- — в паспорте самоходной машины и других видов техники.
Таким образом, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога.
Государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него[1]. В отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна.
Государственная регистрация гражданских воздушных судов РФ является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника[2].
Документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться:
- — договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату;
- — справка-счет;
- — документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств па собственника транспортных средств).
Документами, подтверждающими передачу транспортных средств, могут являться:
- — расписка в получении транспортных средств;
- — документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю.
Документами, подтверждающими передачу па основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством, могут являться:
- — доверенность на право, в том числе владения и распоряжения;
- — копия доверенности, заверенная нотариусом.
Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ[3].
В перечень транспортных средств для целей налогообложения не вошли:
- 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.;
- 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- 3) промысловые морские и речные суда;
- 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- 6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- 7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- 9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
- 10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Статьей 359 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по типу транспортного средства:
- 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
- 1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
- 2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
- 3) в отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше, — как единица транспортного средства.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 10 раз (ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно). Субъекты РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ.
Рассмотрим несколько примеров. На примере Хабаровского Края и Рязанской области можно проследить, как реализуются нормы НК РФ в части установления налоговых ставок по транспортному налогу.
Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском краe» установлены следующие налоговые ставки по транспортному налогу.
Наименование объекта налогообложения. | Налоговая ставка, руб. |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. | |
свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно. |
Продолжение таблицы
Наименование объекта налогообложения. | Налоговая ставка, руб. |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно. | |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно. | |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт). | |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно. | |
свыше 20 л.с. до 30 л.с. (свыше 14,7 кВт до 22,06 кВт) включительно. | |
свыше 30 л.с. до 40 л.с. (свыше 22,06 кВт до 129, 42 кВт) включительно. | |
свыше 40 л.с. (свыше 29,42 кВт). | |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно. | |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт). | |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. | |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно. | |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно. | |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно. | |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт). | |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы). | |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно. | |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт). |
Окончание таблицы
Наименование объекта налогообложения. | Налоговая ставка, руб. |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. | |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт). | |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. | |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт). | |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. | |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт). | |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости). | |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы). | |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги). | |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства). |
Законом Рязанской области от 22.11.2002 № 76−03 «О транспортном налоге па территории Рязанской области» установлены налоговые ставки в следующих размерах.
Наименование объекта налогообложения. | Налоговая ставка, руб. |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. | |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно. | |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно. |
Продолжение таблицы
Наименование объекта налогообложения. | Налоговая ставка, руб. |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно. | |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт). | |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно. | |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно. | |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт). | |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно. | |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт). | |
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. | |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно. | |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно. | |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно. | |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт). | |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы). | |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно. | |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт). | |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. | |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт). |
Окончание таблицы
Наименование объекта налогообложения. | Налоговая ставка, руб. |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. | |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт). | |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. | |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт). | |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости). | |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы). | |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги). | |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства). |
Налоговые льготы по данному налогу могут устанавливаться законами субъектов РФ. Правовая позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу изложена в его Постановлении от 02.12.2013 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области „О транспортном налоге“ в связи с запросом Законодательного Собрания Челябинской области». Предметом рассмотрения стал п. 2 ст. 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» в части, регулирующей предоставление налоговой льготы по транспортному налогу пенсионерам, в собственности которых находятся легковые автомобили.
Статьей 362 НК РФ установлен следующий порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по транспортному налогу.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
- 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
- 1,3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
- 1,5 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
- 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
- 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
- 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
При этом исчисление сроков начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. разметается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Сроки уплаты налога и авансовых платежей. Суммы налога и авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате налогоплательщиком в региональный бюджет, исчисляются законами субъектов РФ в порядке, установленном ст. 362 НК РФ. Например, Законом Рязанской области от 22.11.2002 № 76−03 «О транспортном налоге на территории Рязанской области» установлены следующие сроки: 1) срок уплаты налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода, для налогоплательщиков, являющихся организациями, устанавливается 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом; 2) срок уплаты налога, подлежащего уплате, но итогам налогового периода, для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, устанавливается 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Законом Республики Башкортостан от 27.11.2002.
№ 365-з «О транспортном налоге» установлены следующие сроки уплаты налогов и авансовых платежей: 1) налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода налогоплательщиками, являющимися организациями, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом; 2) налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, уплачивается не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения по транспортному налогу установлены приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7−11/99@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения» .
- [1] См. ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ и ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001.4″ 24-ФЗ.
- [2] См.: приказ Министерства транспорта РФ от 02.07.2007 № 85 «Об утверждении Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации» .
- [3] См.: постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.02.2013 № 11 418/12 по делу № А29−8355/2011.